У реки два берега. Глава 29

               

                На разных берегах времени...

    ...Я гуляла с детьми в саду, где для них были построены детские спортивные снаряды... Рядом, за шеренгой розовых кустов, виднелись овощные грядки, на которых по утрам дети трудились, ухаживая за растениями, чуть дальше виднелись павильоны с животными и птицей, которые также были под попечением детей, но только уже более взрослых...

     Я с чувством сожаления наблюдала за идиллической картиной этого нашего бытия, за этой сказочной пасторалью, понимая, что всё это не настоящее, далёкое от того, что происходит сейчас на Земле. Но детям, лишённым совсем недавно очень многого, особенно права на достойную жизнь в обществе, на доступную медицину, качественное образование и развитие, здесь было намного лучше, чем там, где сейчас происходит трансформация жизнеобразующих институтов, идёт перетасовка общественных укладов, представлений о дальнейшем мироустройстве... Хотелось, чтобы мои дети, оставшиеся в старом мире,  достойно прошли эту эпоху перемен, не сбились с правильного пути под водопадом лживых информационных потоков, как это было однажды в пору моей молодости, не предали чаяния народа, не купились на прекрасные посулы властьпредержащих, цепляющихся за иллюзорную возможность заскочить в последний вагон уходящей властной системы...

    На этом мои размышления были прерваны негромким хихиканьем. Мне даже показалось, что у меня за спиной. Я невольно оглянулась, засомневавшись, что вполне могла свои мысли выразить вслух...

     -- Ну что ты вертишься? -- послышался внутри меня знакомый голос. -- Никто тебя не слышал... Это я решил навестить  тебя. Что это ты расклеилась? Какие-то мысли бредовые... Чем недовольна?..

    -- Разум, это ты? -- выдохнула с облегчением.

    -- А кто же ещё? -- под черепом у меня защекотало.

    -- Тебя так долго не было...

    -- Глупости, я всегда рядом, не отвлекал тебя, потому что ты была занята делом...

    -- Разум, я уже давно поняла, что мы не на Земле... Но как далеко мы от неё? Сможем ли однажды вернуться?...

    -- Что за упаднические настроения? Ты дома, твои родные совсем рядом. Ты в любой момент можешь их увидеть... Другое дело, что это опасно для них... Там, где они, обстановка нестабильна... Захватчики просто так без боя свою власть над миром не сдадут, своими капиталами не поделятся. Они ведь и ощущают себя великими только в сравнении с себе подобными, униженными и ввергнутыми в рабство... Отними у них их власть и богатства -- и кем они окажутся? Как выделятся из толпы? А они привыкли за время своего незримого владычества ощущать себя чуть ли не богами, вершителями судеб остального мира. У них и религия подстать их мировоззрению... И всё же, их время заканчивается... Они это понимают, просто потому, что давно уже находятся в тупике. Им ещё хочется повластвовать, а для этого надо развратить и уничтожить как можно больше молодёжи, которая им страшна именно своей возможностью скинуть их иго... Для себя это племя небожителей давно приготовило тайные схроны, где надеются протянуть свою никчёмную жизнь в богатстве, алчности и разврате... Но оставшись без подвластного народа, они очень скоро перегрызутся, как крысы в закрытой бочке...

    -- Ты успокаиваешь меня, но я и сама знаю, что когда-нибудь это всё кончится... Но тогда не будет ни меня, ни моих детей, ни друзей... ни просто знакомых... -- это вырвалось у меня непроизвольно, с горечью осознанной утраты.

    -- Глупости говоришь. Успокойся... Радуйся, что тебя окружает столько юных лиц, каждый из них в дальнейшем способен на такие свершения и подвиги, о которых ты сейчас и не подозреваешь. Но ты их воспитываешь, ты закладываешь в них зачатки их будущих подвигов... Думай об этом... Они будущее Земли...

    -- Меня страшит, что они могут погибнуть при освобождении нашей родины об захватчиков...

    -- Нет, им предстоит жизнь в обновлённом обществе. Они постигают науки будущего и станут локомотивами дальнейшего развития  общества... -- Разум замолчал. Такое впечатление, что или заснул, или исчез.
В голове опять стало щекотно.

   -- Не дождёшься, -- с насмешливыми интонациями в мозгу зазвучал голос Ольшанского. Но я поняла, что это проделки Разума.




