Русь времена трех царств

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В данной статье попробуем дать ответы на вопросы о времени существования трёх царств русов, и о том какие археологические культуры им могли соответствовать.
Необходимо отметить, что в «Повести временных лет» (ПВЛ) и в русских летописях нет упоминаний о трех царствах русов арабских географов, а у арабских географов нет упоминаний о едином государстве русов и династии Рюрика (подробнее в моих статьях «Что говорит и о чём умалчивает "Повесть временных лет"? Арабские географы. Русы и славяне», «Древность русской государственности. Три земли или царства русов», «Что мешало Хазарскому Каганату расширятся на север?»)

          Из чего можно выдвинуть следующие предположения.

          Во – первых ПВЛ писалась на два века позже с активным участием церкви, которая была не заинтересована в упоминании о трех царствах русов, их мировоззрении или вере.

          Во- вторых арабские географы ничего не говорят о объединённом русском государстве, созданное Олегом Вещим согласно ПВЛ в 882 году, только потому что описывали события на Руси до этого объединения несмотря на то, что многие их материалы выходили уже после объединения Руси.

          В - третьих версия о том, что в ПВЛ события на Руси не просто сильно искажены, а многое просто выдумано.

          О «Повести временных лет» исчерпывающе сказал исследователь, писатель, кандидат философских наук, Олег Матвейчев в своей работе «А был ли Рюрик и Киевская Русь?» О том, что ПВЛ «в строгом смысле слова не является летописью». Это не хроника: «Где бы историк записывал год за годом то, что видел, это своего рода дайджест: собрание выписок и переводов византийских … собрание легенд, мифов и сказок, некритически подобранных противоречивых легенд. Все - до кучи.»
ПВЛ писалась: «Минимум, тремя (!!!) авторами, это только точно, что стопроцентно доказано, возможно, переписчиков было больше. Эти авторы исправляли друг друга, вычеркивали куски, дополняли от себя, то, что им казалось важным или что требовал политический или религиозный заказ.» И особенно отмечается: «Что для христианских историков, авторов «Повести временных лет» вся история до принятия христианства на Руси была не нужна, и они были склонны изображать ее «темными веками» и делать все для ее забвения.»

          Итак, мы будем исходить из того, что три царства русов существовали по крайней мере до создания Олегом Вещим в 882 году объединенного русского государства. Возможно, что происходили некие события (войны или мор) в результате чего после упадка сложились условия к их объединению.

          Что говорится о трех царствах: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозятся черные соболи и свинец. … Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные места из Рума, внутренние Булгаре же суть христиане".» (Из "Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной коло половины X века)

          Мы рассмотрим археологические культуры на Русской равнине, которые относятся к славянам и существовавшие в период с V – IX века на территории будущей Руси.

          В Большой Российской энциклопедии говорится: «В Псков­ско - Иль­мен­ском ре­гио­не это – куль­ту­ра псков­ских длин­ных кур­га­нов (5–8 вв.), по всем при­зна­кам со­от­но­си­мая с ран­не­сред­не­ве­ко­вы­ми сла­вян­ски­ми древ­но­стя­ми, она по­сте­пен­но пе­ре­рас­та­ет в древ­не­рус­скую ... Кри­ви­чи псков­ские бы­ли пря­мы­ми по­том­ка­ми но­си­те­лей куль­ту­ры псков­ских длин­ных кур­га­нов. В Смо­лен­ско-По­лоц­ком ре­гио­не фор­ми­ру­ет­ся  ту­шем­лин­ская куль­ту­ра (5–7 вв.) … В 8 в. сю­да пе­ре­се­ля­ют­ся сла­вя­не из Псков­ско - Иль­мен­ских зе­мель, скла­ды­ва­ет­ся куль­ту­ра смо­лен­ско-по­лоц­ких длин­ных кур­га­нов (8–9 вв.), ото­жде­ст­в­ляе­мая со смо­лен­ско-по­лоц­ки­ми кри­ви­ча­ми»

          Добавим к этому Культуру новгородских сопок — «славянскую раннесредневековую археологическую культуру, существовавшую на территории современного Великого Новгорода и возникшая из союза разных племен. Сформировалась примерно в VII—VIII веках». В Большой Российской энциклопедии о ней сказано: «Сопок культура - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра 8–11 вв. в бас­сей­нах оз. Иль­мень, рек Вол­хов, Сясь, верх­не­го и сред­не­го те­че­ния Мо­ло­ги, вер­хо­вий Лу­ги, Плюс­сы. Ха­рак­тер­ны сопки, рас­по­ло­жен­ные по од­ной, в осн. две – че­ты­ре, до шес­ти (из­ред­ка до 20) близ се­лищ, гор. цен­тров Старая Ладога (бо­лее 40 со­пок), Рюриково городище и др. На се­ли­щах, об­ра­зую­щих ско­п­ле­ния (гнёз­да), изу­ча­лись сруб­ные до­ма с пе­ча­ми-ка­мен­ка­ми в уг­лу, ямы и др. хо­зяйств. со­ору­же­ния, сви­де­тель­ст­ва па­шен­но­го зем­ле­де­лия, жи­вот­но­вод­ст­ва, ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, кос­то­рез­но­го и др. ре­мё­сел, про­мы­слов, тор­гов­ли (сре­ди на­хо­док –дирхемы и др.). Леп­ная ке­ра­ми­ка (в осн. горш­ки с реб­ром в верх­ней час­ти) с сер. 10 в. вы­тес­ня­лась сде­лан­ной на кру­ге. С. к. сло­жи­лась в хо­де слав. рас­се­ле­ния, при­вед­ше­го к об­ра­зо­ва­нию словен; яви­лась ос­но­вой др.-рус. куль­ту­ры Нов­го­род­ской зем­ли.»

