Фронтовая любовь

               
            В прифронтовом лесу встретились парень и девушка, полюбили друг друга, как говорят, с первого взгляда и с тех пор не расстаются и не ссорятся. А повенчала их песня и с тех пор она их постоянный спутник и компас по жизни.
          Рассказ пойдет про Черемисовых: Павла Васильевича и Прасковью Александровну, что живут в деревне Верхний Прихон Медведского сельсовета. До 1944 года у каждого из них была своя судьба , своя дорога. А раз Павел Васильевич наш шимчанин, то и рассказ больше пойдет о нем . Родился он и вырос в Верхнем Прихоне. Быстро пролетело детство. Мальчишка стал юношей и выделялся он среди сверстников веселым характером и подвижностью. Отец, заметив его тягу к музыкальным инструментам, подарил сыну балалайку. С ней Павел не расставался, мог бренчать на ней днем и ночью. Бывало косят сено мужики, сядут отдохнуть и кричат:
    «Павел, сыграй нам, да что- нибудь повеселее?»
    Павел тут как тут и не просто затренькал на балалайке, а еще и частушками с картинками порадовал косарей. Все смеются, всем весело и легко от таких концертов. С годами Павел стал взрослеть, он самостоятельно научился играть на гармошке, а затем овладел игрой и на баяне.
   Весной Павла провожала вся деревня на службу в армию. Как он сам так и односельчане надеялись, что скоро вернется в родную деревеньку и будет веселить народ задорной музыкой. Когда прощался с друзьями и матерью, то протянул ей гармонь и сказал:
-Береги гармонь, пригодиться, отслужу, приеду и снова сыграю вам польку. Не мог тогда сельский парень догадаться, что служба его затянется, что впереди у него будет очень трудная и тяжелая судьба. А когда Павла одели в солдатское обмундирование, построили и командир стал расспрашивать, кто что может делать, кто где хочет служить. Дошла очередь до Черемисова.
-А что можете или умеете вы делать?
-Все, - последовал ответ.
-Как это все?
-Очень просто. Косить умею, топором махать умею, стрелять из ружья приходилось, играю на гармошке, можно на баяне.
Командир усмехнулся:
-Молодец боец. А вот подстричь меня , например, сможешь или слабо.
-Нет, товарищ командир, не слабо, садитесь, я дома папаню всегда сам подстригал.
-Ну так вот солдат, будете служить в стройбате- мосты надо строить, а в свободное время стричь солдат будете, а заодно и на гармошке сыграете, посмотрим, что за удалец такой.
   Этот разговор и определил дальнейшую судьбу рядового Черемисова.В составе стройбата он оказался в Эстонии. Служба проходила нормально. Батальон строил мосты, дороги, а солдат Черемисов еще стриг и брил солдат, учил новичков пользоваться бритвой. Так было до июня 1941 года. Война. Здесь уже не до песен. Посерели лица солдат. Стройбат был срочно переброшен на Волховский фронт. Дел и забот у военных строителях прибавилось в десятки раз. В основном строили фронтовые дороги среди болот, переправы через большие и малые реки и ручьи. Рабочий инструмент у Павла был топор и всегда рядом стояла винтовка. Бомбежки и обстрелы не прекращались ни на день. Павел втыкал топор в пень, брал винтовку и старался попасть в пикирующий самолет со свастикой.
       -А самое обидное для нас, строителей, было, - вспоминает Павел Васильевич, - это когда мы закончим где-то в лесу наводить переправу,а враг уже обошел нас, впереди нас. Что делать? Приходилось взрывать эту переправу, а самим с боями прорываться к своим.
   -Павел Васильевич, а на фронте приходилось вам играть на гармошке или баяне?
  -Ну, а как же. В штабе батальона был баян. Ведь чем труднее было, тем сильнее была тоска по родным местам, сильнее была и боль по погибшим товарищам. Бывало соберутся фронтовики в землянке или в уцелевшем доме, «накроют стол» пригласят меня. Я растяну меха и сыграю для всех любимую мелодию. А где музыка- там и песня. Сколько было показано таких концертов — не счесть. Фронтовые песни, музыка на баяне помогала нам выживать в самых суровых условиях, особенно в первый период войны, когда отступали, теряли боевых друзей. Баян мы охраняли, как зеницу ока.
