Значение слов Маарулал и Авар
Проанализировав материалы ,которые связаны с самоназванием современных Аварцев мы пришли к некоторым выводам. Прежде всего по языковым материалам . А именно :
1. Маарулал/Маг1арулал.
Самоназвание современных Аварал/аварцев-это
Маарулал.В источниках пишут, что она имеет значение -"горцы", в переносном значении да в прямом смысле нет.
"Меэр"-горы,горцы. "Для всего аваро-язычного населения
"маг1арулал",пишет М.А.Агларов,- является собирательным, "внешним"наименованием, включающим и "хьиндалал"(1989с.139.).В других источниках также упоминается ,
что Маарулал(мэг1эр),в прошлом имело значение, голова, вершина, горный пик.(также связано с горами).
Попытаемся разрешить этот вопрос через Дагестанские языки ,например через даргинский и лезгинские языки. Так логово или пещера на Даргинском звучит в форме -"Михьири",на Лезгинском "Магъара или Мугъара".Сюда же можно отнести и чеченский термин как
Ламмаргъу (в усеченной форме как Ломаргъу),который переводится как горная пещера.Лам -гора,маргъу- пещера (Чеченский архив вып.3.2011.с 216.). Попутно скажем что данный термин на аварском начинается с сочетания букв
"Ма",на аварском и чеченском,"Ми"на даргинском и "Му" на лезгинском языке. Это связано с законом Дэвида Роля с смешением букв и знаков.
В современном аварском языке этого слова нет ,(она не сохранилось в словарях),
но зато есть слово "Мугьарлу"и другие ее формы произношения.
В принципе эти слова однокоренные и имеют одинаковое происхождение и значение. Далее мы вернемся к перечню этих слов.
Теперь можно вспомнит сколько на Кавказе пещер в т.ч и в горном Дагестане их больше сотни и более. Очевидно, что пещеры бывают только в горах и в горных местах. В языке современных Аварцев ,Лезгин, Даргин, Чеченцев сохранились такие понятия относительно пещер как:
"Мугъарлу, мугъара, михьири, ломаргъу". Пещеры находятся по всему Дагестану как:
Пещера возле г.Дербент.
Пещера возле с.Аркас, Буйнакский район.
Пещера" Янтау" возле Цудахара.
Пещера возлес.Риквани в Анди.
Пещеры в Карабудахкентском районе под названиями как: "живая, мертвая, золотая, партизан".
Пещера "Дюрк" на территории Табасарана.
Множество пещер в Хунзахском районе и в Согратле .
Пещеры возле с Кубачии , Уркарах и Чиндирчеро.
Пещеры по дорогеСергокала-Леваши.
Пещера на Бетельском плато и многие другие.
В античных источниках сообщаются до н.э. о племенах Кавказа
без названия и указывая на них как "пещерники",здесь как раз речь идет о нашей теме и т.д.
Приведем некоторые слова так или иначе связанные с наше темой .(Парадигмы слов).
Маарула ,маарг1уллал, муарула, муарулал,мугъарлу,мугьара,михьири
ломаргъу и т.д.
Обратите внимание на одно из этих слов как "Магъал"
-это часть поселения в горах, которая современем превратился в слово Магал", который означает квартал или поселение. Например в г.Дербенте есть квартал- магал и т.д.
Эти и другие слова связаны как правило с пещерой гротом, логово, берлога, нора ,позже с кварталом и улицей и т.д. Более того данный термин сам по себе очень древний и восходит к каменному веку ,когда еще люди преимущественно на Кавказе жили в пещерах и т.д.
В том числе и в малый ледниковый период.
Кратко,это то, чего касаемо к эндоэтнониму - Маарулал.
2. Авар.(авары).
К вопросу о происхождению этнонима Авар и как она возникла дискуссия ведется давно с 19 века. В этих
дискуссиях участвовали в разное время многие ученые и исследователи как нам кажется без видимого успеха.
