Тушнова В. М

                Коротко о Веронике Михайловне Тушновой  (1911 – 1965)

                Всё начинается с детства


     Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1911 года в городе Казани  -  столице Татарии. Этот город расположен на Волге и Вероника много писала о родных волжских просторах:
    Волга, Волга моя,
    Всюду  -  ты, вечно – ты,
    Сколько в жизни тобою
    Расставленных вех.

   Сегодня Казань – крупный промышленный город. Это своеобразное соединение Востока и Запада.  Казань – город университета. В нём и раньше учились великие люди, а позже там училась и Тушнова.  Но прежде  Вероника закончила школу в 1928 году. Хорошо говорила на французском и английском языках.
    Под влиянием отца поступает в Казанский университет на медицинский факультет.  Её отец – медик-ветеринар и служит профессором ветеринарного института города Казани.
    Может быть потому, что её отец – ветеринар,  Вероника любила всякое зверьё:
    Я люблю их. Всяких.
    Холёных и грязных,
    Маленьких и огромных,
    Красивых и безобразных.

    А ещё она любила рисовать и часто выезжала на этюды. И если бы она не стала поэтом, вполне возможно она стала бы художником

    С детства Вероника ценила и песню.
    Я любила и холод вокзала,
    и огней исчезающий след…
    Я, должно быть, тогда ещё знала –
    так рождается песня на свет.

                /Раздаётся песня  Д.Тухманова  «Миллион лет до нашей эры.
                Стихи Вероники Тушновой/

   В 1938 году Вероника вышла замуж за врача – психиатра  Юрия Розинского, (выходила она замуж дважды, но ни разу не меняла свою девичью фамилию, не брала фамилии мужей,  поэтому русскую поэтессу, написавшую много  лирических стихов, часть из которых советские композиторы превратили в песни, мы знаем как Вероника Тушнова) а вскоре родилась дочь Наташа.
    
   Ветер стукнул форточкой,
                кисею струя,
   Здравствуй, милый свёрточек,
                доченька моя!

   Впоследствии Наташа стала филологом, родила двоих детей – Наталью и Михаила. Их бабушка, Вероника Михайловна, тогда писала:
   «Я никогда не думала, что дети приносят столько мира и тепла».
       Учась в университете Вероника переводится в Ленинград, где и заканчивает Медицинский институт, а позже поступает в аспирантуру в Москве. Занимаясь наукой, Вероника не оставляет и поэзию. К ней приходит окончательное решение и она в 1941 году поступает в Москве в Литературный институт им. Горького.
Но началась война. Тушновой пришлось бросить учёбу, она работает нейрохирургом в госпитале, лечит раненых советских солдат.

Насыпает камешки в ведёрки,   
Носит от скамейки до ворот…
Я стою на солнечном пригорке,
В первый раз в пилотке, в гимнастёрке,
Девочка меня не узнаёт.
    Я сама себя бы не узнала
     Три недолгих месяца назад…
     Вдруг она вгляделась, подбежала,
     Засмеялась:  «Мама, ты – солдат?»

    В 1944 году в  «Новом мире» появляется её стихотворение  «Хирург», посвящённое
Н.Л.Чистякову – врачу, с которым Вероника работала в госпитале.

Порой он был ворчливым оттого,
Что полшага до старости осталось,
Что, верно, часто мучила его
Нелёгкая военная усталость. 
Но молодой и беспокойный жар
Его хранил от мыслей одиноких –
Он столько жизней бережно держал
В своих ладонях, умных и широких.
И не один, на белый стол ложась,
Когда терпеть и покоряться надо,
Узнал почти божественную власть
Спокойных рук и греющёго взгляда.
     Своей тоски ничем не выдал он,
     Никто не знает, как случилось это. –
     В какое утро был он извещён
     О смерти сына под Одессой где-то…
     Не в то ли утро, с ветром и пургой,
     Когда, немного бледный и усталый,
     Он паренька с раздробленной ногой
     «Сынком» назвал, совсем не по уставу.

     Брак с Юрием Розинским распался и Вероника в 1950 году выходит замуж за Ю.П.Тимофеева. С ним она прожила десять счастливых лет. Однако и этот брак развалился. Расставание было очень тяжёлым и тягостным. Вероника остаётся одна и горестно размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях.
     Вместе со стихами в это время её спасают и переводы текстов. Она была хорошим переводчиком и делала стихи многих зарубежных поэтов известными для советских людей.  Вероника знала много иностранных языков и переводила с польского и румынского,  с хорватского и индийского, и многих, многих других.

