166-й резервный авиационный полк

166-й резервный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

166-й резервный авиационный полк сформирован в 1940 году на аэродроме Сейма.

Нахождение в строю:

С 1940 года по 5 мюля 1941 года.

В составе действующей армии:

Не находился.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 1940 года по 5 мюля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 1940 года по 5 мюля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.

Командир полка:

УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

И-15БиС
И-16

Дислокация:

Сейма

5 июля 1941 года на аэродроме Сейма 166-й резервный авиационный полк преобразован в 2-й запасной авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Чернобай Андрей Петрович – с 1940 года по 5 июля 1941 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Богословский Кронид Александрович – с 1940 года по 5 июля 1941 года.
Леонов Николай Феоктистович – с 31 января 1941 года по 5 июля 19441 года.
Чернобай Андрей Петрович – с 1940 года по 5 июля 1941 года.
Шаройко Иван Андреевич – с 1940 года по 1941 год.
Штоколов Дмитрий Кириллович – с 1940 года по 1941 год.

Личный состав полка:

Анисимов Семён Тимофеевич
Бесов Евгений Михайлович
Бобков Геннадий Парфёнович
Богословский Кронид Александрович
Ваничев Алексей Афанасьевич
Галахов Пётр Александрович
Гуржий Дмитрий Игнатьевич
Дарьев Павел Иванович
Дудоров Александр Гаврилович
Евдокимов Леонид Александрович
Исаев Александр Иванович
Клейсон Евгений Фёдорович
Комаренко Иван Алексеевич
Куров Николай Николаевич
Куцев Василий Сергеевич
Лапаткин или Лопаткин Андрей Петрович
Леонов Николай Феоктистович
Лещук Самуил Ануфриевич
Ломакин Анатолий Михайлович
Лосев Фёдор Константинович
Мальцев Григорий Петрович
Медведев Лев Иванович
Мусатов Николай Иванович
Мякушко Яков Иванович
Николаев Борис Петрович
Пеший Владимир Андреевич
Прохоров Николай Иванович
Романенко Иван Спиридонович
Рудаков Виктор Николаевич
Серов Василий Романович
Тимофеенко Владимир Фёдорович
Тихонов Иван Павлович
Торгачёв Александр Григорьевич
Триянов Александр Тимофеевич
Чернобай Андрей Петрович
Шаройко Иван Андреевич
Штоколов Дмитрий Кириллович
Шурупов Евгений Николаевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 27 марта 2022 года.

Богословский Кронид Александрович

Родился 5 сентября 1918 года в Краснопресненском районе города Москвы. Окончил 7 классов средней школу и аэроклуб. В 1936 году окончил в Москве курсы электромехаников. 9 января 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В августе 1940 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, затем проходил переучивание в 166-м резервном авиационном полку.
С 1 сентября 1941 года младший лейтенант К. А. Богословский в действующей армии. Боевую деятельность начал в должности пилота 429-го ИАП (ВВС Северо-Западного фронта), летал на ЛаГГ-3. 24 сентября 1941 года был сбит, считался пропавшим без вести. С марта 1942 года воевал в 9-м ИАП (27 октября 1944 года преобразован в 211-й Гвардейский ИАП), где летал на "Харрикейне" и "Аэрокобре". С 22 ноября 1942 года - командир звена. С 18 августа 1943 года - заместитель командира и штурман эскадрильи.
26 июня 1944 года парой истребителей P-39 "Аэрокобра" был перехвачен и сбит американский самолёт Ф-38 (№ 2-67338) из состава 7-й PRG. Его пилоту лейтенанту Д. К. Роу удалось спастись из горящей машины на парашюте. При этом он сильно обгорел и был направлен в один из военных госпиталей Киева. "Обидчиками" американского пилота были лётчики 9-го ИАП. Атаковал "Лайтнинг" в районе Рава-Русская, приняв его за немецкий ФВ-189 старший лейтенант К. А. Богословский. К счастью, данное происшествие обошлось для нашего лётчика без последствий.
29 октября 1944 года временно исполняющий должность командира эскадрильи 211-го Гвардейского истребительного авиационного полка (23-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус РСВГК, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант К. А. Богословский погиб в авиационной катастрофе в районе железнодорожной станции Сандомир (Польша). Всего совершил около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 самолётов противника.
Награждён орденом Красного Знамени (19.03.1944) и медалью "За отвагу" (23.11.1942).