Хотя они коснулись и освятили многие вопросы и на этом им большое спасибо. Вот некоторые имена как:
Марр,П.Услар,Н.Волкова,А.Мамедова,Т.Айтберов,И.Абдул
лаев,Г.Гейбулаев.В.Минорский, В.М.Бейлис и другие.
Вольф Менделевич Бейлис (1923-2001гг.) г.Луганск.
Советский ученый востоковед, историк, доктор исторических наук профессор. Он полагал, что слово местного происхождения .
Первое на что необходимо обратить внимание -это то ,
что слово местное Кавказское или привнесенное, здесь
мнение исследователей и расходятся.
Вот что пишет М.Р.Гасанов. Не раз делались попытки раскрыть значение этнонима "Авары".В историко-этнографической литературе дагестанских аварцев
одни исследователи связывали ее с савирами, другие-с
аварами южнороссийских степей. Некоторые авторы даже название "Серир" связывают с этнонимом савиры(савары).
Мы склоны считать ,что данный формат именно исходит из недр Кавказа, и является чисто Кавказским языковым форматом. Почему? Прежде всего потому ,что в данном
термине содержит слово "Ав"( К+Ав+Кас), отсюда она и распространилось по всему Миру. Далее поясним для читателя в чем тут дело. Без пояснения "Истории и этимологии термина Кавказ"в моем редакции на Проза.ру.
(от17.19.2021),мы ничего не поймем и т.д.(см.там).Здесь мы остановимся на некоторых словах т.е.на языковом материале и т.д.(парадигмы слов).
Ав,авар,аварал,авариял,авары,авара,аварах.авгар,авхар, аварец, аварцы ,
авар кавха,
авара авун,аваран вал,авадан вал,аваранар,арак1,авахь,
авгьар,ал-авари,увары, (у-вары),савиры (с-авары),усавары
аваран,авара,ав-гьар и т.д.
Передадим значения некоторых слов на лезгинском языке. Потому ,что это один из коренных и реликтовых языков большого Кавказа.
Ав-это охота.
Ав-это добыча охотника.
Ав-это рев дикого быка.
Ав-это лай охотничьей собаки.
Авчи- это охотник.
Автан- это жизнь.
Авант- это сила.
Авари - это молодая буйволица.
Авара- бродяга.
Аварае- порядочность
Аваран- качество,(ный).
Аваран- добрый,ценный.
Авас- это вершина горы.
Авал- это начала, начала охоты.Эвела-начало чего либо.
Ава- это есть.
Авар кавха- аварская танцевальная мелодия.
Авар-чавар, Фольк.музыка.танцевальная мелодия.
Авхарун- это приучит дикого быка.
Авгьан- это Кавказский Албанец.
Авэста- это святая книга "Зороастризма".
Кавказ и Авэста...(см отдельно).На Проза.ру.
Вывод -если это слово не имело бы столько корней ,то можно было сказать ,что она привнесенная на Кавказ из вне.
Значение некоторых слов на Аварском языке.
Авахь- это "пустошь",степ.(юж.даг.диалект).
Авари- это молодая буйволица.
Авари- имеет значение и как поле,целина.(На хурритском языке тоже самое).
Арак1- это молодой бычок.
Авар- дословно"Ав"-охота,"Ар"-равнина(через лез.язык.).
Авар-игьли это надзиратель полей, равнин(ар-равнина).
Гьав нах- это мясо молочные продукты.
Гьав - это мясо быка(КРС).
Гьан- это туловище (КРС).
Гьанал- это мясное блюда.
"Гь"- это усеченная форма произношения дикого быка.
"Ав"- это усеч.и видоизмененная форма слова "Гьав".
Гьавухъал- так называют Аварци чеченцев Аккинце. В значении профессиональных охотников на диких быков .
Гьав -это дикий горный бык .
Ч1анавэ-(чанаве,чан-ав-э),в значении славная ,хорошая охота и т д.
Эти и другие исследования говорят сами за себя ,что корни
слова" Ав и Гьав",находятся именно на Кавказе а не где -нибудь на стороне. Это чисто кавказский языковой формат ,коренных народов в т.ч.Аврцев,лезгин и чеченцев и т.д.
В то же время слово АВАР-это одновременно является и этнонимом, именем собственным, топонимом и гидронимом( как Авар- ор, река Аварское Косу) и т.д.
Архулав.
Особо хочу остановится на этом термине и связанных с ним другими словами как:
По И.М. Дьяконову в аварском языке и рутульском - это "лужайка, целина".
По Н.А Нозадзе, хурритском и аварском языке -это "поле"или в другом значении "надзиратель полей".
("аваргъл",или "магъи-г1ел"в том же значении).
На аварском языке :"Дикий"-имеет формы произношения и значения как : Г1алхул, Г1алхил, Улх1ол.
"Дикарь"-Г1алхулав,Г1алхилав ."Обитатель пустошей,
отщельник". В качестве мужской имени: Архулав, Алх1улав, Г1алхулав,Г1алхилав.
Э.Я.Сафаралиев считает,что это имя в переводе означает "Дикий",т.е. "выходец из необжитых мест".
И.Х.Абдуллаев считает, что она возникла от слова "Степь"
и означает "Степной дикий".
М.А Агларов переводить эти значения ,"Как зимние и летние пастбища"и т.д. Что же у нас здесь получается?
Сюда же я бы отнес и термин (этноним), "Гьавухъал".
(Гьав+ухъал). Этим термином называют аварцы своих соседей
чеченцев Аккинцев. Вы ничего не замечаете?
(если нет то зря).С лезгинского да и с аварского языков
данный термин означает ,"Охотники на диких быков",
(или профессиональные охотники на диких быков).
Все выше упомянутые авторы указывают на понятия как поле,целина,степь,а также о диком поле и степи (в т. ч.и
о необжитом месте).Интересно почему?. И ни кто не идет дальше .Почему дикое поле или степь являются "дикими".На наш взгляд она является диким лишь
потому .что здесь водились в свое время (по сезонно) дикие быки, Ав/Гьав)и т д.И все это связанно с Кавказскими дикими быками .(См.термин Кавказ.на Проза.ру.)
3. Серир.
Прежде .чем приступит к значению слова Серир, сделаем небольшое отступление. Без этого термина нам не обойтись.
В своих письмах известному Дагестанскому историку, профессору Расулу Магомедову академик С,В.Юшков
писал."Пока Вы не будете считать Албанию страной в которую до 4 века н.э. входил Дагестан, у Вас не сойдутся концы с концами... Я более чем когда либо убежден в правильности своих точек зрения. Как до сих пор дагестанские ученые не поднимают проблемы Албании. В "Истории народов СССР" Академией наук об Албании
написано не правильно. Почему Вы не протестуете?"
АК. здесь речь идет о Кавказской Албании. Действительно золотые слова академика С.В.Юшкова. И поэтому всем
исследователям и ученым, как малым так и именитым ,
и в наше время необходимо прислушиваться к золотым словам Академика.
Серафим Владимирович Юшков (1888 -1952гг.).
Основатель науки история государства и права.
Советский историк Государства и Права. Доктор исторических наук, профессор ,член корреспондент АН УССР.
Академия АН. Казахской ССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Однако вернемся к нашему этнониму как - Серир.
В результате усиления центробежных тенденций из-за вторжения кочевников на былой территории Кавказской Албании появляются ряд новых государственных объединений как: Серир , Дербент, Лакз (Лезгистан), Шандан(Акуша Дарго),Табасаран, Филан , Зирихгеран
(Кубачи), Кайтаг(Хайдак),Гумлик(Кумух),Маскут(Муьшкур) и др.
Наиболее значительным из новых образовании выступает
Серир, сложившееся на территории Нагорного Дагестана.
Нагорный Дагестан в целом, "горная страна",арабские авторы называли ее Сериром . Название Серир восходит к
Персидско-арабской географической традиции.
"Сахиб ас Серир",переводится с арабского как "владетеля
трона"Серир был важным и крупным политическим образованием в раннесредневековом Дагестане,
сыгравший важную роль в истории Восточного Кавказ.
