Семейка с нюансами

 Моя бабушка была натурой противоречивой. Милейшего вида человек, всегда улыбчивая, болтливая, весьма спокойная в семейной жизни при этом, но знаете, про таких людей говорят обычно, но видимо где-то всё-таки должна быть червоточинка. Ну или хотя бы чуток должно быть яблочко надкусано.

 Вот мой дед на её счёт иллюзий никогда не питал. Он прекрасно знал не только, где надкусано, но и всю её яблоню видел, когда приехал свататься и познакомился с её семьёй.
 Познакомились они на эвакуированном из Москвы авиазаводе в Куйбышеве, нынче в Самаре. Он чертил самолёты, а бабка мешала ему чертить. Отвлекала фигурой и чёрными косами.
 Что именно она там делала, и как там оказалась история умалчивает. У неё не было не просто авиастроительного образования, у неё в принципе не было школьного аттестата даже. Не захотела ходить в школу. Любила спать.

 Увидев её родную деревню, там сейчас примерно находится Шереметьево, дед сначала не понял как это возможно, что в Советском Союзе сохранился крепостной строй. Где есть главный дом, это собственно дом бабусиной семьи, и есть их работники.
 Мать бабуси, была человеком сложной судьбы, из бывших голубых кровей Давыдовой, убежавшей от революции, но успевшей добежать лишь до крестьянина, который женился на ней, дал ей непримечательную фамилию и такую же непримечательную жизнь. Но жизнь.
 Отца дома они не обнаружили, и на резонный вопрос, а где собственно папа, получили ответ, которым дед всю жизнь бабусю и подкалывал. Что, дескать, прибили его и во дворе закопали втихаря. Ибо реальная версия семьи, что он зачем-то поехал в Узбекистан, и там где-то умер была слабовата.
 Полагаю он всю жизнь после этого спал с одним открытым глазом. Ибо мало ли, яблоко от яблони. В общем исчезновение моего крестьянского прадеда загадка без разгадки.

 После того судьбоносного завода бабуля не работала ни дня. Зачем ей работать, если у неё муж стал высоким чиновником.
 К пенсии выяснилось, что бабуля так и не осилила кулинарию. У неё отлично получались жареные пироги и картошка с кабачками, но всё остальное было явно не её. Вру! Шарлотка! Знатная была шарлотка.
 Имея 16 яблонь в саду, уж как-то пришлось освоить рецепт.
 Мы ели эту шарлотку с сентября по март. Ибо яблоки кончались лишь тогда. Ненавижу шарлотку до сих пор. Переела в детстве.

 Дед всегда говорил так: "Ты не представляешь какой она на самом деле страшный человек! ". И каждый раз была какая-то животрепещущая история о её похождениях. По мне всё это больше тянуло на мелкое хулиганство, но никак не на драму, но мой дед был человек очень честный и не мог спокойно пережить то, что бабуся, под разными предлогами, заходя в курятник к соседке по даче, выходила с хитрой улыбкой, которая означала, что под мышками у неё два яйца.
- Зачем? У тебя, что яиц дома мало? Тебе не хватает? - всегда получал ответ: "Эти вкуснее, а она даже не заметит".

 Как-то раз бабуся, забирая меня после школы, поделилась радостью. О том, что это была большая радость для неё, было заметно по всему, что было на её лице и в её голосе:
- Помнишь, у бабушки Маши был магазин хозяйственный на Трехпрудном?
-Помню.
-Так вот разорились они! Я ей сразу сказала, что это глупость держать магазин с комиссионкой в такое время. У людей еды дома нет, а они помадами торгуют и порошками импортными! Только дразнят всех. Зачем магазин, в котором никто ничего себе купить не может? Написали бы: "Музей. Вход 5 рублей и водили бы экскурсии"!

 Мне так стало жалко всех в тот момент. И бабушку Маши, что она теперь тоже будет обычной бабушкой с крошечной пенсией, и свою, что она так радуется этому, и себя, что я не понимаю как реагировать на эту новость.
 Я тот магазин до сих пор помню. Там столько косметики под стеклом лежало. Там так вкусно пахло мылом и порошками. Я могла часами стоять у витрины и просто мечтать, что когда-нибудь я куплю себе это всё и сразу.


Рецензии