          По - нашему мнению археологические культуры псков­ских длин­ных кур­га­нов 5 – 8 веков и новгородских сопок 8-11 веков, как раз соответствуют временам существования царства Славии арабских географов. В этих культурах были уже и свои города, и крепости такие, как Ладога, Любшанская крепость, Рюриково городище и сотни других городищ того периода.

          Рассмотрим археологические культуры на территории вятичей - это Мощинская и Роменская культуры.

          Мощинская археологическая культура железного века: «Существовавшая в IV—IX веках на территории Калужской, Орловской и Тульской областей .... Они также составили местный этнический субстрат, определивший своеобразие представителей восточнославянского племенного союза вятичей. Жили мощинцы в укрепленных городищах, а мертвецов своих сжигали и хоронили в курганах. («Происхождение русов (что говорит археология» https://legenda01.livejournal.com/703.html)

          В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) говорится: «Мо­щин­ская куль­ту­ра (М. к.). Вы­де­ле­на П. Н. Третьяковым в 1940-е гг.; совр. по­ни­ма­ние ос­но­ва­но на ра­бо­тах В. В. Седова, Г. А. Ма­са­ли­ти­ной, А. М. Во­рон­цо­ва.

          Распространена в бас­сей­не верх­не­го те­че­ния р. Ока. Осн. ма­те­риа­лы да­ти­ру­ют­ся 3–5 вв., вы­де­ля­ет­ся 4 пе­рио­да. На тер­ри­то­рии Туль­ской обл. по­лу­че­ны сви­де­тель­ст­ва о су­ще­ст­во­ва­нии тра­ди­ций М. к. до 9 в. на па­мят­ни­ках, рас­по­ло­жен­ных на мел­ких при­то­ках Оки, и не­ко­то­рых па­мят­ни­ках Роменской культуры.

          Мы­со­вые и т. п. го­ро­ди­ща, ук­ре­п­лён­ные ва­лом (в ред­ких слу­ча­ях дву­мя) с на­поль­ной сто­ро­ны, се­ли­ща (ма­ло ис­сле­до­ва­ны). По­строй­ки в осн. на­зем­ные, раз­мером ок. 20 м2. В бас­сей­не Уг­ры из­вест­ны кур­ган­ные мо­гиль­ни­ки; под на­сы­пью кур­га­на про­сле­жи­ва­ют­ся ос­тат­ки коль­це­вой ог­ра­ды – час­то­ко­ла; в ос­но­ва­нии на­сы­пи – тру­по­сож­же­ния на мес­те, сре­ди ин­вен­та­ря – со­су­ды, ок­ские фи­бу­лы с кноп­кой на нож­ке, пряс­ли­ца, пла­стин­ча­тое кре­са­ло, фраг­мен­ты обож­жён­ных бы­то­вых пред­ме­тов и ук­ра­ше­ний. Ке­ра­ми­ка леп­ная, есть ло­щё­ная; ха­рак­тер­ны горш­ки с вы­де­лен­ным пе­ре­хо­дом к вы­со­ко­му вен­чи­ку, из­ред­ка ор­на­мен­ти­ро­ван­ные на­сеч­ка­ми и разл. вдав­ле­ния­ми по верх­не­му краю; реб­ри­стые мис­ки с вы­со­ким ци­лин­д­рич. или рас­тру­бо­об­раз­ным вер­хом; за ис­клю­че­ни­ем По­уго­рья, рас­про­стра­не­ны гли­ня­ные ско­во­ро­ды с не­вы­со­ки­ми бор­ти­ка­ми…»

          В этой культуре были свои города – их остатками являются десятки найденных археологами древних городищ, таких как городище Мощино по которой и получила название культура: «Мощино - го­ро­ди­ще ран­не­го же­лез­но­го ве­ка и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья на пра­вом бе­ре­гу р. По­пол­та [ле­вый при­ток р. Рес­са (Ре­са) – пра­во­го при­то­ка р. Уг­ра], в Мо­саль­ском р-не Ка­луж­ской обл. (Рос­сия). От­кры­то Н. И. Бу­лы­чо­вым в 1888, рас­коп­ки: его же (1888), Т. Н. Ни­коль­ской (1958), И. К. Фро­ло­ва (1974–1980).»(БРЭ)

          Вы­де­ля­ют­ся слои мо­щин­ской куль­ту­ры даже 3–5 вв.: «Зна­ме­ни­тый клад, най­ден­ный в 1888, и др. на­ход­ки кру­га восточноевропейских дымчатых эмалей, ок­ские фи­бу­лы с кноп­кой на нож­ке, то­по­ры, на­ко­неч­ни­ки стрел и ко­пий и др.) и др.-рус. куль­ту­ры 11–13 вв.»