    Кроме того, как и все советские люди, она была по-своему увлечена поэтом Пушкиным. Также как и Александр Сергеевич,  Вероника любила осень. И в стихотворении «Осень» есть такие строки:

И кажется мне, что над Соротью где-то,
в холодном осеннем дыму,
такая же ночь приходила к поэту
и спать не давала ему.

                /Песня Д.Тухманова  «Бессонница».  Стихи В. Тушновой/

                Всё начинается с детства   

     Большой интерес вызывают путевые стихи, написанные по мотивам частых переездов по стране. Ездить по большой стране Вероника любила с детства.

Мы праздник встречали в дороге,
Мы песни хорошие пели,
Мы пили вино из стаканов
и рюмок плохого стекла.
     Мы были одними из многих,
     которых вот так же качало,
     которых такая же сила
     по дальним дорогам влекла.
Почти незнакомые люди,
пришли мы друг другу на помощь,
и каждый старался соседа
утешить, что, мол, не беда,
что всё ещё в будущем будет
и что новогодняя полночь
с весёлой и дружной беседой
в пути хороша иногда.
     Свистки улетали далече…
     Мы пели, смеялись, молчал
     мечтали при свете неярком   
     в вагоне, продутом насквозь…
     И был этот праздничный вечер
     моим новогодним подарком,
     а счастье, что мне пожелали,
     тотчас по приезде сбылось!

     Счастьем было то, что Вероника вскоре влюбилась.

                /Песня М.Минкова  «А, знаешь, всё ещё будет…./

     Вероника Михайловна влюбилась в поэта Александра Яшина. Вообще-то от рождения он – Попов. Попов Александр Яковлевич. Но Александр  хорошо знал, что он сын солдата Яши. Его отец – Яков – воевал в  Первую мировую войну.
И поэтому он взял себе фамилию  по имени отца – Яшин.
    Это тот самый Яшин, который написал:

 В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
         отечество, верность, братство.
А есть ещё – совесть, честь.
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова.
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!

    До Яшина мало кто говорил об этих словах так просто и так ясно. «Время и Слово» - это те явления, с которыми следует общаться осторожно, и которых уже потом  никогда не вернёшь назад.
    Ещё в глубокой древности все предания  и сказки передавались следующему поколению устно, словом!  Письменность изобрели много позже. Недаром в русском фольклоре родилась и существует такая поговорка:  «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».

     В эти годы влюблённая Вероника много и легко писала. Она мало написала стихов первому и второму мужу, а о своих отношениях с Яшиным  она написала очень много. «Какое несчастье случилось со мной – я жизнь прожила без тебя»!
Эта любовь оказала большое влияние на её лирику.

Мы шли пустынной улицей вдвоём
в рассветный час, распутицу кляня.
И, как всегда, под самым фонарём
ты вдруг решил поцеловать меня.
     А нам с тобой навстречу в этот миг
     весёлые студенты, как на грех…
     Мы очень, видно, рассмешили их –
     так дружно нам вдогонку грянул смех.
     И слышен был их разговор таков:
     - Видали вы подобных чудаков?
     - И впрям чудак, ведь он уже не молод!
     - Да и она совсем не молода.
Давай простим их неуместный смех.
Но где ж им знать, что мы – счастливей всех!
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что старости-то нет!


     По женски она была уже не молода к этому времени, но

Я пенять на судьбу не вправе,
годы милостивы ко мне:
если молодость есть вторая –
лучше первой она вдвойне:
откровеннее и мудрее,
проницательней и щедрей:
     Я горжусь и любуюсь ею –
     этой молодостью моей.
Та подарком была, не боле,
Та у всех молодых была.
Эту я по собственной воле
Силой собственной добыла.

     Вероника влюблена была не на шутку:

Мы шли не глядя, наугад,
И было так легко идти.
Ещё не зная, что назад
Уже отрезаны пути.

