Поехали... блин. 80. Диссонансы нынче в моде

                80. Диссонансы нынче в моде.

Господа, учитесь петь в унисон. Это к тому, что диссонансы нынче в моде в таких масштабах, что «уши сворачиваются в трубочку». Нет, я не о себе. Знаете ли, за столько лет в профессии уже привык ко всякого рода «изыскам» в области вокального пения. Мои коллеги всё чаще путают многоголосие с разноголосием. Попробую пояснить. Многоголосие - это когда все вокальные партии исполняются хорошо. Кстати, это встречается всё реже. Вот, а разноголосие, это когда слушать пение становится невыносимо. И опять я не о себе, ибо стараюсь придумать всем этим «экзерсисам» в обнимку с фальшью хоть какое-то объяснение, чтобы скрасить восприятие в пользу исполнителей. Кстати, иногда удаётся услышать много загадочных созвучий, что несколько разнообразит музыкальную палитру.
Теперь о том, как избежать диссонансов в работе с коллективами. На моей памяти есть только один пример из прошлого, когда только-только шведская группа «АББА» начинала завоёвывать «звёздный Олимп» и музыкальные критики отдали ей «пальму первенства» в пении в унисон. Как не парадоксально, но именно унисон является показателем способности вокального коллектива петь на голоса слаженно.
И вот день сегодняшний. Я не буду далеко ходить и проанализирую творчество наших местных коллективов, работающих в вокальном жанре. Тут есть всякие ансамбли. Почти у всех один недостаток: отсутствие чистого унисона. Боюсь, что это навсегда, поскольку сами руководители не хотят этого замечать и выдают такие выступления за живое исполнение, за что хочется им посоветовать сменить профессию.
Мне сейчас скажут, мол, прежде чем так рассуждать, надо самому попробовать. К счастью, я не «кабинетный деятель» и почти сорок лет отдал работе с детскими и подростково-юношескими вокальными группами. Обратите внимание: не с ансамблями, а именно с группами, где численность не предусматривает никакой массовости: состав участников от трёх человек и до семи. Чтобы научить даже такое количество людей чисто петь, требуется как минимум года три, а то и больше. И лучше это начинать с детства. Ещё обязательно надо проводить тщательный отбор желающих, ибо все слышат по-разному. Именно для этого лучше всего отсматривать их в раннем возрасте. Процесс учения довольно длительный. Вот, и не у всех терпение железное. Надо учитывать их взросление и интересы, которые с возрастом могут претерпеть изменения. Кстати, именно всего этого многие мои коллеги и не учитывают. Всё делается по старинке и на авось.
Сейчас я отошёл от всего этого. Чуть-чуть консультирую, чуть-чуть обучаю и всякого рода конкурсы не обременяю своим присутствием. Раньше, если я приводил своих воспитанников на подобные «мероприятия», мои коллеги шутили, что опять им не достанутся первые места. Кстати, талантливых среди них хватает и даже в наши дни, хотя изменились правила участия в конкурсах. Сегодня можно, если получится даже под плюсовку «блеснуть» уровнем. Все хотят регалий. Как там у Михаила Булгакова говорит профессор Воланд: «Их испортил квартирный вопрос?» Так вот это можно переадресовать всем тем, кто сегодня получает дипломы разного достоинства за участие в вокальных конкурсах.
Я тут полистал на досуге материал с различных местных фестивалей. Ничего не изменилось в сущности. Во-первых, куча коллективов поющих по принципу: лишь бы петь. Тут много вопросов к их руководителям. Во-вторых, и я об этом всегда говорил, что песня должна соответствовать возрасту исполнителя. Да, репертуар ещё тот. В-третьих, выходя на сцену, берёте на себя определённую ответственность, поскольку в зале находятся не только члены жюри и родители участников, но ещё и все другие. Вот, а никакой ответственности и в помине нет.
Ну, сейчас опять на меня «повесят всех своих собак». Даже не пытайтесь, поскольку я знаю, о чём говорю. Примерно год назад ко мне привели славного ребёнка, которого в нашей местной «школе рока» пытались научить петь. Мальчишка детсадовского возраста, а ему дали растиражированную песню «Батарейка». Чем думала его руководительница, не трудно догадаться. И таких примеров у меня куча.
Замечу, что всё подобное и раньше встречалось и было весьма затруднительно понять такой подход взрослых в работе с детьми. А вот совсем свежий пример. Довольно скандальный коллектив «Икс плюс», которым руководит одна дама с подпорченной репутацией. Казалось бы, дети как дети, только всё совсем не так. Дело в том, что их усердно хотят подтянуть за уши до взрослости. Ну, вот такое понимание целей и задач в работе с детьми.  Один только вопрос: «А зачем?» Может это такая месть руководителя тем, кто будет жить дольше её?
Сегодня есть возможность сделать плюсовку и открывай рот, зарабатывай себе бонусы за якобы «живое исполнение». Что-то в этом не так. Или я ошибаюсь? Раньше плюсовки использовались только во время съёмок на телевидении. Сегодня не зазорно даже на фестивале провернуть такую махинацию. Кстати, наша местная студия «Класс!» этим не брезговала и раньше, о чём я уже рассказывал в предыдущей новелле. Но речь не о них, а о том, что подражателей этой сегодняшней моде становится всё больше и больше.
Буквально вчера полистал отчёт о последнем фестивале «Долг. Честь. Родина», проходившем у нас в городе в эти выходные. Это какое надо иметь терпение тому же самому звукооператору, чтобы выдержать до конца это «испытание». Жму руку коллеге! Ничего не изменилось: всё та же фальшь и высокопарные слова о Родине и долге. А вот самого пения так мало было, что не цепляет это наше патриотическое воспитание нисколько.
Ну, об этом пока так. Мне тут сейчас скажут, мол, дети болеют часто и нет возможности подчистить вокал из-за этого. Вы не понимаете, что это враньё? И делаете вы это осознанно, коллеги. А как же ваши воспитанники? Вы же учите их лжи и они это впитают, и понесут всё это дальше. Ради чего так-то с ними?
 И потом, если в стране пандемия и столько людей болеет, то за каким проводить подобные мероприятия? Замечу, что распоряжение губернатора области об ограничении массовых мероприятий пока никто не отменял. Или я что-то пропустил? А может это элементарная наша беспечность? В любом случае, спасибо организаторам, что о себе напомнили. Живы и славно!
  В заключение хочу отметить работу тех, кто действительно делает свою работу профессионально: Тушеву Ольгу, Фроловскую Юлию, Пригожаеву Наталью. Равнение на лучших, господа!


Рецензии