Тут надо сказать, что данный термин искажена иранцами на свой ладь, и далее уже подхватили арабы в такой же форме произношения .
Немного исторической хроники.
*Царство Урарту. Древняя государство на территории Пер.Азии .
Данное царство просуществовало примерно с 700г.до н.э.
по 580г.до н.э.Точнее в 585г.до н.э. Мидийцы разрушили столицу Урарту г.Тушпа, и наступил конец государства Урарту.
Походы царей Урарту на Южный Кавказ ,совершались постоянно и традиционно на Северо-Запад и Северо-Восток. Например при царе Урарту Сардури-2, сына
Аргишти-1.(около760г.до н.э.)был совершен поход на
Закавказский область(царство) на Севере-Востоке под названием Кухаалбан (Куха-Албан).Переводится с древне Лезгинского как "Куха" горная,"Алгьван",Албания.
Про название Албания /Алгьван,также см.на Прозе .ру.
(в моем редакции).
Это сохранились во фрагментах летописи царя Сардури.
*Значит область или царство существовало как бы для того чтобы на него напасть ... И что очень важно походы носили
экспедиционный характер и в основном совершались за
добычей а не для захвата территории. Царства Куха-Албаны просуществовало примерно с 760г.до н.э.по 360 г.до н.э. далее она входит в Кавказскую Албанию и т.д.
Кавказская Албания.
Хотя про Кавказскую Албанию написано много ,для читателя поясним. Что К. Албания была одним из развитых и сильных государств для своего времени. О нем из античных авторов подробно пишет Великий Страбон в своем "Географии". По территории она занимала Северо-
Восточный Кавказ и Закавказье. Об этом говорит наличие в стране
многочисленных городов, развитие ремесел, денежное обращение, чеканка собственной монеты, распространение письменности и другие элементы, характерные для высокоразвитого классового общества и т.д.
*В III в.до н.э. на карте древней Кавказской Албании мы
видим области под названиями как:
Сильвы,Гелы,Леки,Лупены,Камбисена,Гаргарена,СакасенаОтена, Орхистена,Кабала, Араксена, Каспиана.
Без некоторых комментариев нам здесь не обойтись.
АК. Области я перечислил с Севера на Юг вдоль западного побережья Каспийского моря и глубинные районы до Центральных районов Кавказа.
Названия областей или провинции др.кавказской Албании
искажены на греческий лад. Форма звучания искажены.
К этнониму Сильвы, мы вернемся. Леки, должно быть в форме Лекьи-"орлы"на лез.языке. Лупены длжно быть,Липены.
Камбисена,должно быть Курабисена от названия р.Кура.
(название племени Куры).Гаргарена от названия племени Гаргары,Гьаргары.Сакасена,от слова Сак,в перевертыше от Кас, (Сак/кас).Это кавказские Саки. С лезгинского языка переводится как Сак-"кольчуга" из шкуры козы. Отена- это древние Удины.(в раз. формах как,уди,ути кути,гути).
Орхистена это племена Орхи,Орхистхой(Арстхой). Кабала-такой области практически не было ,область названа исходя из названия столицы
К.Албании. Переводится с лезгинского языка как
"К1ве пеле",топоним означает два холма, или два лобное место .Географически город был расположен на двух холмах. Араксена от названия племени и одноименной реки Аракс(Арцы).Каспиана,
от названия племени Кас,Каспи.(от данного этнонима происходит и название Каспийского моря) и т.д.
*И так относительно племенных названии мы здесь видим что ,из первоначальных имен К.Албан 31 наименовании, здесь мы насчитываем их 11ед. таких как:
Сильвы, Гаргары, Куры, Гелы, Лекьи, Липены, Саки,Удины,
Орхи, Араксы, Каспи. Современные аваро -язычные племена,андицы,цезы,дедуры и другие находились в союзе племен как: Силвов, Гьаргаров, Куров,(Куьринцы).
