Владимир Васильевич готовит письмо патриоту советс

Владимир Васильевич готовит письмо патриоту советской Родины товарищу Власову А.В. Архивный очерк.


Ростовчанам – и Владимиру Васильевичу – запомнился первый секретарь Ростовского обкома КПСС Иван Афанасьевич Бондаренко. И.А. Бондаренко управлял Ростовской областью с 1966 года по 1984 год. Почему он ушел в отставку? Возможно, ответ – в сопоставлении двух событий: одна «отставка» случилась в 1982 году, а за ней – постепенно – пришел и 1984 год.

Однако, развитие страны и Ростовской области не остановилось.

Владимир Васильевич смотрит на письмо, которое он готовил на имя преемника И.А. Бондаренко – на имя Александра Владимировича Власова.

А.В. Власов управлял Ростовской областью с 25 июля 1984 года по 1 февраля 1986 года.

Итак, подул свежий ветер!

Что же написать?

Понятно, что нужно начать с обращения:

«Первому секретарю Ростовского обкома КПСС тов. Власову А.В.»

Что дальше писать?

«Я хотел бы привлечь внимание к бою, который состоялся [в ноябре 1941 года – с немецко-фашистскими войсками, наступавшими на Ростов] …Я полагаю, что целесообразно установить контакт с участниками этого боя и пригласить их принять участие в мероприятиях у этого памятника [на Комсомольской площади в г. Ростове-на-Дону]…

… Меня и мою мать Залесскую Ю.А. бойцы попросили разместиться на нашем балконе (показан на фото 1 стрелкой, тогда деревьев не было) и давать сведения о поведении немцев, поскольку с балкона обзор был лучше….

… Среди наших бойцов были тяжело раненые. Одному из них прострелили лёгкое и его моя мать перевязала в квартире на первом этаже…

… Во второй половине дня пришло сообщение, что немцы продвигаются со стороны [железнодорожного] вокзала и подходят непосредственно к 6 улице  (ныне ул. Варфоломеева)…

… Наши бойцы оказались как бы в окружении. Они решили уходить… … тяжелораненых понесли на руках…

… В середине первого дня [когда фашисты были выбиты из Ростова] к нам в квартиру пришли бойцы, которые были на баррикаде. Они забрали свое снаряжение и сообщили, что раненых сохранило население и теперь они помещены в госпиталь…

… Без сомнения бойцы проявили большое мужество, ибо врага было в десятки раз больше, и он был лучше оснащен. Когда на Комсомольской площади стали ставить памятник (позволю себе для наглядности показать и его на фото 3), то я считал, что именно этот бой был побудительным мотивом… Со временем я убедился, что этот эпизод Отечественной войны не получил известности. И решил написать о нем в день освобождения Ростова.

Думаю также, что в связи с предстоящим празднованием 40-летия Победы в Великой Отечественной войне полезно было бы активизировать сбор сведений у населения города о фактах героизма при обороне и освобождении г. Ростова-на-Дону». На тексте – карандашная пометка: «28 ноября 1984 года».

А.В. Власов – патриот советской Родины. Он скоро станет Председателем Совета Министров РСФСР и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.

Оказывали Залесская Ю.А. и ее сын Залесский В.В. помощь красноармейцам в бою (наблюдение за противником и передача сведений, медицинская помощь, сохранение вооружения), участвовали в защите Родины?

Скоро придет радостная весть: Залесская Ю.А. и ее сын Залесский В.В. награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Есть и другие варианты, например: Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»…

На медаль «За оборону Кавказа» или на орден Отечественной войны (в 1985 году, в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, орденом Отечественной войны были награждены все жившие на тот момент ветераны войны), естественно, Залесская Ю.А. и ее сын Залесский В.В. не надеются…

Но А.В. Власов – человек занятой. Много времени он уделяет размышлениям о советской экономике (А.В. Власов - заведующий Социально-экономическим отделом ЦК КПСС в июне 1990 — августе 1991).

Так что уделить значительного внимания обороне Ростова-на-Дону в ноябре 1941 года и участию Залесских в этой обороне он не может.

Как писал Владимир Васильевич в черновике (проекте) материала, опубликованного в газете «Молот» 9 мая 1989 года («Молот», номер 108 (20197) от 9 мая 1989 года, на странице 3): «К сожалению, мои обращения в Обком КПСС и Горком КПСС передавались в комсомольские организации, которые не нашли возможности сделать что-то результативное для поиска участников событий».

Но не нужно падать духом!

Патриотические настроения – они усиливаются.

В 1989 году, наконец, опубликован материл в областной газете «Молот», - материал, подготовленный Владимиром Васильевичем.

И что же?

Немедленно откликнулись участники событий.

Вот, например, письмо одного из них:

«Здравствуйте, уважаемый Владимир Васильевич.

Прошу извинений за задержку с ответом…

Спасибо вам за заботу о [сохранении исторических подробностей о] прошлой Великой Отечественной войне 1941 года [о] Бое в г. Ростов-Дон в районе Ростов-гора по Буденновскому проспекту дом номер 96….
[адрес]
Лебедев Георгий Андреевич

15 июля 1989 года.»

Так что ... не так уж и трудно было найти участников событий ...

Вот и фотография нескольких участников боя – они после публикации в газете «Молот» вступили в переписку и встретились у Залесских.

Сколько лет прошло!

Память о защитниках Родины – священна!


Приложение:
Черновик (проект) материала, опубликованного в газете «Молот» 9 мая 1989 года («Молот», номер 108 (20197) от 9 мая 1989 года, на странице 3)


«Комсомольская площадь – место боя


Многие ростовчане часто видят памятник на Комсомольской площади, установленный в честь комсомольцев, павших в годы Великой Отечественной войны. В годовщину [победы] Советской армии мне хочется отметить малоизвестный, на мой взгляд, факт, что памятник установлен на месте, на котором горстка бойцов комсомольского возраста в 1941 году вела героический бой с намного превосходящими силами захватчиков. Они отступили, лишь когда оказались в полном окружении. Возможно, теперешняя Комсомольская площадь (именовавшаяся Ростов-горой) была местом, в котором дольше всего оказывалось сопротивление наступавшему врагу в г. Ростове-на Дону в ноябре 1941 года.

Расскажу обо всём по-порядку. Перед войной мы жили в той же квартире, что и сейчас. Она расположена на третьем этаже дома, почти против нынешнего кинотеатра «Юность», с балкона открывается хороший вид на площадь и местность за нею.

За несколько дней до первого вступления немцев в Ростов (ноябрь 1941 года) в последних подъездах дома расположились одиннадцать красноармейцев, все примерно двадцатилетнего возраста. Буденновский проспект был, как и многие другие проспекты и улицы, перегорожен баррикадой непосредственно перед нынешним кинотеатром «Юность» [Буденновский, 101/114]. Помню, в первый день вступления вражеских войск в город (мне было одиннадцать лет тогда), красноармейцы заняли оборону за этой баррикадой, принеся туда несколько ящиков патронов. Вооружены они были винтовками, в том числе самозарядной, и ручным пулемётом. На местности со стороны Таганрога было установлено некоторое количество мин. Меня с мамой попросили с балкона вести наблюдение за развитием событий, поскольку видимость с него была намного дальше.

Примерно в десять часов утра со стороны Таганрога показалась большая колонна, перед которой двигался дозор на мотоциклах с пулемётами. Мотоциклистов подпустили метров на пятьдесят и убили, затем начали вести огонь по колонне. Она остановилась в нескольких сотнях метров и рассредоточилась по фронту. С балкона она была видна довольно хорошо, численность, вероятно, человек пятьсот, во всяком случае, во много раз больше, чем численность защитников. В колонне была техника. Через некоторое время к баррикаде от неё пошли два танка, ведя огонь. Подошли довольно близко. Почти рядом с местом, где сейчас памятник, даже несколько ближе, один из танков был подорван, а выскочивший из него экипаж был убит. Другой танк отступил.

Среди бойцов были раненые, которых перевязывали в квартире первого этажа нашего подъезда, хозяева которой эвакуировались.

Помню, как двое притащили под руки совсем молодого красноармейца с кровавой пеной на губах – у него было прострелено лёгкое. Моя мама его перевязала и в этот момент его товарищи сказали, что раненого зовут Лёня Стародубцев и что он из Сальска. Перевязывали еще раненого в руку. Перестрелка шла всё время.