    Из моего повествования может показаться, что мы с Ольшанским и Ивановым, и, естественно, с детьми были одни в этом подземном мире. Просто меня порой остро волновали мои личные проблемы. А ещё появление новых детей, которых требовалось социализировать, приучить к жизни в новом мире. Повзрослевших отправлять в учебные группы, на их место принимать малышей. И как-то в стороне оставалась окружающая нас жизнь. А ведь мы были в этом подземном мире не одиноки. Вскоре после нашей адаптации к новой жизни Разум открыл нам  проход в другие подземные полости, где также, как и мы, жили люди. Было очень много детей разных возрастов. И так же, как и у нас, с младшими занимались женщины-матери, с девочками с десяти лет -- ведуньи. Слово-то какое... так и просится ассоциативное -- колдуньи. А с мальчиками --  мужчины. Здесь были и школы... Но меня беспокоило предстоящее общение со взрослыми. Кто они, как оказались в этом мире?  Не все были готовы открыться перед посторонними. Но было понятно, что каждый из них попал сюда по своим причинам. И причины эти были довольно страшными. Некоторые старались не откровенничать. Кому-то ещё было слишком больно воспоминание о прежней жизни... И я не навязывалась. Потому что и сама страдала от того, что оторвана от привычных понятий  прошлого бытия...

    ...Однажды ко мне в мою половину зашёл Ольшанский. Я в этот час занималась с младшими, а девочки постарше отправились в школу...

    -- Здравствуй, Ира. Извини, что не ко времени, -- начал он, но я его перебила:

    -- Что-то с Андрюшей?

    -- Ну почему сразу такие мысли? Что с ним может случиться...

    -- Просто потому, что остальные дети со мной...

    -- Успокойся, ни с кем ничего здесь не случится. Забыла, с нами Разум...

    -- Тогда что?

    Ольшанский усмехнулся:

    -- Ты могла бы уделить мне минуту внимания? Я понимаю, что пришёл в неудачное время, но всё же...

    -- Хорошо, я приглашу сейчас кого-нибудь из старших девочек, -- согласилась я, понимая, что просто так Андрей ко мне не придёт в неурочный час. Распорядившись тем, что надо изучать с малышами, вышла за Ольшанским в крытую галерею, ведущую к водопаду.

    --  Итак?

    -- Ты не поверишь, сегодня был сбор отцов-воспитателей, и я там увидел... кого бы ты думала?

    -- Ну, не томи...

    -- Воронова. Помнишь, в ментовке работал в убойном отделе, когда ты в подземелье провалилась?

    Ещё бы не помнить. Вася Воронов учился класса на два младше меня. Отличался принципиальностью, честностью и верностью дружбе. Жил он довольно далеко от меня. Так что пересекаться нам с ним почти не приходилось. Общались плотно уже когда стали взрослыми. И в основном по делам своих детей. Он был в общешкольном родительском комитете, как и я. И приходилось совместно разбираться с нашкодившими подростками. Там и столкнулась с его этими качествами характера...

    -- Значит, и Василий Петрович здесь. Тебе не кажется, что из нашего города здесь представителей многовато?

    -- Глупости говоришь. Если бы ты знала, сколько здесь людей из разных мест. На Земле они просто исчезают. Родные занимаются поисками, но безрезультатно. Знаешь, сколько людей бесследно пропадает по нашей стране: одних просто убивают, других насильно захватывают в рабство и отправляют на работу в подпольные предприятия, в горы. Кто-то гибнет там, кому-то, это мизер, удаётся вырваться на волю, тогда поднимается волна в прессе. А бывает, когда человек уже на волосок от гибели, ему неожиданно помогает Разум... Я в смысле того, что не конкретно наш, а искусственный разум, тот  что контролирует Землю и человечество. Его захватчики почти уничтожили. Думали, что окончательно добили... А он восстанавливается... Вот он однажды и выхватил из лап бандитов Воронова за секунду до смерти. Вася как всегда оказался в своём репертуаре. Работал в столице в охране. У него же дети поздние, ещё школу в тот момент не закончили... Вот и устроился, когда из ментовки пнули... правда, с почестями. Но он же упёртый, чёрт, и на новом месте, в охране стал права качать. Его и оттуда попросили. Принципиальные никому не нужны. Всех устраивают безмолвные рабы, типа мигрантов, что сейчас заполонили все рабочие места в крупных городах, да ещё и права стали качать, перед местными быковать. Владельцам выгодно брать неграмотных, согласных на мизерную зарплату. Таких и везут из бедных стран...

