День театра. Великие Луки и Михаил Булгаков

эссе

Безусловно, город Великие Луки  не имел такого значения в жизни и в творчестве Михаила Афанасьевича  Булгакова, 
как  города Киев или Москва. Писатель ни разу не был в нашем городе. 
Но,  по улицам Великих Лук, ходили люди, лично знавшие знаменитого русского писателя,
ходила женщина, которая сыграла в его жизни, возможно, самую главную роль.

Театр, как судьба. Первая муза Михаила Булгакова в Великих Луках

Они познакомились летом 1908 года в Киеве. 15 –летняя Татьяна Лаппа, приехавшая погостить
к своим родственникам и 17-летний гимназист Михаил Булгаков. 
Дружба молодых людей переросла в более сильное чувство. Через несколько лет,  26 апреля 1913 года,
Михаил и Татьяна повенчаются в Киеве. Они проживут вместе 11, наполненных радостями и печалями,
опасностями очередной русской смуты и мужественными трудами по их преодолению,
поездками по России  и «покорением» Москвы – не простых, но всё-таки совместных, счастливых лет.
Своими повседневными трудами и заботами Татьяна Николаевна не раз спасала, в прямом значении этого слова,
для мировой и русской культуры, литературы, театра, кино, своего мужа, ставшего знаменитым писателем.
Во многом благодаря этой женщине поколения читателей, зрителей многих стран наслаждаются
глубокими произведениями смелого мастера русского слова. 
В 1924 году, по иронии судьбы  в апреле, жизненные пути их разойдутся, но в глубине своих душ,
по моему мнению, они всегда были вместе, всегда помнили, уважали и любили друг друга,
как в те летние, счастливые, киевские дни их первых встреч.

Татьяна родилась 23 ноября (6 декабря) 1892 года в дворянской семье
Николая Николаевича Лаппа и Евгении Викторовны Лаппа (в девичестве Пахотинской) в Рязани.
Отца, по службе его в Казённых  палатах, часто переводили в разные города России.
Большая семья Лаппа, в которой было 6 детей – 4 сына и две дочери, жила в Екатеринославе,
затем в Омске, а потом, на продолжительное  время, обосновалась в Саратове.

Интересные воспоминания Татьяны Николаевны о дальнейших жизненных дорогах  членов её семьи,
приводит писатель Леонид Паршин в своей книге
«Чертовщина в Американском посольстве в Москве или 13 загадок Михаила Булгакова (Москва, 1991):               
«Ну, Сонька (Софья Николаевна Лаппа (1896 г.р.) – В.П.), сестрица моя бросила своего военного
и поехала в Петроград, поступила в театральное училище. Познакомилась там с Вертышевым.
Он у них грим преподавал и был актёром в Александринском театре, героев-резонёров играл.
Красивый был мужчина. Вышла за него замуж».
               
Этой осенью захотелось больше узнать про актёра Вертышева.
«Кладовые» интернета предоставили такую возможность. 
Начнём повествование:               
Вертышев Константин Николаевич (1880– 1942) – актёр, режиссёр.               
С 1903 (1905) – по 1918 годы служил  на сцене Александринского тетра (Санкт-Петербург – Петроград).
Играл характерные, драматические роли, обладал изумительным по красоте голосом,
близким к тембру голоса В. И. Качалова. За эти годы он накопил бесценный опыт
совместной игры на сцене со знаменитыми актёрами, бесценный опыт участия в спектаклях,
поставленных ведущими режиссёрами России. К примеру, он участвовал в знаменитой постановке
режиссера В.Э. Мейерхольда мольеровского  «Дон Жуана».  Играл  роль Дона Карлоса.
Премьера спектакля состоялась 9 ноября 1910 года на сцене Александринского театра.               