Во второй половине дня поступило сообщение, что немцы заняли вокзал и уже подошли к нынешней улице Варфоломеева (быв. ул. Шестая), то есть находятся в непосредственном тылу (метров двести) баррикады. Бойцы решили отступать. Они взяли раненых и ушли вдоль железной дороги (теперь здесь улица Мечникова). Немцы вошли на Ростов-гору, когда уже темнело. Возможно, это был пункт, в котором оборона города длилась дольше всего и в условиях достаточно сложных. На следующий день я прошел по Буденновскому до ул. Шестой и видел в этом районе (почти против нынешнего магазина «Маяк» [возможно, Буденновский, 80]) много десятков убитых, но что здесь происходило не знаю. Позже мне говорили, что видели убитых за станковым пулемётом на крыше Обувной фабрики им. Микояна [предположительно, Буденновский, 97]. Видимо, здесь тоже шел бой, сдерживалось наступление со стороны вокзала.

Как известно, через семь дней захватчиков выбили и в первый же день к нам в квартиру пришли несколько человек из сражавшихся бойцов. Они рассказали, что раненых они укрыли у жителей небольших частных домов, а здоровые благополучно перебрались через Дон и соединились с Действующей армией. После освобождения города все раненые оказались в полном порядке и были помещены в госпиталь. Были оставлены адреса, но на следующий день мы спешно выехали в эвакуацию, квартира подверглась разграблению и они затерялись.

Примерно в 1962 году в мое отсутствие на короткое время к нам зашел Л. Стародубцев. Сказал, что он хочет разыскать людей, которые сохранили его раненым во время оккупации, после этого вернется к нам опять. К сожалению, больше он не появился.

Несколько раз у памятника на Комсомольской площади собирали большие митинги, главным образом пионеров и комсомольцев и вспоминали мужество сражавшихся комсомольцев. Каждый раз я думал, что как было бы уместно, если бы на таком митинге выступили бы конкретные участники боя, который шел непосредственно на этом месте, которые именно на этом месте пролили свою кровь в защиту Родины.

К сожалению, мои обращения в Обком КПСС и Горком КПСС передавались в комсомольские организации, которые не нашли возможности сделать что-либо результативное для поиска участников событий.

Возможно, что данная публикация позволит сохранить этот эпизод для истории нашего города, ведь войну выигрывали не только командиры, но и солдаты, не только в больших сражениях, но и в «боях местного значения» которые однако, требовали большого мужества.

В.В. Залесский, доцент РГУ. 20 февраля 1989 года».


[1411. Владимир Васильевич, метод Холмса и моряк в поезде. Рассказ. - 8 апреля 2020 г.
1420. Владимир Васильевич и первая оккупация г. Ростова-на-Дону (в ноябре 1941 года). Рассказ. - 9 апреля 2020 г.
1421. Владимир Васильевич и грузинский город Гори. Рассказ. - 9 апреля 2020 г.
1422. Владимир Васильевич в Казахстане. Рассказ. - 10 апреля 2020 г.
1680. Владимир Васильевич и Вучетич. Историческая заметка. - 16 августа 2020 г.
2050. Владимир Васильевич и охота (за научными достижениями). Рассказ. - 18 февраля 2021 г.
2055. Владимир Васильевич и финансирование обороны из семейного бюджета. Рассказ. - 21 февраля 2021 г.
2116. Карточная игра, погоны, копейка из Госбанка. Рассказ. - 26 марта 2021 г.
2247. Владимир Васильевич, боксёр и участник управляемых конфликтов. Рассказ. - 16 июня 2021 г.
2634. Владимир Васильевич рассказывает о посещении НКВД в 37 году. Рассказ. - 20 декабря 2021 г.
2824. Владимир Васильевич и сотрудник СМЕРШ (и совместная охрана Чернобыльской АЭС). Рассказ. - 25 февраля 2022 г.
2867. Василий Александрович пишет справку для НКВД. Архивный очерк. - 22 марта 2022 г.
2875. Был бой в истории. Владимир Васильевич делает попытку сохранить историю обороны Ростова-на-Дону в ноябре 1941 года. Архивный очерк. - 25 марта 2022 г.].


27 марта 2022 г. 10:45

{ 2878. Владимир Васильевич готовит письмо патриоту советской Родины товарищу Власову А.В. Архивный очерк.
MMDCCCXLVIII. Vladimir Vasilievich writes a letter to the patriot of the Soviet Motherland, comrade Vlasov A.V. An archival essay. }


Рецензии