Этимология слова -Хунзах
Хунзах это, один из районных центров Нагорного Дагестана.
Этимологическое значение данного слова не известно,
имеются несколько предположении, в которых имеются некоторые подсказки для исследователей .Мы здесь остановимся на чисто этимологическом значении дан-
ного слова,через родственные языки. Однако ,коротко затронем и другие вопросы
как: география, история и языковые материалы.
Оговоримся сразу, что ни иранских ни арабских ни Ср.Азиатских корней здесь мы не нашли.(здесь их нет).
1.География.
Хунзахское плато находится на высоте 1700-2000м. над уров.моря. Это Нагорный Дагестан. Сам плато имеет размеры длина 25км.ширина 8-10 км. площадь равна
250 кв.км.,это наклонная равнина. Относится к Сулакскому
бассейну, расположено между реками Аварское Койсу и Андийское Койсу. Здесь имеется небольшая речка под названием Хундерил Тляр,речка делит Хунзах на две части.Сам Хунзах лежит в Юго-Западной части плато.С двух сторон(Юж.и Зап.),оканчивается обрывами высотой в несколько десятки метров.Хунзахское плато ее ландшафт напоминает природная могучая с сильная крепость, с крепостным рвом и с отвесными стенами-плато и т.д.
Можно сказать так,это созданная самой природой могучая и доблестная "крепость",для зашиты героического народа.
"Хунзакуты"- Доблестный нард воинов.(гьунар/хьунар).
Эту всю природную красоту нужно увидеть своими глазами:
Хунзахское плато, хунзахский каньон, хунзахскую крепость,
хунзахские водопады,крепость в селе Арани и мощные природные каменные стены вокруг,которые как бы созданы для народа живущих здесь спокон веков и т.д.
2.История.
Леонти Мровели, писатель, историк, церковный деятель (11в.) упоминает "Жизнь картлинских царей",о "Хозонихе".
"Хозоних, что был самым знаменитым в роду Лекана,ушел в горную теснину,воздвиг там город и дал ему свое имя".
Далее глава 2. Повесть о Картли.он пишет "Когда разделил страну Таргамос между родами своими и всеми восмью сыновями своим, дал Картлосу страну ,от Хунани до моря
Сперского"...
АК.Имеется в виду от крепости Хунани (Хуннар) до
Каспийского моря. Если верить Л.Мровели то крепость
Хунани-Хуннар в то время в той или иной форме произношения уже существовал при патриархе Таргамусе (Таргьуме).Библейский Таргамус древно Албанский Таргьум.
Хунзах /Хунзабахь,это была резиденция Аварских ханов.
Хунзах в течении веков несколько раз разрушался и люди
его восстанавливали заново. Отсюда аварское словосочетание "Хун бахь"(переводится как умер и возродился).
В разных источниках упоминается о сильном и доблестном крепости под названием Хьунар,Гьунар ,на кавказских языках . У грузин она известнас древности как Хозонихети
или Хунани. У Кавказских Албан которым она и принадлежала называлась Хьунар или Гьунар. (Мощная, сильная и неприступная крепость).
В арабских источниках название произносится как -Хунан,
Хунане.
Корни данного названия Хьунар /Гьунар идут в Кавказскую
Албанию.
Крепость Хьунар располагалась в долине рек
Алазани-Иори на Северо -Западной границе Кавказской Албании.Арабский историк Масуди ибн Намдари,упоминает о крепости Хунане как о пограничной точке Албании (Арана). (сбор.документов начал.12в.).
Немного истории из "Албанской книги"(зул.10.) стр.10.
"На земли Великой Албании с двух сторон напали Гунны. Те которые пришли со стороны горы Тарял(Дарял),встретились
с царем Картли. Те,которые пришли со стороны"Квевар"
(Дербент),захватили Албанские земли".
"Эти гунны состояли из 10 племен:
Эвсет,сурмат,укур,сукур,хутур,унгур,кутур,увар,булхар,сабур
эти были гуннские племена. Гунны не знали хлеба. Они
едят сырое мясо, и пьют кровь. У них нет ни крепостей, ни сел.
Они не проводят 10 дней на одном месте. Албанское царство ,со своими владениями находилась в течении 3-х
лет под властью гуннов. Иран, Армения и Картли также находились под их властью" и.т.д.
Здесь мы видим Ср.Азиатских гуннов и, что это за племена.
