В городе Орле изготавливали автомобили

Машиностроительный завод М. М. Хрущова в Орле, выпускавший сельскохозяйственные машины и стационарные керосиновые двигатели, в 1909 г. взялся за изготовление опытной партии автомобилей. Двигатель - нижнеклапанный, четырехцилиндровый мощностью 14-16 л. с. , причем все цилиндры объединены в одной отливке. Кузов для первого образца изготовила экипажная фирма А. А. Евсеева в Москве. Всего Хрущов построил пять автомобилей марки "Орел".

Завод Хрущова в Орле имел намерения освоить серийный выпуск автомобилей и изготовил то ли 3 то ли 5 опытных машин. Серийного выпуска автомобилей марки «Орел» так и не организовали, однако во Франции уже полным ходом проводилась рекламная кампания — в своих мечтах Михаил Хрущев уже завоевывал французский рынок.

В московском журнале “Автомобилист” № 2 за 11 января 1909 года появилось сообщение: “В Орле открылся автомобильный завод В. В. Семевского и инж. Вл. Гох; шасси машин, изготовляемых этим заводом, стоят от 1600 до 4000 р. ”. Других сообщений в прессе об этом автозаводе найти не удалось, известно только то, что Владимир Владимирович Семевский являлся владельцем аптеки, торговал фотопринадлежностями и был горбат. Владимир Эвальдович Гох был сыном преподавателя музыки и работал на машиностроительном заводе братьев Кале в городе Орле. Именно это предприятие, расположенное на Московской улице, 69, компаньоны-изобретатели и решили сделать своей базой.

Ситуацию с автомобилестроением в Орле в 1969 году смог прояснить сын М. М. Хрущова, о котором мы рассказывали в прошлом номере. Он рассказал, что в 1910 году на заводах “Кале” действительно был построен маленький 2-местный автомобиль, сконструированный В. Гохом. С места эта машина не заводилась, и инициаторы ее постройки закатывали автомобиль руками на специально построенный деревянный ящик с наклонной плоскостью. Затем изобретатели садились в автомобиль, и, отпустив тормоза, съезжали с ящика. Двигатель заводился, после чего автомобилисты совершали на нем поездки по городу.

На этом автомобиле была использована бесступенчатая передача - вариатор с коническими шкивами, через который был натянут ремень; передвигая его вдоль шкивов, можно было плавно менять передачи. Такое устройство неоднократно описывалось тогда в книгах по автоделу. Можно предположить, что именно за такой автомобиль В. Семевский и В. Гох назначили цену в 1600 рублей. Другие автомобили завод не выпускал.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии