Нужен ли России советский социализм

Зачем пишу о "советском социализме"?
Всё ещё находятся пытающиеся обосновать необходимость изменений социально-экономических отношений в России по образцу "советского социализма".
В социальных сетях, блогах и других интернет-ресурсах этим чаще всего занимаются  те, кто не имеет собственного жизненного и трудового опыта, накопленного при "советском социализме".

Кому адресую оценку этого социализма?
Прежде всего, тем, чья трудовая деятельность началась после 1991-го или ещё не началась.

Надо ли изменить нынешние социально-экономические отношения, действующие в России?
Безусловно.
Но не по образцу тех, которые были при "советском социализме".

Сначала поясню, какие основания имею для оценки "советского социализма".
Родился в 1937 г. в семье военнослужащего.
Предки по отцу и матери – крестьяне.
Потомки: дочь и сын; внучка и три внука.
Окончил Московский энергетический институт (в 1960 г.).
Доктор технических наук (с 1990 г.), профессор (с 1992 г.).
Продолжаю профессиональную деятельность (ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук). Автор и руководитель разработок программных продуктов, предназначенных для диспетчерского управления работой энергосистем, экспертного планирования ресурсов и др. Автор более 100 научных статей и 19 монографий по автоматизированному конструированию программ, символьному моделированию произвольных объектов и информатизации различных видов деятельности, опубликованных в отечественных и международных научных изданиях. Автор более 20 статей по информатике в Большой Российской энциклопедии (СИМВОЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ,  ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ и др.).

54 года жил в СССР, где под руководством коммунистической партии строили то "социализм в отдельно взятой стране", то "социализм с человеческим лицом".
 
Полученное мной образование, профессиональный рост — всё это может служить одним из многочисленных примеров действия «социальных лифтов» при «советском социализме».
Никто среди моих родных и близких не был репрессирован. В мирное время работали, во время Великой Отечественной приближали нашу Победу (мужчины на фронте, женщины — в тылу).

29 ноября 1945-го вернувшийся с войны отец (гв. майор, зам. командира танкового батальона) привёз нашу семью (маму, бабушку, сестру и меня) из эвакуации (где мы были с октября 1941-го по ноябрь 1945) в военный городок Кантемировской дивизии (в составе которой он воевал).
Привычные к недостатку продуктов и других необходимых вещей, мы были безмерно рады, что отец остался живым и мы вернулись в Россию. Мне (восьмилетнему пацану) отец доверял помогать ему в заготовке дров (пилить с ним, складывать наколотые им дрова), в изготовлении погреба в сарае (за нашим домом). Тогда отцу был положен ординарец, но он (после нашего приезда) отослал его в расположение части (со словами: «Механику-водителю надо быть в подразделении, а не на кухне»). Мама и бабушка такой подход отца (хоть и не одобряли) принимали как нечто безоговорочное.

Мне доверяли и стояние в очереди за хлебом (по карточкам), и снабжение нашей кухни дровами (носил в мешке из сарая на четвертый этаж нашего дома). Весной 1946-го (как только земля подсохла) мы с отцом отправились выкорчёвывать пни на участке, который он выбрал для огорода. Потом всей семьёй вскапывали землю и сажали картошку, лук и капусту.

Это было лучшее время в моей тогдашней жизни. Хоть (как и во время войны) не ел досыта даже хлеба и картошки, но мы были вместе с отцом. А у многих моих одноклассников отцы погибли на войне.

В декабре 1947-го карточное распределение продовольствия в СССР было отменено. В тот день мама купила 500 граммов сахарного песка и буханку чёрного хлеба, и мы устроили праздничное чаепитие.

Был пионером и комсомольцем.
В студенческие годы — активным бригадмильцем.
Из 54-х – 31 год работал инженером, преподавателем, научным сотрудником. Много раз (в составе шефских бригад) направлялся в командировки для помощи труженикам села (заготовка кормов, уборка овощей и др.), которые своими силами не справлялись (об одной из командировок написано в [1]).

