Значение термина Вайнах
Меня всегда интересовало данное название, вернее
словосочетание .Что же здесь заложено? официально считается ,что здесь имеются два слова как:
1."Вай" -это означает наш.
2."Нах"- это народ .
Исследователи объясняют ,это словосочетание именно так.
Б.К.Далгат в 1930-х годах предложил объединит название
чеченцев и ингушей общим названием -"Вайнахи".
Башир Керимович Далгат (1870-1934гг.) Российский ученый кавказовед, этнограф,этнолог,уроженец село
Урахи Дагестан,семья жила в г.Владикавказе.
Исходя из этого В.А.Шнирельман пишет ,что термин
Вейнахи/Вайнахи был создан(искусственно) в тридцатых годах и далее,
она распространилось уже более широко в 1960-1980 годы.
Известный ученый З. Мальсагов пишет, что хотя у чеченцев и ингушей нет единого названия, однако как чеченцы так и ингуши единства своих народов выражают сочетанием слов
"Вейн наха" то есть,"Наш народ". З.К. Мальсагов (1928).
Мальсагов Заурбек Куразович (1894-1935гг.).Ингушский Советский писатель и ученый, создатель ингушского алфавита.Герой первой Мировой войны ,родом из г. Буйнакска Дагестан. На наш взгляд он подошел более ближе к истине.
Вагапов Яркар Сахапович (1929-1981гг.).Герой социалистического труда ,чеченский исследователь.
Вот что он пишет.* Вайнахи -термин, родившийся в народе, которым называли себя чеченцы и ингуши, в научнуой литературе она употребляется как общее собирательное наименование чеченцев и ингушей.
*Нахи- этнический термин по происхождению сугубо научный, не известный в народе, входящий в обиход под
влиянием научной литературы. Образован он на основе слова нах,"люди, народ".Этим термином обозначают три родственных народа, чеченцы, ингуши, бацбийцы (тушины).
*АК. Народный термин не может быть искусственно создан ,кем бы то не было. Народные термины позже как правило становятся научными и т.д.
Однако мы склоны считать ,что этот вопрос не изучен до конца. И серьезно этим вопросом не занимался ни кто. Проведем нашу версию и исследования. В основном будем делать упор на этимологию первой части термина .
Так как слово"Нах" мы рассматривали на "Проза.ру" (См.там).
Это один их древнейших слов.(в новой редакции).
Для начало приведем некоторые словосочетания как:
Щин-нах,группа близко родственных семьейдо7 поколения.
Ц1и-нах, это потронимия чеченцев.
Къо-нах , святой нах.
Пыш-нах , родственная группа от общего предка.
Та-нах, вожд нахов.
Ас-нах , сильный нах.
Голан-нах, кочевники нахи.
Эн-нах, нахраины.
Ир-нах, большие нахи (на лезг.языке).
Вай-ниг, не отдадим ни кому.
Вай- наш, приехали ,приехавшие.
Вай-чул , не хуже его.
Вейн-нах /Вайн-наха ,наш народ,обще говорящий.
Ма-нах -муж нах.
Мэ- нах -жена нах.
Вейн-нах - наш народ.
Вай-нах - наш народ и т.д.
Просмотрим в каких значениях мы встречаем слово "ВАЙ"
на других языках Кавказа.
Вай на чеченском языке -это "мы".
Вай на ингушском языке-это "мы".
Вай (Вах) на грузинском языке-это ,удивление и восторг.
На аварском языке Вах-это удивление.
На даргинском языке -это Вая ,удивление(или ух ты).
На других языках Вай,вай -это ой,ой или недовольство,чем то. Вай аман ,ну,ну.
У Кавказских народов слово "Вай" имеет следующие значения как:
Вай -это выражение эмоции.
Вай-это синоним слова Вах.
Вай -это удивление, и восхищение.
Вай-вай имеет и содержит в себе эмоциональную окраску.
На нахских языках:
Вай -это беда. (бедаш).
Вай -это горе (г1ай),вай переходит в г1ай,при смеш.букв.
Вай- это вещ.
Вай -это свой.
Вай-это рой пчел.
Вай-это мы.(местоимение).
Вай нах- "Мы народ".
Вай нахи - с ингушского переводится как "Эй люди".
Слово Вай произносится еще и в форме Вей, здесь проис-
ходит смешение букв (А на Е и обратно),по закону Девида Роля. (2002).
Более подробно остановимся на лезгинском языке.Что же
означает слово "ВАЙ" на лезгинском языке.
Вай-это беда.
Вай вай -это беда беда.
Вай -это горе и боль .
Вай -это страдание, удивление.
Вай -это потеря, беда и гибель.
Вай гъал- страшное положение.
Вай гъарай- шум, гам, плачь.
Вай зар- жалоба с плачем.
Вай хьун -потерять, погубить. Потерять статус.
Все эти слова имеют значения как в прямом так и в переносных значениях. Больше всего слово "Вай" относится к народу а не к личности. Приведем несколько предложения
на лезгинском языке как: (дословный перевод автора).
"Вай хьей халкъ-"Народ потерявший свой статус ,и пришедший к беде".
"Вай хьей быр"- ..."пришедшие к беде"
"Вай хьей нахар"- ..."народ пришедший к беде"
"Нахриз вай хана"- ..."нахам прищла беда"
Имеются и такие словосочетания как:"Беда народу, горе народу.боль народа"и т.д.Кроме всего прочего в лезгинском языке сохранились и другие слова как:
"Гуч"- это беда.
"Сет"-это стихийное бедствие.(связано с водой, землетрясением...)
"Мисибат" -это стихия.
Обратим внимание на то ,что как в нахском так и в лезгинском языке существует "Вай"в значении"Беда", "Горе" и "Боль", это уже говорит о многом.
Словосочетание (термина) Вай+нах,
как мы подчеркнули в начале ,состоит из двух слов .Слово
Нах и ее этимологию см. на "Проза.ру" в моем редакции.
Обе эти слова очень древние и они до сих пор остаются в языке как у чеченцев ,ингушей так и у лезгин, в нужных нам значениях. Просто их необходимо заметить и анализировать.
Эти древнейшие языковые материалы Нахов и Лезги из древнейших пластов языка.(праязыка).
Ведь Нахские языки не был изолированы от других родственных Кавказских языков, с Абхазско-адыгскими и Дагестанскими языками, с которыми они объединяются
в Нахско-дагестанскую группу Иберийско-Кавказских языков."Это как говорится ни кто не отменял".Все они
родственны по происхождению.
Слово "Вай",непосредственно связан с такими вопросами как:
1.С историей и депортации народов.
2.Разделенией единого народа и потерей народом
своего статуса.
Здесь речь пойдет о Нахском-Вайнахском народе. Потому что она относится именно к ним. Коротко рассмотрим каждую позицию в отдельности.
1.Депортация -что это такое?. Речь идет о депортации народа.
Депортация это- принудительное выдворение племени или народа из насиженных мест -земель. Это высылка, изгнание
народа в другое государство или на другие земли и т.д.
Термин Вайнах появился на свет не в XV веке, не в 1929 году не в 1944 году, а гораздо раньше. В ассирийский период
при царе Саргоне -2.(722-705гг.до н.э.). Он же депортировал Нахов с берегов озера Урмия на земли древних родственных Кура - Араксинцам (на берега реки Аракс).Тогда они наызвались Дурдукка, (в разных формах произношения).
Дурдзуками от каменного города крепость с таким названием на берегу оз.Урмия(они же Матиены,они же Нахи,(Нахиры)они же Нахчматиеныи т.д. ). Разные народы их называли по разному.По видимому ассирийцам мешали нахи,которые контролировали здесь караванные торговые пути из Сред. Азии на Запад и обратно (ВШП). Отсюда и название "ВАЙНАХИ"
в значении" Бедственный народ",(беда и горе народу).
Который был депортирован в то время более сильной ассирией,чтобы нахские племена не создавали им проблемы и т.д.Депортация любого народа ,с насиженных мест это в действительности всегда и есть страдание, горе, беда и лишение народа.
Отсюда болезни, голод, холод, смерть, пока они обустроятся на новых землях и решат все свои социальные вопросы и т.д.При этом обратите внимание народ был не просто депортирован куда попало а именно к родственным
племенам Куро-Араксинцам т.е. к древним Кавказским Албанам.(См.племена Кавказских Албан).
2.Разделение единого народа и потеря прежнего статуса.
Термин также связан с разделением единого народа
Вайнахов на две части как чеченцы и ингуши.
На территории Мал. Азии существовал Сельджукское государство .Однако в середине 13 века с нашествием суда монголов они расшатали государство сельджуков .
С которыми Кавказцы исторически жили как добрые соседи и понимали друг друга на берегах Каспийского моря .
Монголы в Анатолии появились осенью 1242 году с 30 тыс.армией и осадили Эрзурум. Крепость был взят монголами, они уничтожили всех защитников крепости.
В свое время монголы уничтожили очень много человеческих жизней.
За 20 лет правления Чингиз хана ,ему удалось захватить больше земель чем, Римской империи за 400 лет.
Египетский историк Аль Макризи упоминает, что "Более
300 племен погибло без видимой причины".Они также занимались и депортацией различных племен и народов.
