Фрагмент из романа За последней чертой

               

                ПРОЛОГ
Шел 1973 год. Анна Анатольевна спешила на дачу, которая находилась под городом Чеховым. Еще накануне она договорилась со строителями, которые должны были сделать капитальный ремонт ее загородного дома. Доехав на электричке до станции, она словно молоденькая девушка, выпорхнула из вагона и направилась по дороге в сторону озера, на берегу которого и находился ее дом. Подходя к садовому поселку, она увидела стоявшие напротив ее дома несколько легковых автомобилей.
  «Уже ждут, — подумала она, отыскивая среди них знакомую автомобиль бригадира. —  Хорошо, что успела еще неделю назад завести на участок стройматериалы».
  — Ребята! Вы меня простите, что немного задержалась, — произнесла она, открывая двери дома.
  Она с бригадиром прошла внутрь дома. Мужчина опытным глазом осмотрел помещение.
  — Похоже, этот дом не знал ремонта лет пятьдесят, — произнес строитель.
  — Вы правы. Последний ремонт делал еще мой отец…
  — Вы хотите снести эту перегородку? Я правильно вас понял? — спросил Анну Анатольевну бригадир.
  — Да. Вот из этих двух комнат я хочу сделать одну.
  — Хорошо. Тогда мы сейчас прямо и приступим.
  Бригадир вышел во двор, где его ждали рабочие.
  — Начнем с перегородки, — громко произнес он. — Помогите женщине перетащить мебель и приступаем.
  Рабочие быстро переоделись и стали перетаскивать мебель, освобождая место для работы. Освободив комнаты, они присели отдохнуть. Анна Анатольевна возилась на кухне, готовя обед. Вскоре до нее донеслись удары кувалд и грохот падающих кирпичей. По помещению поплыл запах разрушаемой штукатурки.
  — Ребята! Обед готов! Заходите на кухню, - позвала она строителей. — Идите же, борщ стынет.
  На кухню вошли мужчины и, усевшись вокруг стола, стали обедать.
  — Анна Анатольевна, давно у вас этот дом? — поинтересовался у нее один из рабочих.
  — Родители его купили в конце пятидесятых. Кому принадлежал этот дом ранее, я не знаю.
  — Судя по кирпичной кладке, дом, похоже, построили до революции. Уж больно кирпич прочный.
  — Все может быть. Раньше умели строить….
  Анна Анатольевна оставив мужчин на кухне, прошла в комнату. Половина перегородки была уже снесена. Внезапно ее взгляд выхватил какой-то посторонний предмет, угол которого виднелся из каменной кладки.
  — Валера! — позвала она бригадира. — Что это?
  К ней подошел мужчина.
  — Валера! Что торчит среди камней?
  Стараясь не упасть, бригадир подошел к стене. Смахнув пыль, он удивленно произнес:
  — Это какой-то ящик из дерева. Странно, кто его и зачем замуровал в стене….
  Он попытался вытащить его из стены, но он не поддавался его усилиям. Бригадир поднял кувалду и несколько раз ударил ей по кирпичной кладке.