Удин и др.Однако вернемся к этнониму"Силвы"и к ее значению.
*В III веке.до н.э.в источниках упоминается о названии племен как Сильвы.(союз племен).
*В I веке.н.э. у Платона упоминается племена Усавары,Савары.О них же упоминает и Птолемей.
*В V-VI вв.при Иранском царе Хасрове Ануширване,упоминается название Серир.Вот откуда она начинается- эта форма звучания или произношения, уже
на иранском языке.
*В V-VII вв.при распаде Кавказской Албании на его территории образуется государственные образования
Серир.(которые мы упоминали выше).Подойдем ближе
к этим вопросам через языковые материалы. Унас имеется корни слов как :
Си. Силвы.Си,горы,башни,Башни как горы. село Сивух ,
Силак,силахъ,сулахъ,на аварском яз. и т.д.
Са. Сарир.Где Сар-это "вершина, ир-"острие".связано с горами.(на аварск.яз).
Су. Сули.Горы, горцы на чечен.яз. Сулахъ на аварск.яз.
Сув,сувал на лезгинс.яз. горы горное место.
Се. Серир.На иранском языке горы, горное место. Взято с Кавказа и переделано на свой лад.
Эти слова образуются путем смешения букв по закону Дэвида Роля ."Генезис цивилизации".2002.
В результате смешения букв как:
И на А, а на И. А на Е, Е на А. У на А, и А на У. и т.д.
*Античные авторы как Платон(427-347гг. до н.э),в 1 в.до н.э.Так и Птолемей во 2в.до.н.э. сообщают о племенах
Усавары, Савары, как о Каспийских кочевых племенах.
Племена Северного-Кавказ, кочевали они в пределах Кавказа. У А.Ширакаци имеются
упоминание о населявших Северо-Восток Дагестана
Саварах, или Савирах./Аварцы.Советский Дагестан.1990,№3.с.79./. Племена Савары ,
которые были разгромлены Аварами(Абары) из Сред.
Азии в 6 веке. Значит они эти Савары не имели ни какого отношение к Средне- Азиатским племена Абарам.
Название племен слишком вольно трактуется всеми авторами как:Савары,сувары,савиры,сабиры,усавары
и т.д.И тем самым создавая путаницу в названиях племен
Кавказских Албан.
Так вот эти упоминаемые в разных источниках Савары,
Са+Авары,С-Авары и есть наши Дагестанские Авары ,но уже без заглавного "Са".Что же может означать это- Са"?
Эта длинная история, которая своими корнями уходит в
древнюю историю Кавказских Албан, вернее к их племенам. Она непосредственно связанно с племенем
Садой и другими родственными племенами Нахо-Дагестанцев.Об этом я в свое время писал в книге"Нахи и Даги"(2011.с.274-277.). Коротко остановимся на этом вопросе.
1.В "Истори Агвани".(Албани),упоминается о племенах как:Ути(удины), Сады(садой), Гарги(гаргары), и др.Это были союзы племен,об этом кроме всего прочего говорят и такие термины как:
Сады-орси /саорхи.
Сады-арсой /саарсы.
Сады-ути /сауди.
Время миграции или перемещения этих племен на север -ный Кавказа т.е к БКХ.1-ая. половина 1-го.тысячелетия н.э.
2.Само слово "Са"звучит в форме са,саь,саьт,сад,сах,сахли и т.д.
Что же она означает на родственных языках ?
*На чеченском языке -Са,саь, саьт ,сатой -это "строители башен",преимущественно жилых башен. Значит жилье.
Она имеет и другие значения как:
Са-Душа ,в переносном значении душа живет в доме, в башне, в жиле и т.д. Иногда Са переходит в Ца, огонь и душ в сакральном значении.(огонь в очаге).В значениях:
Са- Свет.
Са- Зрение.
Са- Воздух,и т.д.
*На аварском языке-Са,сах, (саьх) сахли, значит тоже жилье, дом.(каменное сооружение),башни. На авар.яз один Цо на лез.Са.(это происходит в результате смешения букв(Ц на С и обратно),тоже самое.