В данном случае, этноним -гунны это собирательный термин среди десяти названии мы такого имени не находим .
АК. Здесь речь идет о нападении Ср.Азиатских Гуннов на
Кавказ и далее на Месопотамию и Сирию и т.д.в 395-397 гг.
(время конец 4 века).
Для читателя поясним .что в научный оборот слово "Гунны"введено историком К.А. Инастранцевым только в 1926 году .
Слово изначально сложилась на севере Китая в форме Сюнну и далее пошла на запад под разными формами произношения как:Хунну,гунну.гунны,унны,кунны,хионы,
хиян,киян,Сев.хуны.Юж.хуны.Белые хуны.Черные хуны...
В Индии их называли-Хуна.В Персии-хионы. Прмерно известно около 20 вариантов этого слова и т.д.
*Дионисий Периигет,дре.греческий ученый во 2в.н.э. пишет, что "Унны" жили у западного побережья Каспийского моря.
*Другие древние историки как: М.Хоренаци,Зосим,Егише,
М.Куланвацви,Гонорий,Присциан и др.называли Хунов народом живущим на равнине у Каспийского моря.
АК. не большая поправка ,только на равнине они жит не моги ,без глубинных районов Кавказа ,ибо это связано с животноводством и их содержанием.(с сезонными перегонами животных ).
*Гмыря.Л.Б "Царство Гуннов" (Савир) в Дагестане(4-7вв.) М. 1980.с.8-12.
*Гадло. А.В. Этническая история Северного Кавказа.
(IV-Хвв.) Л.1979. с.152. статьи "Гунны".Материалы из Википедии.
С начала 6в.до первой половины VIIIв.(738г.)на территории
сов. Дагестана существовало политическое объединение называемое в западных источниках"Царство гуннов"(Хонов).Большая часть исследователей полагают, что под этим именем скрываются один из племен (Савиров). Гмыря.Л.Б. М. 1980.
Вторая точка зрения, это союз местных Кавказских племен
(народов). Гадло А.В. Л. 1979.
АК. На мой взгляд оба точки зрения правильны и вот почему. Эти точки зрения высказаны разными авторами практически в одно и то же время (в 1979и 1980 годах).
1.Наименовние царства искажена как"Царство гуннов"или Хонов,а должно быть на местных языках"Царства Гьунар"
или Хьунар.Тогда все становятся на свои места в том числе и территория , Северо-восток современного Дагестана.
Об этом говорит такая информация как при Хасрове Ануширване (530-579гг),на территории К.Албании были переименованы все названия областей как:
Гижан шах,Филан шах,Ширван шах, Лакизан шахи т.д.
(всего было 10 шахств).
Так называемое "Царство Гуннов" и был "Гьинжан шах",
(Гьунжан в иранском произношении).это Нагорный Дагестан. Уже при арабах эта область был переименован в Серир(или Сахиб ас- Серир).
2.Упоминаемые различными авторами Савиры,Сабуры,Савуры,Серир и т.д.,это не что иное как Савары,
Саавары,(Са-Авары),см.на "Проза.ру" в моем редакции.
Это бывшие К.Албанские племена, как их называли позже Сев-Кавказские племена, это современные народы Дагестана и Чечено-Ингушетии, и др.
Что касается названия пограничной крепости Хунани,
Хуннар, то первичное здесь на мой взгляд является
природное образование как Хунзахское плато в виде "огромной крепости",а вторичное уже построенное
руками человека доблестный крепость ,который ещо
был известен при святом патриархе кавказцев Таргуме
(Таргамусе) крепость Хьунар/Гьуннар.
3.Языковые материалы.
Приведем некоторые слова как:
Хун,хунз,хуны,хуну,хунар,хунгар.хунзах,хунзы,хунздерил,
хундерил,хундерил бо, хозоних,хозонихети. Гьун,гьунар,гьунар кил,гьунар хев,гьунар фус,гьунар буба,
Хунан- название города и крепости на арабском .
Хунани- название Албанской крепости на грузинском.
Хунане- на древне Албанском.
Хуьннар или Гьуннар на др.лезгинском.
Гьунар- на аварском языке.
Хьуьнар на чеченском языке.
Гьунар - это подвиг, доблесть на лез. яз.
Гьунар- это призыв ряженного (на канатоходца).
Гьунар кьил - глава победителей.
Гьунар вал - это успешный, доблестный, героический.
Гьунар фус- умение и успех.