  ***
  Это был самодельный ящик размером сантиметров тридцать в длину, пятнадцать в ширину и толщину сантиметров пять-восемь. Анна Анатольевна с неподдельным интересом наблюдала, как бригадир Валера пытается вскрыть его перочинным ножом.
  — А вдруг там золото? — обратился он к хозяйке дома. — Заявлять властям будете?
  Дерево ящика было таким твердым, что лезвие ножа не выдержало усилия и сломалось. Мужчина выругался и посмотрел на Анну Анатольевну. Кто-то из рабочих принес стамеску и протянул ее бригадиру. Наконец ящик поддался. Валера сунул руку в образовавшуюся щель.
  — Там нет золота, — разочаровано произнес он и, подняв ящик, стал из него вытряхивать содержимое.
  Из отверстия первыми выпали ордена и медали. Затем круглые баночки, в которых в те годы хранились диафильмы. Анна Анатольевна открыла одну из них. На ладонь выпало несколько микрофильмов. Она аккуратно положила их снова с металлическую баночку.
  — Там еще что-то есть, — произнес Валера, продолжая трясти ящик.
Подцепив крышку ящика лезвием топора, он вскрыл его. В нем лежало удостоверения сотрудника министерства государственной безопасности. Он открыл его и протянул документ хозяйке дома.
  — Это мой папа, — произнесла она сдавленным от волнения голосом. — Странно, здесь написано подполковник Костин. Но фамилия отца была Голиков, и он никогда не рассказывал, что служил в органах….
  Она заплакала, прижав к груди удостоверение личности. Она снова и снова вглядывалась в фотографию отца.
  — Что это за пленки и почему ваш отец прятал их в тайнике? — спросил Анну Анатольевну один из рабочих.
  — Не знаю. Он никогда нам с мамой не рассказывал, что служил в контрразведке, что воевал….
  — Наверное, так было нужно. Может, не хотел волновать вашу маму?
  — Не знаю. Надо о находке сообщить в милицию. Пусть разберутся со всеми этими тонкостями.
  Строители промолчали. Они снова приступили к работе и стали ломать перегородку. Анна Анатольевна вышла на кухню и снова стала рассматривать награды своего отца.
  Он умер в 1971 году во время сердечного приступа, унося с собой свою тайну.
  «Неужели мой отец служил в МГБ? Почему он все это время молчал, ни разу не обмолвился. Почему он поменял свою фамилию? Что заставило его сделать это?», — размышляла она.
  Остаток дня пролетел незаметно. Вечером она позвонила в отделение милиции, в котором работал ее сосед по даче.
  — Евгений Иванович! Мне нужен ваш совет.
  Анна Анатольевна вкратце рассказала ему о находке.
  — Интересно. Едва ли я смогу вам чем-то помочь. Думаю, что вам лучше обратиться в КГБ. Ваш отец был офицером госбезопасности, и у них, наверняка, сохранилась хоть какая-то информация о подполковнике Костине.
  — Спасибо, Евгений Иванович…
  Она положила трубку. Какое-то нехорошее внутреннее предчувствие поселилось у нее в груди. Она встала из-за стола и, найдя пузырек с лекарством, накапала себе в рюмку.

  ***
  Анна Анатольевна долго ждала, когда к ней спустится дежурный офицер КГБ. Напряжение нарастало с каждой минутой.
  «Зачем я сюда пришла? — подумала она в очередной раз, наблюдая за молодыми людьми, которые проходили мимо нее. — Что они могут мне рассказать об отце?»
Наконец дверь приоткрылась и в комнату для посетителей, вошел молодой человек лет двадцати пяти.
  — Голикова? — обратился он к ней.
  Анна Анатольевна, молча, кивнула.
  — Вы по какому вопросу? — обратился к ней сотрудник госбезопасности.
  Женщина вкратце рассказала свою историю с обнаружением архива отца. В том, что это архив, она не сомневалась.
  — Где все эти материалы? — спросил ее сотрудник КГБ.
  Анна Анатольевна достала из сумки ящичек и положила его на стол.
  — Спасибо за обращение, мы с вами свяжемся, — произнес молодой человек и вышел из комнаты.
  Она еще посидела с минуту, а затем, поднявшись, вышла из здания. Весенний легкий ветерок, словно маленький ребенок, запутался в ее волосах. На улице было достаточно тепло. Она сняла с себя плащ и направилась в сторону метро.
Утром следующего дня было пасмурным. За окном стучал дождь. Тонкие струйки влаги текли по стеклу и были похожи на слезы. В дверь квартиры кто-то постучал. Она никого не ждала, тем более в столь ранний час.
  «Кто это?» — подумала она.
  Женщина накинула халат и направилась к двери.
  — Кто там?
  — Откройте, КГБ.
  Сердце пронзила какая-то непонятная ей ранее боль. Комок подкатил к горлу, и она почувствовала, что ей не хватает воздуха. Непослушными руками она открыла дверь и отошла в сторону. В комнату мимо нее прошли трое молодых людей в мокрых плащах.
  — Кто еще в доме? — спросил ее один из мужчин.
  — Я одна….
  — Мы хотели бы посмотреть вашу квартиру. Ведь здесь ранее жил подполковник МГБ Костин? Вы не переживайте, мы не надолго. Мы только осмотрим квартиру и уйдем.
  — На каком основании?
  — На основании охраны интересов государства. Еще вопросы есть?
  Анна Анатольевна обессилено опустилась на стул. Мужчины сняли с себя плащи и приступили к своеобразному обыску. Они открывали и шарили по ящикам стола, шарили в шифоньере, простукивали стены.
  — Где у вас семейные альбомы?
  Она, молча, указала на тумбочку. Один из них достал два альбома и стал их листать, откладывая в сторону фотографии, на которых был изображен ее отец. Обыск затягивался. Анна Анатольевна посмотрела на часы. Они показывали начало двенадцатого дня.
  — Мы забираем эти фотографии, — произнес мужчина, видимо старший из них.
  — Как забираете, на каком основании?
  Они сложили изъятые вещи в портфель и, не прощаясь, направились к выходу.
  — Вам не следует покидать город до особого разрешения. Надеюсь вам понятно?
Она промолчала. Сухо щелкнул замок на входной двери, и стало тихо.