   -В 1944 году наш батальон стал продвигаться в направлении Новгорода. А рядом шла другая часть и была там молодая девушка, которая в 42 году добровольно записалась в армию санинструктором. Родилась она в городе Волховстрой. Какое отношение она имела к Павлу, да ни какого. Все определил случай или так судьбе было угодно. В часы затишья командование одной части пригласило соседей в гости. А какая встреча без баяна? Черемисов оказался в числе приглашенных. Уселся он напротив девушек и растянул меха. Полилась песня и обратил он внимание на одну девушку, голос ее выделялся, был звонким приятным и чистым, ровным. Как она пела! Аж у многих слезы показались. Павел глядел на красивое лицо девушки и еще сильнее растягивал меха баяна, быстрее бегали пальцы по клавишам. Так они познакомились. Петр все чаще ходил с баяном в гости, да и девчата приходили к строителям. Новгород освободили, обе части перебросили под Псков. Опять встречи В прифронтовом сосновом бору.  Разводил Черемисов костерок, сюда прибегала Паша, так звали девушку, Павел играл, а Паша пела. В такие минуты, часы счастливей этой пары не было на свете людей. А война продолжалась . Молодая девушка ползала по снегу по передовой, где рвались снаряды и любой взрыв мог стать роковым для нее, а Павел наводил подходы к обороне врага и фашисты всячески мешали это делать, обстреливали строителей. Павел и Паша не скрывали свою любовь ни от кого. Они знали, что фронтовая любовь бывает очень короткая — один бой и все прервется. Знал об этой дружбе и командир батальона, хмурил брови и качал головой:
   -Смотри Черемисов, до влюбляешься, под трибунал попадешь.
Не всегда Черемисова отпускали на свидание , что греха таить — были и самоволки. Но что не сделаешь ради встречи с любимой девушкой. Рисковал солдат. А вдруг тревога, вдруг батальон перебрасывают, тебя нет -это дезертирство. В условиях военного времени приговор короток — расстрел. Это понимал Павел, но любовь есть любовь...  .
   Этой возлюбленной паре повезло. Санинструктор Прасковья стала плохо себя чувствовать. Врач осмотрел и вздохнул:
   -Голубушка, вы же беременная. Время военное, придется на тебя рапорт писать.
   Трудно сказать чем бы эта история закончилась, но так как почти все знали про эту любовную пару, то командование просто вызвали Черемисова и командир без каких-либо вступлений сказал:
   -Вот что, дорогой гармонист, доигрался. По твоей милости санинструктора списывать надо, а тебя знаешь куда посылать?
   -Знаю, - тихо ответил Черемисов.
   -Тогда вот что, - за всех решил командир, - ты говорил, что родители у тебя живы, пиши им, что ты женился, что к ним приезжает твоя жена. Не согласен- шагом марш в штрафную роту.
   -Да как я не согласен, - удивился Павел, - я с радостью. Я  ….   .
   -Кругом! - раздалась команда, - выполняйте, что сказано.
   Таким счастливым исходом закончилась эта история. Паша с котомкой на хрупком плече поехала разыскивать незнакомую деревню Верхний Прихон и свою будущую свекровь. Черемисов остался на фронте и продолжал строить мосты и переправы. Фронт уже приближался к Германии, чувствовалось приближение Победы. В разных переделках бывал солдат, но беда обходила его стороной и буквально на исходе войны во время строительства очередной переправы Черемисова оглушило взрывом. Очнулся в госпитале, ощупал руки, ноги, все в порядке, правда голова была полна тумана и почти нечего не слышал. Правда врач утешил, все восстановится, только время надо. А 9 Мая 1945 года, в день Победы был подписан приказ об увольнении  рядового Черемисова из армии по состоянию здоровья. Слух не хотел к нему вертаться, боялся Павел, что глухим останется, но болезнь медленно,  но отступала. Как на крыльях, летел он к себе на родину, где его ждала его любимая Паша. А затем была длинная мирная жизнь Черемисовых. Павел играл на баяне, а Паша пела. Это была красивая пара и радовали всех нас своими песнями и музыкой. Такими их сделала именно фронтовая любовь, которую они пронесли через всю долгую жизнь.
 
                2010 год.
               


Рецензии