     Да, пути назад отрезаны, дороги нет. Жизнь не исправишь, она продолжается и приходится проживать так, как она есть. Для влюблённой Вероники Михайловны это был, с одной стороны, - гормон радости, а с другой – гормон душевной боли. Дело в том, что Яшин был женат.
     К этому времени у него была вторая жена Злата, из дворян, дочь белогвардейца. Она создавала уют в доме, привечала друзей и гостей, играла на фортепиано. После первого брака у Яшина жило двое детей, Злата родила ещё пять. И Яшин крутился волчком, он брался за любую работу, чтобы прокормить их всех.
     Злата тяжело переживала его душевный разлад, хотя в это время Яшин сочинял весёлые стихи:

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»!  «Добрый вечер»!
«Доброй ночи»! – говорим.
     Если к чаю иль к обеду
     В дом войдёшь – не любо, что ль,
     Поклонясь, сказать соседям:
     «Чай да сахар»!  «Хлеб да соль»!
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
                пожелание добра.

     А на сердце скребли кошки. Яшин разрывался между Златой и Вероникой:  Злата – самый дорогой человек, но и Вероника – Яшин это чувствовал – любила его всей душой.
 Я люблю глаза твои горькие,
 как кора молодых осин,         
 улыбку твою родную,
 губы, высохшие на ветру…

     Она ничего не могла с собой поделать:

Я без тебя училась жить
и принялась за дело:
костёр сумела я сложить –
гудело, а не тлело.
     Я без тебя училась жить…
     Как сердце не болело, -
     Сумела песню я сложить,
     Не плакала, а пела.
На озарённые кусты
глядела ясным взглядом…
Но вышел ты из темноты
и сел со мною рядом.

     Вероника очень переживала, когда Яшин обещал приехать пообщаться и… не приехал:

Быть хорошим другом обещался,
звёзды мне дарил и города,
а уехал…и не попрощался,
и не возвратится никогда.
     Я о нём потосковала в меру,
     в меру слёз горючих пролила…
     Прижилась обида, присмирела,
     люди обступила и дела.
Снова поднимаюсь на рассвете,
Пью с друзьями, к случаю, вино,   
И никто не знает, что на свете
Нет меня уже давным-давно.

     Её лучшие друзья считали, что у них на ладони лежит пульсирующее, окровавленное сердце, нежное и трепетное.

Нам не позволено любить.
Всё, что с тобою связано,
Мне строго-настрого забыть
Судьбой моей приказано.
     Но каждый миг, и час, и год
     мои. На веки вечные.
     Пока наш поезд не придёт
     На станцию конечную!

     Поезд пришёл быстрей, чем кто-либо думал. Жизнь всё рассудила по-своему.
     Вероника Михайловна в 54 года попала в больницу. У неё – рак. Неизлечимый.
Она попала в больницу, когда поняла, что Яшин никогда не сможет оставить семью, никогда не предаст Злату и своих детей.
               
Я прощаюсь с тобою
у последней черты.
С настоящей любовью,
может, встретишься ты.
Пусть иная, родная,
та, с которою – рай,
всё равно заклинаю:
вспоминай! вспоминай!
     Вспоминай меня, если
     хрустнет утренний лёд,
     если вдруг в поднебесье
     прогремит самолёт;
     если утром белёсым
     закричат петухи,
     вспоминай мои слёзы,
     губы, руки, стихи…

                /Песня М.Минкова «Вспоминай меня»/

     Последнее их свидание происходило в больнице, когда  Тушнова была уже на смертном одре. Но и тогда у неё всё-таки оставались надежды:
 
Терпеливой буду, стойкой,
Молодой, назло судьбе!
Буду жить на свете столько,
Сколько надобно тебе.

     Этот мучительный плен длился у Вероники Михайловны до конца её дней. Она часто  теперь говорила: «Я недолго буду с тобою – всего лишь до своего последнего часа».
     Последний час наступил в 1965 году. Умирала Вероника не только от болезни, но и от потери любимого человека. Яшин так и не смог побороть себя: он не оставил Злату и своих многочисленных детей, отпуская из рук, такую страстную и грешную любовь.

                /Песня композитора Марка Минкова «Не отрекаются, любя»/



                К    О    Н    Е    Ц


Рецензии
Вероника Тушнова дружила с Юлией Друниной. Я иногда нахожу схожесть в их стихах. Мне дороги обе эти поэтессы. С теплом.

Наталья Скорнякова   14.05.2023 18:29     Заявить о нарушении