    -- А Василий Петрович?

    -- Василий организовал что-то вроде партизанского отряда. Он же бывший сыскарь. Стал понемногу раскручивать, кому это выгодно, что за ерунда такая, что специалисты не нужны, а принимают только чужеродных, не знающих языка, агрессивных, сбивающихся в стаи. Ну и докопался, что кое-кому из властьпредержащих назрела необходимость организовать их руками заварушку, в которую потом втянуть и местных, а потом и власть сменить... Вот Воронов эти дела и раскопал. Не думал только, что  верхушка настолько прогнила, что самые, казалось бы надёжные окажутся предателями... Словом, его схватили, опять же, с помощью тех, на кого он надеялся, с кем в органах работал... Его мальчишек захватили, на его глазах их пытали, требуя связи раскрыть,  одному из сыновей собирались голову на его глазах отрезать... И вот тут появился Разум. Он их и переправил сюда. Потому что  понял, что Воронов ни при каких условиях не сдаст свою организацию, не предаст друзей, которые ему доверились... Так что он с сыновьями здесь...

    -- Как он воспринял своё появление в здешних местах? -- Мне почему-то показалось, что Воронов не обрадовался такому повороту в своей судьбе.

    -- Мне сказал, что в первый момент подумал, что очутился на том свете. Ведь и сыновья были с ним. Решил, что у самого сердце не выдержало, давно уже прижимает, а если и дети с ним, значит, и их те нелюди порешили... И такая его тоска взяла, такое сожаление,  что не доделал своё дело до конца, людей подвёл. А потом огляделся и понял, что жизнь-то продолжается... Сыновья сейчас проходят курс молодого бойца, он с группой старших занимается...




    Дни шли за днями, появлялись новые знакомые, другие интересы. Порой удивляли старые знакомцы, казалось бы напрочь выпавшие из близкого общения. Так было и с Ивановым. Я всё никак не могла простить его за то поведение, что он показал при нашем уходе в подземный ход. Он даже не извинился... За него мне принёс извинения Разум. Объяснил, что Антон до сих пор подвинут умом на раскрытии подлинной истории своего народа и страны в целом. Он учёный, и для него познание тайн прошлого стоит на первом месте...

    А недавно он удивил меня. Неожиданно появился на моей территории, когда я занималась с младшими на детской площадке. Малыши, как обычно, шалили, бегали, скатывались с горок, копались в песочницах, девочки прыгали с прыгалками или играли в классики, этому я научила их, вспоминая собственное детство... И даже для начала продемонстрировала им правила игр. И тут появился Иванов.

    -- Что же вы, Ирина Викторовна, не научите их летать?

    Я в первый миг подумала, что Антон шутит, ёрничает, подначивая меня, вызывая во мне какую-то нужную ему реакцию, потому лишь равнодушно спросила:

   -- Вы о чём, Антон?

   -- Разве не знаете, что здесь есть реальная возможность детям левитировать?

    Я вопросительно взглянула на собеседника:

    -- Левитировать?

    -- Ну, да, летать по воздуху... как Егор тогда... Неужели данное понятие вам незнакомо?

    Я мысленно фыркнула, но ответила довольно спокойно:

    -- Ну отчего же. В своё время фантастику почитывала. О левитации попадалась информация...

    -- Странно, что искусственный интеллект вам об этом не рассказывает. Почему бы не обучить детей этому. Я раскопал в старинных источниках, что на заре истории наши пращуры умели левитировать. А ещё узнал, что отсюда можно мгновенно перемещаться в другие места...

   -- Телепортация, что ли?

   -- О, вы начитаны, Ирина Викторовна... -- делано удивился Иванов.

   Я никак не могла понять, что ему от меня надо. Если хочет через меня обратиться к Разуму,  так ему проще самому с ним пообщаться...

    -- Итак, Антон, что вы хотите от меня узнать конкретно? Сбежать отсюда мечтаете?

    -- Что за глупости вы говорите, Ирина Викторовна. Кто же в своём уме от такого обилия информации и раскрытия тайн древности откажется... и ради чего? Чтобы там, наверху, голову быстренько открутили, пока ни с кем этими данными не поделился... Просто захотелось хоть с кем-то поговорить о том, что волнует...