*На лезгинском языке- са,сад,сак, са-хел, са-тар,в значениях как:са-оди,одно,сахел,сахли-одна ветка(в знач.один род).
Сатар-одно дерево, родовое дерево. Плодоносящее дерево сюда же -Таргьум,(тар-гьум)святое плодоносящее дерево рода и т д.(Таргьеум -это известное имя святого патриарха Кавказцев).Этноним Сак- мы упомянули выше,
это люди или воины одетые в козлиные шкуры и т .д.
К Ср.Азиатским "Сакам " они не имеют отношения.
Теперь сравним и соединим эти языковые материалы, в одно единое.
"Сатой с Сатар, Сахли с Сахел", сюда можно отнести и слово "сакля"в значении дом ,жилье".Нам кажется здесь
прослеживается родство, не только слов и словосочетании но и выходцы из одного дома и т.д.
Вспомним как звучит слово огонь на родственных языках как:
Лезгинском- "ц1ай".
Аварском- "ц1а".
Чеченском- "ц1а".
Ингушском- "ц1и".
Даргинском- "ц1а".
Лакском - "ц1у".
В таком случае что же может означать словосочетание как "Са+Авар"(Савары в мн. числе), и искаженное" Савиры",
Этноним-Кавказских Сааваров, претерпевает примерно такую транскрипцию как : саавары, (саьавары,савары,авары)уже без первоначального "Са".
Для ясности приведем еще один термин как-Гаргар(гьаргар, гьар+гар).
На аварском языке:
Гаргарский язык- "гаргардулеб мац".
Близкий родственник-"цевесев гагарав чи".
Свой бра- "гагарав чи".
Близлежащий - "гагардух бугеб".
Ближный - "гагараб, гагарав чи".
На чеченском языке:
Родстеники- "гергарло"
Близкое родство по крови- "чуре гергарло".
Внешнее родство- "араро гергарло".
Дельное родство- "генера гергарло".
Более подробно про"Гаргары " см.на Прозе.ру в моем редакции. Ни кому не секрет ,что Кавказско- Албанские племена изначально все они были родственные племена.
Далее они образуют близко родственные союзы племен.
И поэтому мы встречаем в литературе такие союзы как
Гаргары, удины, араксинцы и другие ,это были большие племена ,а более мелькие входили в эти союзы.
*Относительно Саьдой даже отмечаются ,что они не охотно входили в союзы ,отсюда и название как -Са-один или одно племя,(как говорится "чистые"),хотя такое не возможно, но они сохраняли свою идентичность по мере возможности.
Еще раз вернемся к языковому материалу родственных народов.
1.На лезгинском языке:
Са,сад -один ,одно, некто.Са сад -по одному.(Са-"отец",
одного отца дети)единое ,целое и т.д.
Са хел,са тар -одна ветка,одно дерево. В родовом плане.
Сак-кольчуга из козлиной шкуры.
Сак- название племени Кавказских Албан.
Сагъ- целый.
Сакъа- верховный.
Сакъал- старый род.
Сагъиб- хозяин, владелец. Муж.
Сагъри- спина.
Сараракъ- одна железа(в значении воинские доспехи)
2. На аварском языке:
Цо-один,(са/ца,цо).В значении одного отца дети и.т.д.
Сар- места .
Са хли- дом, (в значении душа в доме).
Сахлъи-здоровие.
Саях-дозор,дозорный.(нарица.знач."скиталец).
Сангар /Сантар-имя собственное.("ограда").
Са авар-название племени,(савиры -искаж.название).
Савары- название союза племен.
Сакартли,(Са-карт-ли)-это объединенные племена Грузин.
Шашан-чечен,сасан,цацан.(Са переходит в Ша).
Сар мат-название племен.(Шармат/Сармат).
3.На чеченском языке:
Са-душа,(в значениях : ца-огонь,или отец и т.д.).
Са- свет
Са- воздух.
Са- зрение.