Из 31-го – 6 лет служил в Вооруженных силах СССР (по призыву из запаса; с 1962-го по 1968-ой).
Участвовал в создании ракетно-ядерного щита страны.

Когда после окончания Московского энергетического института стал работать инженером в ГПИ «Тяжпромэлектропроект», увидел развращающие плоды «уравниловки» и пресловутого «они делают вид, что нам платят, а мы – что работаем».

Тогда-то я и взялся серьёзно за изучение трудов Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина, так как советские социально-экономические отношения явно не способствовали эффективному развитию потенциала страны.
Заодно почитал (в несоветском источнике, добытом в Ленинке) и биографию Маркса.

Стали понятнее заносчивость и агрессивность автора «Капитала» и идеолога классовой борьбы, додумавшегося объявить "гегемоном" человечества  пролетариат (наёмных работников, добывающих средства для жизни только продажей своего труда и которым "нечего терять, кроме своих цепей"). Для выражения принципа "справедливой" организации совместной деятельности людей Маркс использовал тот же лозунг, что и французские "мыслители" (Блан, Морелли), ещё до него начавшие увлекаться социальными грёзами: "От каждого – по способностям, каждому – по потребностям".

Всех «грезивших» вместе с Карлом Марксом (философов, журналистов, юристов) объединяло то, что они не имели опыта деятельности, целью которой служит изобретение, проектирование и/или производство необходимых для жизни вещей.

После «Капитала» еще раз прочитал художественно-пламенный «Манифест коммунистической партии» (написанный Карлом Марксом в соавторстве с Фридрихом Энгельсом).
Потом перечитал «Государство и революция» В. И. Ленина.
Стремился понять, каким видел Ленин механизм управления страной.

Мои терпение и труд дали неожиданный результат.
До того не был я противником советской экономической модели и коммунистической идеологии.
Полагал, что в замысле (в трудах Маркса и Ленина) – всё целесообразно и обоснованно, но портачат воплотители замысла (Троцкий, Сталин, Хрущев и др.).
Изучение упомянутых трудов не оставило сомнений в несостоятельности замысла идеологов.

Начались мои споры с отцом (убеждённым коммунистом, фронтовиком).
Отец был уверен, что каждый человек способен к честному сотрудничеству, если ему правильно объяснить цель и выгоды сотрудничества.
«А те работяги, которые делают некачественную продукцию и тырят на своих же заводах, фермах и колхозных полях!
А высокопоставленные партийцы, которые никогда не стоят в очередях, а пользуются спецснабжением!
Всей этой массе кто и как должен объяснить целесообразность честного сотрудничества?!» – возражал я отцу.

Управлявшая страной «руководящая и направляющая сила» (в годы гражданской и Великой Отечественной войны действовавшая в соответствии с девизом «Коммунисты, вперед!») в невоенное время особенно интенсивно разлагалась вступавшими в коммунистическую партию карьеристами и приспособленцами.
Вступали, чтобы получить должность, звание и т.п.
 
И "равенства трудящихся" не было при "советском социализме".
До 1974 года в СССР действовало постановление о паспортах (1932 года): колхозникам паспорта не выдавали.
Колхозники не могли устроиться на работу в посёлке или городе, так как везде требовался паспорт.
Особые условия жизни при "советском социализме", как правило, имели не только партийные, советские и профсоюзные функционеры, но и торгово-снабженческая мафия, при всегдашнем дефиците товаров (включая продукты питания) имевшая влияние везде и на всех (включая функционеров).

Низкая производительность труда и низкое качество многих товаров и жилищного строительства, изматывающий дефицит жизненно необходимых товаров — показатели неэффективности социально-экономической системы "советского социализма".

Говорил отцу: «Стремление к преобладанию (понимаемому каждым по-своему) невозможно полностью заменить стремлением к сотрудничеству.
Люди так устроены.
Никакими уговорами и проповедями их не изменишь.
Соперничество по установленным правилам – это осуществимо.