Из воспоминаний поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина («Условности. Статьи об искусстве» (Петроград, 1923)
узнаём о постановке спектакля «Соломенная шляпка» Лабиша на сцене Малого драматического театра:
«Поставлена «Соломенная шляпка» превосходно и отлично разыграна.
В первую голову, конечно, нужно упомянуть Волкова и Вертышева.
Первый — прекрасный комический актер, неутомимый и неутомительный, с настоящим темпом,
темпераментом, веселый, блестящий, с естественной грацией, отлично танцующий и вполне хорошо поющий куплеты.
Всю длинную роль он исполнил разнообразно, не понижая тона.
Вертышев — артист испытанный и не зачерствевший, игра устойчивая и гибкая,
временами давал такую комедийную и театральную радость, которая несколько напоминала покойного Варламова.
Двух этих исполнителей было бы достаточно, чтобы держать спектакль,
но исполнение некоторых вторых ролей было прекрасно. Сцены с поезжанами, у баронессы,
в последнем действии очень отделаны и занятны в смысле постановки».
 
Отец семейства Н.Н. Лаппа умер в 1918 году в Москве.
Мать, Евгения Викторовна, не захотела возвращаться в Саратов и уехала с сыном Володей в Петроград к Софье.
В смутные годы Гражданской  войны в Петрограде пропал брат Володя,
умер от сыпного тифа брат Николай, «так мать осталась с Вертышевыми, ездила с ними по гастролям».   

Театральные труппы первых десятилетий XX века много гастролировали по стране.
Удивительно, что даже такие эпохальные события для России, как революции 1917 года,
последовавшая за ними братоубийственная Гражданская война, мало повлияли на театральную жизнь.
Скорее наоборот, она в эти годы бурно прогрессировала. Чтобы передать события и атмосферу той поры
обратимся к  воспоминаниям современников :               
« На зиму 1919/20 года в Костромской городской театр приехала труппа молодых актеров Александрийского театра,
руководимая Николаем Васильевичем Петровым. Это были молодые и талантливые Рашевская, Вертышев, Лаппа,
Смирнов, Волков, братья Бонди и другие. Соратники Николая Васильевича  Петрова были людьми увлекающимися,
жадными до работы, богатыми на выдумку. Помню, в репертуаре у них были лермонтовский «Маскарад»,
«Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева, «Фауст и город» А. Луначарского.
В зиму они ставили десять-двенадцать новых постановок, работали напряженно и весело.
Н. В. Петров, в прошлом воспитанник Художественного театра, репетировал хотя и в иных темпах,
нежели мы, но был чужд рутины и ремесленничества.
Каждая его постановка и оформление художника Бонди были яркими, остроумными и часто вызывавшими дискуссии».

В статье «Неизвестная земля» великолукского историка С.Г. Петрова приводятся воспоминания
артистки Ф.Ф. Возницкой: «Кажется, что самым плодотворным был театральный сезон 1923-1924 годов,
когда артист Вертышев поставил с нами «Власть тьмы», «Нору», «Братьев-разбойников»,
«Коварство и любовь», «Врагов», «Чайку», «Вишнёвый сад».
Во многих из них я играла» (по-видимому, в сезоне 1922/23 – В.П.)
               
Ещё интересные воспоминания Татьяны Николаевны из книги Леонида Паршина
"Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова" (1991)::
«Мама с сестрой моей Соней и Вертышевым ездила по гастролям. Я их навещала в Великих Луках,
Костроме, в Пензу ездила, в Нижний Тагил, Гомель.
В Великих Луках у Сони дочь родилась, чуть ли не после спектакля, как у жены Слёзкина. 
Тамара. Сейчас она в Харькове живёт, у неё два сына, Владимир и Виктор*…».
 
Удалось выяснить, что Вертышева Тамара Константиновна родилась 10 августа 1922 года.
Семья артистов Вертышев – Лаппа точно была в нашем городе в 1922 и в 1923 годах.
Софья Николаевна играла в спектаклях, Константин Николаевич был и актером, и режиссером.
Возможно, это были его первые самостоятельные режиссёрские постановки.
Оставались ли они служить в городском театре в сезоне 1923-1924 (осень – весна) годов?
На этот  вопрос точно ответить пока нельзя.               
Поэтому, можно утверждать, что первая муза и жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа
посетила Великие Луки один или несколько раз  в период: 1921-1924 года,
чтобы навестить своих родственников.
 