    -- А Ольшанский в этом плане вам не подходит?

    -- Андрей? Он хороший человек, честный, порядочный, но уж  больно зацикленный на военном освобождении нашей родины от захватчиков... А надо думать о воспитании потомков в правильном ключе...

    -- Так я этим и занимаюсь, если вы не в курсе...

    -- Потому к вам и пришёл...

   Так началась наша дружба с Ивановым. Он оказался интересным собеседником, много знающим об истории Земли такого, о чём я и не подумала бы...

    Однажды он огорошил меня тем, что, оказывается, мы, по его предположениям, находимся сейчас где-то в Сибири, а не в Италии, как он раньше  предполагал...
Но меня некоторое время всё-таки волновало это его предположение о телепортации. А вдруг он решит сбежать и навредить Разуму. И этот вопрос я Разуму и задала...

   Под черепушкой у меня защекотало:

   -- Мы польщены, что ты о нас заботишься... Но зря подозреваешь Иванова. Страждущий от жажды от источника не удалится... Просто ему хочется с кем-то поделиться информацией...

    -- А зачем он мне о телепортации сообщил?

    -- Видимо, самому стало невмоготу скрывать в себе это открытие, а с кем поделиться? С твоим Ольшанским? Так у него в голове совсем иные интересы. Он из подростков мужчин воспитывает... В одном Иванов ошибается... Мы сейчас не в Сибири, а в глубине Антарктиды... Колыбели нашей цивилизации...

     А потом Антон огорошил меня ещё более сногсшибательным известием. Он где-то в своих источниках нашёл информацию о том, что все мы в данный момент находимся не в том временном диапазоне, как остальные жители Земли, а в параллельном...

    -- В смысле?

    -- Как бы тебе проще объяснить. Представь себе реку, на одном её берегу население Земли, на другом -- мы. А между нами поток времени. И он течёт между нами. И мы каждое мгновение находимся то ближе, то дальше друг от друга, и не соприкасаемся... -- Иванов был возбуждён. И это было заметно и по румянцу на щеках, и по более активной жестикуляции.



    Какое-то время мне казалось, что я живу в чужеродном, искусственном мире, где не хватает чего-то привычного, являющегося неотъемлемой частью нашего существования. Ну ладно, я общаюсь с Разумом. Он меня просвещает по некоторым вопросам... А других? Ведь здесь не было не только смартфонов, но и обычных телефонов, да что там, здесь не было ни телевизоров, ни даже радиоприёмников. Ничего  из того, что является в моём понимании источником информации. И как только я об этом задумалась, стала замечать, что вновь прибывающие в этот подземный рай, очень тяготятся отсутствием привычных им гаджетов. Особенно подростки, лишившиеся столь привычных источников коммуникации.
 
    И одновременно стала понимать, что достаточно давно обитавшие здесь и дети, и взрослые вполне спокойно относятся к этой ситуации. Неужели так быстро адаптировались к отсутствию приборов связи?

    А потом подумала: а как я к этому отношусь? И неожиданно поняла, что в принципе я всегда на связи со своими родными. Я часто вижу своих старших детей при помощи Разума. А стоит забеспокоиться о младших, здешних, так они тут же появляются возле меня... Думала, что и здесь мне помогает Разум...

    И неожиданно прозрела... Понадобился мне Андрюша. Решила, что давно его у меня не было. Захотела увидеть его. И только подумала об этом, буквально через несколько минут он прибежал. Тут же чмокнул в щёку.

    -- Мам, ну ты что? У меня всё хорошо. Я же тебе мысленно сообщение послал. А ты всё шлёшь желание увидеться. Мам, у меня всё хорошо. Я сейчас в шахматном клубе  в виртуальном турнире участвую... У меня всё благополучно, вечером прибегу, расскажу, кто победил...

    Сын мгновенно испарился, а я задумалась. Ведь, действительно, у меня в голове прозвучала фраза от сына, даже его голосом, что у него всё хорошо, а я не придала этому значения, списав на свою впечатлительность. Я ведь только голос Разума воспринимала как реальность, а все остальные -- как свои фантазии...