          Отметим и славянское племя, отличительной чертой которого являлось ношение его женщинами браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами, а височные кольца это отличительный славянский признак. (Подробнее в моих статьях «Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря», «О названии неизвестного славянского племени междуречья Клязьмы и Волги», «Рюрик был приглашён на княжение славянами.»

          Появление мери напрямую связано с появлением в междуречье Оки и Волги славян.

          «Точка зрения, согласно которой происхождение мери связано с появлением в Волго-окском междуречье «славян» в середине I тыс. н. э., была выдвинута В. В. Седовым в ряде работ (Седов, 1994. С. 67; 1995. С. 223, 224;1999а. С. 97–100) и в окончательном виде изложена в разделах двух монографий (Седов, 199б. 145–158; 2002. С. 388–397). ….. «Этноним славянской группировки, колонизировавшей около середины I тыс. н. э. территории будущей Ростово-Суздальской земли, неизвестен. В период становления древнерусского государства население этой земли называлось мерей. По-видимому, летописец, отмечая, что «перьвии насельницы... в Ростове меря», имел в виду не финно-язычное племя, а древнерусское население, проживавшее в землях мери, активно включенной в ассимиляционный процесс» (там же. С. 158).(«Славянские корни» мери. Критика славянофильской гипотезы В.В. Седова» автор Леонтьев Андрей Евгеньевич, Институт археологии РАН http://www.merjamaa.ru/news/slavjanskie_korni_meri..)

          «Славянское племя "Сомкнутых (не завязанных) браслетообразных височных колец", известное в летописях как "Меря", с 5 века н.э. заселило Волго - Клязьменское и Волго-Окское междуречье … и фактически полностью ославянило местное .. население ещё до прихода в этот регион племён кривичей, словен и вятичей в 9 веке вместе с властью государства Русь из Новгорода. Седов В.В. из «Этническая историия населения средней полосы Русской равнины во второй половине I тыс. н.э.» (Седов - авторитетнейший историк-славист и археолог, на раскопках с 40-х годов, академик РАН и Латвийской Академии Наук.) («Владимирско - Ростовские земли ("Меряния", Мурома) стали славянскими ещё до образования государства Русь» https://nerukopozhatner.livejournal.com/29679.html)

          По - нашему мнению территория, занимаемая мощинской и роменской культурами и территория славянское племени сомкнутых (не завязанных) браслетообразных височных колец междуречья Клязьмы и Волги составляли Атанию, упоминаемую арабскими географами. С многими городами остатками которых являются Сарское городище, Сунгирское городище и с множество других городищ.

          Колочинская культура время существования которой - это период «первой – третьей четвертей I тыс. н.э. рубеж VII–VIII вв.»

«Территория распространения колочинской культуры охватывает лесную часть Поднепровья, нижнее течение Березины, Посожье, Подесенье, северную часть Днепровского лесостепного Левобережья, включая Посеймье, бассейны Верхнего Псла и Верхней Ворсклы, вплоть до верховьев Северского Донца … Вопрос о северной границе дискуссионен: Е.А. Шмидт относил ряд памятников Верхнего Поднепровья и верхнего течения Западной Двины к тушемлинской культуре, Н.В.Лопатин и Е.А.Горюнов – к колочинской. На юге, в районе верхнего течения Сулы, Псла, Ворсклы фиксируется обширная зона колочинско - пеньковских контактов. Из основного ареала, «ядра» культуры, происходили периодические «выплески» населения на север и северо-восток в район истоков Днепра и прилегающей части Западного Подвинья, на юго-запад в Среднее Поднепровье и на восток в верховья р. Воронеж ….Большое значение имели работы П.Н.Третьякова, предложившего периодизацию древностей Подесенья первой – третьей четвертей I тыс. н.э. и датировавшего верхнюю границу существования колочинской культуры рубежом VII–VIII вв. (Третьяков, 1982, с. 71–83, 133). Е.А.Горюнов развил его идеи и доказал генетическую связь колочинской и деснинского варианта киевской культур» ( «Раннеславянские древности.Колочинская культура» http://earlyslavs.ru/culture/the-kolochin-culture)

          Можно предположить, что колочинская культура с её городищами и селениями это царство русов арабских географов с центром в Куябе.

          Таким образом мы предположили, как и на основе каких археологических культур могли разделяться три царства русов.

          Завершим статью цитатой из работы Монгайта А.Л. " К вопросу о трех царствах Древней Руси": «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. (В. А. Пархоменко. У истоков русской государственности. Л., 1924.) Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.»


Рецензии