Сатой-имя собственное ,название тейпа.
Сасан- искаженное от чечен.
Сармат- искажено от Шармат(шар+мат)Шарой.и т.д.
Как мы убедились в указанных родственных языках мы наблюдаем слово "Са"и производные от него.
Слова и термины имеют свойство вменятся в ходе истории и исторических процессах, и под влиянием других языков.
Например на Латыне-Сармат,а на Греческом-Савромат.
Как известно в древне Греческом языке отсутствовали
шипящие поэтому всюду вместе звука (ш) появлялся звук (с). как в нашем случае Шар-Сар.(Шармат/Сармат).
Такие же изменения происходили и в наших Нахо-Дагестанских языках. Во, что писал знаменитый кавказовед, Российский историк академик АН.СССР
Иван Александрович Джавахишвили(1876-1940гг.)
Награды: Сталинская премия -1947года.Кавалер орденов
Трудового Красной Знамени-1938 года.
"Сарматы-это собирательный термин". Он увидел в нем
в результате многолетних исследований в этнониме
Адыгские, Чеченские, Лезгинские племена. Академик здесь сто процентов прав. Мы бы суда добавили и племена
современных Аварцев как: аварал,андийцы,цезы,дидуры и другие. А также Ингушей и Бацбийцев и др.
В свое время автор этих строк писал о Сарматах под
названием .4.6."Загадки истории и этимологии термина Сармат". Кн. "Нахи и Даги".2017.(с.156-173.).
Руслан Хасханов (Джатцаев),также осветил этот вопрос про Сарматов. "К этимологии этнонимов Савромат,Сармат и Алан." в кн.Чеченский архив вып. 3. с.497-509.
На мой взгляд эти статьи очень четко и хорошо друг друга дополняют. Речь здесь идет о термине "САРМАТ" об этимологии термина и как Греки ее переделали на свой ладь,по форме произношения. Шар-Мат на САР-МАТ и т.д.
По большому счету ,как писал Академик И.А.Джавахишвили -это были в основном объединенные
в союзы Северо-Кавказские племена и т.д.
Заключение.
В заключении мы еще раз, коротко пройдем по указанным
нами терминам как: Маарулал, Авар и Серири др.
1.Значение этих терминов конечно не находятся на поверхности они своими корнями уходит далеко в глубь веков. И так из сказанного и анализированного языкового материала родственных языков, вполне достоверно выходить, что термин- самоназвание "Маарулал"дословно
означает" Пещера".Это тем более так ,что родственные слова в самом аварском языке сохранились как "Меэр"
или "Мэг1эр"и т.д.
2.Авар. Этноним авар -это чисто Кавказский языковой формат.Она непосредственно связано с Кавказом в целом.
Если в целом Кавказ (Кавкас)-дословно переводится как
"Место охоты Касов".То "Авар"так же связан с охотой.
И вот почему. Вспомним ,что осталось в памяти народа.
М.Р.Гасанов(1997).с.17.В грузинских источниках население нагорной части Дагестана известно как хундзы,а их страна названа- Хозонихети по названию политического центра
Хунзах. Первоначально"Авар" называли только Южную часть Хунзахского плато. Где располагалось Хунзахское
"общество", (или скажем верхушка).Возвращаясь к охоте на дикого кавказского горного быка. Охоту здесь на Хунзахской плате вели именно эта верхушка .Отсюда и название.В горах охота в древности велась как обычная так и загонная в горных теснинах и т.д. На Кавказе это не единичный случай например:
1."Кавкас-это место охоты племени Касов", (Каспиан).
2."Крар-Кюре- это место охоты Кюров",(Куьринцев).
3."Хунзах-это место охоты Аваров", (Аварал).
Как правило не на всех племен распространялся данное название Авар, ибо не все были охотниками на дикого зверя. Здесь имеется в виду верхушка т.е "Царская охота" и т.д.
3.Серир. Как мы упоминали выше до этого названия
этот район или провинция носила название -Сильвы.