Чернобай Андрей Петрович

Родился 16 (29) июля 1917 года в селе Андреево-Зорино (ныне Березанский район Николаевской области Украины). В 1931 году окончил 7 классов средней школы. Работал на Николаевским судостроительном заводе, учился летать в городском аэроклубе имени С. А. Леваневского. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком 166-го резервного авиаполка и младшим лётчиком 62-го штурмового авиаполка (ВВС Киевского особого военного округа).
С 23 июня 1941 года лейтенант А. П. Чернобай на фронтах Великой Отечественной войны в составе 62-го ШАП, летал на И-153 (по некоторым источникам, в июле - августе 1941 года сражался уже в 66-м ШАП, но эти данные ещё требуют уточнения). Воевал на Юго-Западном фронте, участвовал в оборонительных боях на Украине.
С мая по сентябрь 1942 года - заместитель командира эскадрильи 795-го ИАП. Воевал на Крымском фронте. Участвовал в оборонительных боях на Керченском полуострове, летал на Як-1. С 26 октября 1942 года - на аналогичной должности в 875-й ИАП (в марте 1943 года преобразован в 66-й Гвардейский ИАП), где пересел на Як-7. Воевал на Калининском и Северо-Западном фронтах. Участвовал в Великолукской и Демянской операциях.
К середине января 1943 года заместитель командира эскадрильи 875-го истребительного авиационного полка (274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) лейтенант А. П. Чернобай совершил 90 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых лично сбил 11 и в группе 27 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 815).
Всего Гвардии капитан А. П. Чернобай выполнил более 100 боевых вылетов, провёл более 40 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с другими лётчиками 28 самолётов противника. С августа по ноябрь 1943 года - командир эскадрильи одной из авиационных частей в Московском военном округе.
С ноября 1943 года по 1946 год работал лётчиком-испытателем авиазавода № 292 (г. Саратов). Испытывал серийные Як-1 (1943-1944), Як-3 (1944-1946) и их модификации. В 1946-1947 гг. - лётчик транспортного авиаотряда авиазавода № 292. С июня 1947 - в запасе. Затем, до 1956 года, работал лётчиком-испытателем авиазавода № 272 (г. Ленинград). Испытывал серийные Як-11 (1949-1955), Як-12 (1954-1956) и их модификации. В 1950 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. Лётчик-испытатель 2-го класса (1951), майор запаса. Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 21 марта 1988 года. Похоронен на Северном кладбище города Санкт-Петербурга.
Награждён орденами: Ленина (22.02.1943), Красного Знамени (06.02.1943), Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944, 11.03.1985); медалями.

Шаройко Иван Андреевич

Родился 27 сентября 1918 года в деревне Новый Кривск (Журавичский район Гомельской области Республики Беларусь). Окончил 7 классов средней школы. Работал мастером по шлифовке стекла на стеклозаводе имени Сталина (в Гомеле). С 27 ноября 1938 года в рядах Красной Армии, призван Гомельским ГВК. В 1939 году окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в 166-м Резервном АП, затем в 120-м ИАП (ВВС Московского военного округа).
С декабря 1941 года младший лейтенант И. А. Шаройко в действующей армии. Воевал в составе 163-го ИАП. Прошёл путь от рядового пилота до командира звена. Боевую работу начал в составе Московской зоны ПВО (6-й ИАК ПВО). В середине января 1942 года полк был передан в состав 7-й САД ВВС Калининского фронта. С 22 февраля 1942 года входил в состав ВВС 3-й Ударной армии, с мая 1942 года - 211-й САД, с 10 июля 1942 года - 210-й ИАД. Летал на Як-1.
27 августа 1942 года командир звена 163-го истребительного авиационного полка (210-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) старший лейтенант И. А. Шаройко при выполнении боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 был сбит в районе города Ржева и попал в плен. Освобождён в мае 1945 года. Проходил проверку в 32-м Запасном стрелковом полку. Всего совершил около 140 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 2 самолёта противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1 июля 1948 года старший лейтенант И. А. Шаройко - в запасе.
Награждён орденами: Ленина (26.08.1942), Красного Знамени (28.02.1942).

Штоколов Дмитрий Кириллович

Родился 13 ноября 1919 года в селе Карпово-Русское (Глубокинский район Ростовской области). С 26 августа 1937 года в рядах Красной Армии, призван Миллеровским ГВК (город Миллерово, Ростовская область). Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
С 22 июня 1941 года лейтенант Д. К. Штоколов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 129-го ИАП (6 декабря 1941 года преобразован в 5-й Гвардейский ИАП). С августа 1942 года - командир звена. С 1943 года - заместитель командира эскадрильи. Летал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.
К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан Д. К. Штоколов совершил 375 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил лично 14 и в составе пары 1 самолёт противника. Сражался на Западном, Калининском, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Украинском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию. До 1962 года занимал ряд ответственных должностей в авиационных частях и соединениях: начальника штаба, заместителя командира части, старшего инспектора по технике пилотирования авиакорпуса... После демобилизации по болезни, до 1978 года работал в должности начальника штаба Ворошиловградского аэродрома.
Награждён орденами: Красного Знамени (04.09.1942, 21.09.1943, 01.07.1944), Александра Невского (29.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (14.04.1943, 11.03.1985), Красной Звезды; медалями.


Рецензии