В первые в истории одна держава владела ВШП -великим
шелковым путем на всей его протяженности. Монголы
не оставили шансов другим народам приблизится к ВШП
и к его управлению. Как говорится это позволил им
сделать его более безопасным и доходным делом.
Монголы хвастались и говорили: "Что девушка с золотым слитком в руках может безопасно пересечь всю империю с Востока на Запад с одного конца в другой".
Монгольская держава продержалась примерно 150-200лет.Предположительно к этому периоду и относится
разделение единого народа Нахов (Нахири/Нахиров)на
две племени как: чеченцы и ингуши позже получившие свои названия .С этим и связанно название "Вайнахи".
Которая прямо и дословно с лезгинского языка переводится как (Вай хьей нахар ).Другими словами "народ потерявший свой статус".А это прямо связанно с депортацией(или миграцией)на северный Кавказ и его
разделением на две части и т.д.Ключевое слово здесь
"Вай",значение данного слова мы привели на верху .
В родственных языках нахов и лезгин сохранились эти
древние значения. И что, интересно термин "Вайнахи" выражает и содержит в себе горе,беда.страдание народа а не отдельного человека .
Этимология термина -Вайнах.
Все то о чем мы говорили до этого так или иначе было связанно с значением термина "Вайнах".Коротко остановимся на истиной этимологией данного термина.
В действительности термин состоит из двух слов как:
"Вай" и "Нах", соединеные меж собой (Вай+нах),который образует словосочетание- Вайнах. Как чеченский так и ингушские исследователи немного позабыли истинное значение данных древнейших слов. Народ ,конечно
помнит все , и она остается в пластах и недрах языкового материала. А если все таки она исчезает в данном языке ,
то его можно и нужно найти в других родственных языках
как в нашем случае. Через лезгинский язык мы приходим к истиной значению данного словосочетания.
Имеются такие предложения как:
"Вай хьей быр" и "Вай хьей Нахар". Первое переводится как "Беда случившейся"(или горе случившийся).Второе
предложение дословно переводится как "Беда происшедший с народом".В нахских языках слово "беда и горе",до сих пор остаются они ни куда не делись.
Однако, исследователи взяли за основу не "беда" а слову "свой/наш".который на мой взгляд в данном случае имеет переносное значение. Итак истинная этимология
данного термина (эдоэтнонима),чеченцев и ингушей
имеет значение как "Беда происшедший с народом".
Когда ,где и как, мы этого точно не знаем.Скорее всего это большая беда связанно с древним депортацией и
разделением единого народа на части и т.д.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, несколько предложении в зашито термина ВАЙНАХ . Данный
эндоэтноним не новое приобретение и не искусственно
придуманное кем то .Это народный термин древних Нахов.
Древне языковые материалы говорят именно об этом.
Как пишут в источниках "Смысл термина Вайнах на языке и Чеченцев и Ингушей понят не возможно". Этим
высказывания мы постарались дат некоторые пояснения.
Древние языковые материалы Кура-Араксинских племен
очень богаты. Просто они не лежать на поверхности и к ним нужно подойти с нужным пониманием дела.
Удачи Вам всем!
Литература.
М.Б.Бабаханов. Лезгинско-русский словарь.Махачкала 2019.
К.Х.Акимов. Словарь. Лензги-урус гафарган.Махачкала.2017. В.А.Шнирельман.
Интелектуалы и политика на Северном Кавказе.в 20 в." М. 2016.с.279.
Российский Этнографический Музей. Толковый словарь.
И.Ю.Алироев. Русско - чеченский словарь. М.2005.
А.Мачиев."В зашито названия Вайнах ".Проза.ру.2019.
З.Мальсагов. "Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавита".Владикавказ.1928.с.3-11.
Б.К.Далгат.Родовой быт чеченцев и ингушей . Известия Ингушский НИИ. Владикавказ.1934.вып.2.
М.Н.Музаев. Чеченский архив вып.3.Грозный 2011. с.209.
там же.Я.С.Вагапов "Проблемы происхождения нахского этноса в свете данных лингвистики".
А.К.Седрединов ."Краткая история Нахов и Лезгин с древнейших времен до присоединения к России."
Махачкала .2017.с.64.65.
Седрединов А.К.Седрединов С.А."Народные термины Кавказской албании-современного
Дагестана и Чечни".Махачкала.2016.с.214.
Дэвид Рол. Генезис цивилизации. Москва.2002.ЭКСМО.
Русский пер.с анг.С.Голова. А.Голов.
Полевые материалы и наблюдения автора.
Свидетельство о публикации №222032801716