Здесь как мы видим также прослеживается аварское
понятие "Си",в значении, горы или башня (башни как горы).Это местное название . Название же "Серир",связано с именем царя Ирана Хасрова Ануширвана, который в свое время переименовал все провинция Кавказской Албании.Их было 10 провинции или областья. Приведем некоторые из них как:
Гинжан шах,Филан шах,Ширван шах,Лакизан шах и др.
Гинжан, гьунжан,гунжан,хунжан,это и есть искаженное иранцами известное названия "Царство Гуннов"в
Нагорном Дагестане и т.д.
И так провинция Силвы стало Серир при этом значение не изменилось, как горная страна или область.
Впервые опубликуем примерный перечень этнонимов современных Аварце (Аварал).
1.Сул (Сули)-название Кавказко-Албанского племени. В первоначальном списке их 31 племя. Я.А Яралиев(1995)
стр.121.
2.Маарулал-древний самоназвание соврем. Аварцев.
3.Силвы-этноним и название Албанской области на Сев-ерном Кавказе .(3в. до н.э.).
4.Этноним Савары-(искаженное Савиры),Саавары Са+Авары в переводе с лезгин. яз. дословно означает
"Одни авары"или ("одни охотники"),а так же
"Вся авария","Единая Авария".
По аналогии Картли ,Са-Картли, Са-Картвелы и т.д.
5.Этноним Авары (Аварал)-профессиональные охотники на диких кавказских быков.
6.Сарир или Серир (искажено иранцами и далее арабами) как Серир. Область Нагорного Дагестана.(с 6 по 12вв.).
Столица Хумрадж.
7.Хондерил, (Хозонихети)-"Царство гуннов"или Хоннов
в Нагорном Дагестане на Сев-Кавказе.Чисто Дагестанские-Хуннары.(Гьуннары),не путать с Ср.Азиатскими (Гунами).
8.Аварское ханство.(с12по 19вв.).столица Хунзах.
На Сев-Кавказе.
На этом я хотел завершит свои исследования .Удачи Всем!
Литература.
М.-А.Садыки.Древняя история лезгин и античные письменные источники.М.1996.с.68-71.
М.Б.Бабаханов.Лезгинско -русский словаь.Махачкала.2019.
К.Х.Акимов.Словарь.Лезги- урус гафарган.Махачкала.2017.
М.Г.Магомедов.История Дагестана с древнейших времен до конца 19 века.1997. с.50.с.79.80.
М.Р.Гасанов. "Загадки этнонимов Дагестана." Махачкала.1997.с.17.
Я.А.Яралиев. Алупанская (Кавказско-албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала.
1995.с.121.
А.К.Седрединоа. "Нахи и Даги"историко-культурные связи. Махачкала.2011.с.139-141.
А.К.Седрединов. Краткая история Нахов и Лезгин с древнейших времен до присоединения к России.
Махачкала.2017. с. 47. с.51.52. с.274-277.
А.К.Седрединов. С.А.Седрединов. Народные термины
Кавкаской Албании- современного Дагестана и Чечни.
Махачкала.2016.с.51.52.с.215.
З.Ризванов.Р.Ризванов. История лезгин.Махачкала.1990.
с.5.
Дэвид Майкл Рол."Генезис цивилизации".(О текучести языковых форм).Москва.-2002. ЭКСМО. Русский пер с анг. С.Голова. А.Голова.
Сафаралиев Э.Я. "Как тебя зовут?."Махачкала.1994.(266с.)
Абдуллаев И.Х."Междагестанские языковые схождения".
Махачкала.2013.
Бейлис В.М. Из истории Дагестана.6-11вв.(Серир).Истор-
-рические записки Вып.73.М.1963.
Айтберов Т.М. Древний Хунзах и Хунзахцы .Махачкала.
1990.(177с.).
М.А.Агларов .Сельская община в Нагорном Дагестане.
в17-19вв. М.1988.
Хапизов Ш.М. "К вопросу о происхождении этнонима Авар". МК . Дагестан. 2016.
Свидетельство о публикации №222032801731