Театральная семья Вертышев – Лаппа продолжала гастролировать по многим городам страны.
По-видимому,  в 1933 году они оказались на постоянном месте жительства и своего служения театру в Харькове.
Здесь в 1933 году был открыт городской русский драматический театр, первым режиссёром которого,
был утверждён хорошо знакомый им ещё по Санкт-Петербургу  Н.В. Петров.
На сегодня,  эта вся информация, которую удалось собрать о театральной семье Вертышев – Лаппа. 
Константин Николаевич и Софья Николаевна,  близкие родственники первой жены писателя Михаила Булгакова
Татьяны Николаевны Лаппа,  внесли свой вклад в театральную историю страны,
в театральную историю многих городов России, в частности, в театральную историю Великих Лук.
В театрах, в театральных архивах и в музеях городов Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Костромы,
Вологды, Пензы, Нижнего Тагила, Харькова можно найти ещё много интересной информации об этой семье,
для которой русский драматический театр стал их судьбой.

«Багровый остров» и «Зойкина квартира» в Великих Луках

В 1986 -1992 года главным режиссёром Великолукского драматического театра был Олег Абрамович Соловьёв.
Именно он, впервые на великолукской  сцене поставил спектакли «Багровый остров» (1989)
и «Зойкина квартира» (1990) по пьесам Михаила Булгакова.
Зрители с большим интересом встретили эти спектакли.
Было бы очень интересно, если бы артисты нашего театра, зрители  спектаклей 
поделились бы своими воспоминаниями о них. Как говорится – Бог троицу любит!
Надеемся, что на обновлённой сцене нашего театра (капитальный ремонт здания театра завершится в августе 2017 г.),
с не меньшим успехом, пройдёт и третий спектакль по произведениям Михаила Афанасьевича…

Москва, Большая Садовая,  дом 10: привет, кот Бегемот!

В начале XXI века, в Москве, в доме №10 на Большой Садовой улице появились сразу два музея,
посвящённые писателю Михаилу Булгакову – частный культурно-просветительский центр-музей «Булгаковский Дом» (2004)
и государственный музей Михаила Булгакова (2007), располагающийся в  «Нехорошей квартире».
Несколько лет спустя, в подвале дома, был открыт театр имени Михаила Булгакова.

Автор этой статьи около 10 раз бывал в этом доме, в музеях посвящённых писателю,
на различных творческих мероприятиях и просто для того, чтобы в очередной раз окунуться
в мистическую булгаковскую ауру, которая присутствует в этих местах Москвы в полной мере.
Здесь состоялись мои короткие, незабываемые встречи-беседы с известным булгаковедом, писателем Борисом Соколовым,
с поэтом, литературоведом Сергеем Бирюковым, установились  добрые, творческие контакты
с заведующей научно-методическим отделом «Булгаковского Дома» Ириной Яковлевной Горпенко-Мягковой.               

В результате в Булгаковском Доме состоялись три творческих вечера великолучан:               
1. «МиМ или палиндроман Михаил Булгаков» Владимира Павлова 2.02.2005,

2. «Палиндромы в творчестве М.А. Булгакова. Чтение стихов, рассказов,
презентация романа «УживагоБогавижУ» Владимира Павлова  28.01.2014,

3. Презентация поэмы «Хлебников» Андрея Канавщикова 11.11.2014.
               
Ирина Яковлевна Горпенко-Мягкова  приезжала в Великие Луки, принимала деятельное участие
со своей авторской программой «Россия Михаила Булгакова» в проведении мероприятий 
первой «Библионочи» в Великолукской центральной городской библиотеке имени М.И. Семевского в апреле 2014 года.
Наша гостья подарила городской библиотеке много интересных книг Михаила Булгакова,
книг воспоминаний о нём его современников и исследователей.               

Будете в Москве, обязательно посетите эти музеи писателя.
В их комнатах, вам точно встретится, толстый, черный, вальяжный кот Бегемот,
выскочивший со страниц романа «Мастер и Маргарита». Хитро улыбнувшись в лихо закрученные усы, 
он весело  скажет: «Приветствую вас в Булгаковском Доме! Котам обычно почему-то говорят «ты»,
хотя ни один кот никогда,  ни с кем не пил брудершафта…»

               
*- Дети Тамары Константиновны Вертышевой:               
Черниговский Владимир Александрович (р. 1946)               
Юхт Виктор Владимирович (р. 09.08.1956)


Рецензии