  ***
  Она не спала всю ночь. Она терялась в догадках, пытаясь объяснить себе, с чем было связано сегодняшнее посещение ее квартиры сотрудниками КГБ. Что они искали в ее квартире, почему они забрали все фотографии, на которых был изображен ее отец Костин-Голиков. Она так и не сомкнула глаз в эту ночь. Утром ей позвонили из КГБ и пригласили в это страшное для нее заведение. Анна Анатольевна позвонила бригадиру строителей и предупредила его, что не сможет приехать на дачу. К двум часам дня, она поехала в КГБ.
  Кабинет был небольшим. Она сидела на стуле. Теплое весеннее солнце приятно ласкало ее спину. Напротив нее сидел мужчина в светлом костюме и с интересом разглядывал ее.
  — Анна Анатольевна! Скажите, кто еще знает о вашей находке, — спросил он ее.
  — Я уже говорила об этом. Эти люди строители, которые ремонтируют мою дачу.
  Мужчина что-то записал  в блокнот и снова задал ей очередной вопрос.
  — Сколько было микрофильмов?
  — Я не считала, да и зачем мне это. Все, что было там, я передала вашему сотруднику.
  — Вам известно содержание этих микропленок?
  — Нет. Я думаю, чтобы их просмотреть, нужна специальная техника.
  Сотрудник КГБ улыбнулся. Он уже давно работал в системе государственной безопасности и отвык доверять людям. Сейчас его тревожила всего одна мысль, сумела ли сидящая перед ним женщина сделать копии этих документов. Утром он узнал от своего начальника, что эти пленки были личным архивом министра госбезопасности Абакумова. Теперь нужно было установить, как эти микрофильмы оказались в руках разыскиваемого в свое время подполковника СМЕРШ Костина.
  — Скажите, Анна Анатольевна, как эти документы могли оказаться в руках вашего отца?
  — Я не знаю. Я только недавно, то есть когда были обнаружены эти документы, узнала, что он служил в вашем ведомстве. Он никогда никому не говорил об этом. Почему вы задаете мне эти вопросы? Вы мне не верите?
  — Что значит, верите или не верите? В свое время многие искали эти документы и вдруг они выплыли у вас? Разве это не странно?
  — Не знаю. Что хоть в этих документах?
  — Это государственная тайна. Вам это понятно или нет?
  Анна Анатольевна заплакала. Она достала из кармана жакета платочек и промокнула им слезы.
  — Почему мой отец поменял фамилию? Вы можете мне сказать об этом?
  — Нет. Это все является государственной тайной. Вам необходимо расписаться. Вот здесь, поставьте вашу подпись.
  Он ткнул пальцем в напечатанный текст.
  — Что это?
  — Это расписка о неразглашении, то есть в течение двадцати пяти лет вы должны хранить молчание. Если вы нарушите условия этой расписки, вас ожидает уголовное наказание.
  Анна Анатольевна расписалась и посмотрела на сотрудника КГБ.
  — Я вас больше не задерживаю….


Рецензии
Заинтриговали, Александр!

Татьяна Самань   15.11.2022 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна.... В ближайшие дни хочу выложить в ЛитРесе. Читайте....

Александр Аввакумов   16.11.2022 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.