     Как-то вечером я спустилась из крытой террасы к водопаду. Струящаяся вода, с шумом срывающаяся со скального уступа в небольшую заводь, к которой вела каменная лестница, действовала на меня умиротворяюще. .В заводи, у самой кромки берега виднелись листья кувшинок и лотосов, сейчас уже скрывшихся под водой. На одном из них я увидела  сидящую там пучеглазую  лягушку...

    Почему-то вспомнилось детство, болото недалеко от дома и лягушачий хор по вечерам. И так захотелось вновь ощутить то очарование летнего беззаботного детского вечера, когда все проблемы взрослой жизни будут ещё впереди, а здесь и сейчас существуют только сотни головастиков в зелёной воде заводи, оставшейся от весеннего мощного разлива реки, да голоса взрослого населения этих вод. То тут, то там из воды высовывались головы лягушек. По бокам у них  надувались белые шарики щёк, и раздавалось их скрипучее и завораживающее пение... Оно действовало одновременно и успокаивающе, и волшебно, рождало фантастические видения будущего...

    Потом в моей жизни такие чудесные вечера иссякли. Было много других проблем. А однажды я заметила, что и лягушек вокруг поубавилось. И пришло то время, когда увидеть лягушку недалеко от дома стало чудом. Они исчезли из моей жизни. Ушли куда-то туда, где им спокойнее и сытнее...

    Видимо, эти мои мысли однажды считал мой верный друг Разум. Потому что я впервые увидела здесь, в этом мире, живую лягушку. И мне вдруг стало так тепло на душе, словно опять вернулась в детство...

    Неслышно подошёл ко мне сзади Ольшанский. Присел рядом на каменную ступеньку у самой кромки воды...

    -- Ого, да у тебя здесь лягушатник, -- негромко удивился. Но робкая лягушка тут же скрылась в воде...

    -- Прости, если нарушил твоё с ней общение... Помню, как ты лупила меня в школьные годы за то, что стрелял в них из рогатки...

    -- Надеюсь, теперь тебе такое в голову не придёт? -- усмехнулась я. Мне тогда было лет семь-восемь, а ему.... он был пятиклассником, хулиганистым, задиристым и вредным в моём понимании. И я действительно накинулась на него с кулаками из-за того, что он разрушил лягушачий хор стрельбой камешками по лягушачьим головкам. И мне казалось, что он убил всех обитателей лужи... И были слёзы отчаяния... А он смеялся надо мной... А потом уговаривал, что всё население лужи в целости и сохранности. Ведь ни одной лягушки не всплыло кверху брюхом...

    Это была наша первая встреча. А потом начались школьные годы. И я видела, что этот мальчишка бывает справедлив и честен, что пытается наказать тех, кто ведёт себя подло по отношению к младшим... За что ему не раз доставалось от учителей...

    -- Ты знаешь, в детстве всё воспринимается по-другому. Тогда казалось, подумаешь, лягушка. Одной больше, одной меньше... Потом понял, что всё в нашей жизни взаимосвязано. И если они живут на Земле, значит для чего-то они нужны, несут какую-то пользу экосфере, как и другая живность, которая человечеству кажется ненужной, вредной и опасной, и которую необходимо обязательно истребить... И истребляли... А кому-то однажды показалось, что и мы несём опасность,  в их понимании, Земле и природе, и они стали истреблять нас... -- Ольшанский тяжело вздохнул. Казалось, что его мучает то воспоминание...

     Я положила ладонь на его колено и сказала примиряюще:

    -- Тогда, в детстве об этом не задумывались. Родителям было не до того, они воспитывали нас так, как в своё время их. Они работали, чтобы обеспечить нашу жизнь в относительном достатке... да и не думали они о таких вещах серьёзно... А лягушки, что ж, они приходили в наш мир и уходили...

    -- Да только ли лягушки... А мы? Скольких детей Разум спас от истребления нелюдями? Сколько взрослых вытащил со дна жизненной пропасти... Почему тогда, в детстве, нас не учили, что каждая жизнь бесценна, независимо от того, цветок это, муравей... или ребёнок...

     Ольшанский выглядел таким расстроенным... Давно я его не видела таким... Рука сама собой потянулась к его голове. Пальцы пробежались по поредевшим и поседевшим волосам, а в душе всколыхнулась память о том, молодом, коротко стриженном лейтенанте, который встретил меня на вокзале в Ташкенте... И не было ещё между нами непонимания, жестокости решений, расставания... и долгих лет отчуждения...

    Юхнов, сентябрь 2021г.


Рецензии