Гьунар - это название одного из сильных, защищенных и доблестных крепостей на севере К.Албании, под разными названиями ,которые указанно выше.
Рассмотрим некоторые слово на родственных языках:
На лезгинском языке:
Пдвиг- Гьунар,игид,къегьал. Гьун- давай нападай!
Доблесть- Гьунар,дырбаш,къегьал.
Герой- Игид,къучу.
Отвага- Дырбаш, къегьал.
Успех- Агалкьун, хъсан.
На аварском языке:
Подвиг - Гьунар
Доблесть - Гьунар.
Герой - Бах1арчи.
Отважный - Бах1арчи(ли).
Успех - Бергьенлъи.
На чеченском языке:
Подвиг - Хьуьнар.(Гьунар).
Доблесть - Сийлахь
Герой - Турпалхо. (от имени патриарха Таргьум).
Отважный -Майра.
Успех - Кхиам(аш).
Что же здесь у нас получается ?
Во всех трех языках сохранился слово- Гьунар.
В лезгинском и аварских языках она идентична звучит в форме произношения как -Гьунар,в чеченском языке,
она звучит в форме -Хьуьнар, в принципе это одно и тоже.
Здесь происходит смешения букв( ГЬ на ХЬ),что не противоречит и закону Дэвида Роля и нашим языкам и диалектам и т.д.
Фактически мы можем сказать Нахо-Дагестанские языки,
(в.т.ч. лезгинский, аварский и чеченский и др.)
это наречия и диалекты одного древнейшего языка. В современном лезгинском языке даже при поверхностном анализе слов мы находим более 1200 аварских слов в чеченском более 700 схождения слови т.д.
Ключевое слово здесь - Гьунар(Гьуннар) в значении подвиг:
Гьунар- на аварском.
Гьунар- на лезгинском.
Хьунар- на чеченском.
Как известно подвиг может совершат народ(или человек),
В нашем случае это объединенные Северо -Кавказские племена, которые защищали свои северные рубежи в
различных воинах и сражениях. А доблестный и крепкий
упомянутый город - крепость Гьунар отсюда и получил свое заслуженное название.
Теперь посмотрим какая связь между словами Гьунар,Хьунар и Хунз,Хунзах .Корень слова здесь -Гьун,
Хьун или Хун, уже без мягкого знака ,это передача ее в русской транскрипции. Все три языка подтверждают ,что данное название связанно с подвигов народа. Хунз -в широком понимании, это община или общество -
"общество храбрецов".Я бы добавил "общество доблестных храбрецов" Дагестана - ХУНАРОВ .
Хунзах -состоит из двух частей как : Хун+з ,или Хун+зах,
где "Хун",усеченная форма слова хунар/гунар-подвиг или
доблесть народа.
В дополнении ко всему сказанному, хочу привести еще некоторые лезгинские слова по нашей теме как:
Хуьн - Защищать
Хуьн - Беречь
Хуьн - Хранить
Хуьн- Стеречь, сберегать
Коротко ,такова этимология термина - Хунзах , дошедшей до нас в форме произношения. Удачи Вам всем!
Литература.
С.Б.Юзбекова.Русско-лезгинский словарь.Махачкала.2013.
М.Б.Бабаханов.Лезгинско-русский словарь.Махачкала.
2019.
К.Х.Акимов.Словарь.Лезги-урус гафарган. Махачкала.2017.
И.Ю.Алироев.Русско -чеченский словарь .М.2005.
М.М. Гимбатов .Русско-аварский словарь.М.2017.36т.с.
Я.А.Яралиев.Алупанская(Аваказско-Албанская)письмен-
ность и лезгинский язык.махачкала.1995.с.121.
М.Г.Магомедов.История Дагестана с древнейших времен до конца 19 века.Ч.1.Махачкала .1997.
Дэвид Рол .Генезис цивилизации.Москва.2002.ЭКСМО.
русский перевод.С.Голова.А.Голов.
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа.Л.1979.
Гмыря Л.Б. "Царство Гуннов".М.1980.
Леонти Мровели. "Жизнь Картлинских царей"(савир)в
Дагестане.(4-7вв.).
Моисей Каганкатваци.История Агван.(Албании).Спб.1961. Седрединов А.К."Нахи иДаги"Махачкала.2011.с.136-141. Гасанов М.Р. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала.
1997.с.16,17.
Свидетельство о публикации №222032801735