Сулугуни

- Ты меня любишь? - спрашивает  Сулугуни, наматывая сливочные сочные  кусочки вокруг моего языка.
- Люблю , конечно, - отвечаю я, отрезая очередной кусочек плотной  и нежно-сливочной мякоти, с упоением прихлёбывая крепкий сладкий кофе следом.
 - У тебя даже имя вкусное - Сулугуни, Сулугуни - посмаковав тягучий вкус имени, продолжаю признаваться в любви, - Знаешь,я  древние тексты по йоге перевожу, там есть  Тамагуни, Раджагуни, Сатвагуни** - вот ты где-то очень  близко к Сатвагуни располагаешься.
 - Суулуугуунии....протягиваю, размягчая нежную сырную плоть во рту.

Сулугуни, сыр,  не абы какой, а самой что  ни наесть Чистой Линии, размягчился  с такой приятной  кислинкой, что стало понятно, что он меня тоже любит.
 - Я всё тебе отдам, - сказал Сулугуни, - я тоже ведь тебя люблю, я создан для тебя!
 - Сулугуни, а как ты смотришь на то, чтобы мы вместе с тобой создали Хачапури?-Ты знаешь в Пури есть  Храм Великого Джаганнатхи, и не один даже, а ты в Хачапури будешь так же велик и прекрасен, как  сам Джаганнатха в Пури, в Сатвагуни... Что скажешь?
В моём животе довольно заурчало, Сулугуни укладывался  поудобнее, чтобы слушать мои сказки дальше...

____________________________________-

Этимология
В мегрельском языке название звучит как «селегин»  что является сложносоставным от — «селе» («месить», «замешивать»; замешивание первичного сыра является ключевой фазой при производстве сыра) и — «гин».

По другой версии, название этимологизируется как осетинское (дигорский диалект) «сулугун» (с приращением грузинского форманта номинатива «-и»), в котором «сулу» обозначает сыворотку, а формант «-гун», указывает на корень слова как на материал, из которого приготовлен продукт или блюдо  Таким образом, дословный перевод слова «сулугун» — «созданный из сыворотки».

Народная этимология объясняет название «сулугуни» как состоящее из двух грузинских слов — «сули» (что означает «душа») и «гули» («сердце»), что нашло отражение и у некоторых грузинских авторов

** Гуна, гуны - это санскритское слово, которое переводится как «качество, особенность, атрибут или тенденция». В йоге и аюрведе гуна - это таттва или элемент реальности, который может влиять на психологическое, эмоциональное и энергетическое состояние человека.


Рецензии