Для инициативных людей важно иметь определённые законами возможности заниматься собственным делом. При этом владея средствами, необходимыми для его успешного ведения. Для наёмных работников (включая государственных служащих) необходимы гарантированная оплата труда и пакет социального обеспечения, соответствующий квалифицированности и результативности труда.

А борьба за коммунизм – это обман честных, но несамостоятельно оценивающих реальность людей, и кормушка для мошенников.»
Слыша это от меня, отец не мог сдерживаться.
Он верил в коммунизм, как моя бабушка – в Бога.

О распространённых упущениях в рассуждениях об  экономике "советского социализма"
1. В экономической системе "советского социализма" "общенародной собственностью" на землю, средства производства и др. распоряжались наёмные служащие (под присмотром партийного аппарата, "выдвинувшего" их). Почти всегда необходимо было быть членом коммунистической партии для того, чтобы занять  руководящую должность с возможностями распоряжаться материальными ресурсами.
Таким образом, "общенародной собственностью" распоряжались "партийные выдвиженцы". Делали они это не всегда умело и честно.

2.  Госплан: планировали всё "до мелочей". Зная, что в огромной стране невозможно предусмотреть и спланировать всё, что необходимо для её защиты и развития. Государственный план надо было обязательно выполнять.

3. Государственная монополия (во всех важнейших составляющих экономической системы) исключала экономическое соперничество. Попытки подменить направляемое государством экономическое соперничество [1] "соцсоревнованием" были безуспешными.

Алкоголизация
Признаком порочности партийно-государственной системы управления СССР была и нарастающая алкогольная деградация населения страны.
За годы советской власти бухание стало почти общенародным времяпровождением.
Бухали партийные и советские руководители, бухала значительная часть рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции.
Бухание воспевалось в советских песнях ("Выпьем за Родину, выпьем за Сталина", "Налей, дружок, по чарочке" и др.) и любимых народом фильмах ("Белое солнце пустыни", "Судьба человека" и др.).
Бухали на всех уровнях: в партийных и государственных кабинетах, в кабинетах директоров предприятий (после "решения вопросов"), в цехах и на фермах, на стройках, в лабораториях и других "рабочих местах".
Бухали не только в предпраздничные дни, но и в рабочие.
Бухали не только в нерабочее время.
"Бутылка" (0,5 л водки) была популярной платёжной единицей.

Август 1991
Мне – 54.
Трое детей, кооперативная квартира (каждый месяц, кроме квартплаты, выплачиваю часть паевого взноса).
Даже в московских магазинах с каждым днём пустеют полки.
В стране – нарастающая нехватка жизненно-необходимых товаров, талоны, унизительный импорт зерна (своего не хватало из-за слабого сельского хозяйства), низкая производительность труда, "несуны" на предприятиях, низкое качество продукции и жилищного строительства.

Измотанные невозможностью купить необходимое, униженные болтовнёй слабомыслящего Горбачёва и его окружения люди предпочли перемены.
Предпочли перемены, не представляя какими они будут.
Поэтому 19-21 августа 1991-го ГКЧПисты не были поддержаны ни населением, ни спецслужбами, ни вооружёнными силами СССР.

Что целесообразно наследовать
Созданные и реализованные при "советском социализме" принципы построения и функционирования систем просвещения, образования, здравоохранения, научных исследований и защиты потенциала страны следует изучать и применять в усовершенствованном виде.

Что предлагаю
С 2009 года в отечественных и международных научных изданиях публикую статьи и книги о модели нормализованной экономики.
В этой модели [2] представлен инженерный подход к построению экономического механизма, изучаемого как человеко-машинная система, адекватно изменяемая с учётом перемен в социально-экономических отношениях и технологической среде.
Устройство и правила функционирования нормализованного экономического механизма (устанавливаемые  государственными законами) стимулируют вести хозяйственную деятельность, ориентированную на защиту и развитие потенциала страны. Делается это посредством налогов, пошлин и других экономических инструментов [3, 4].

С 2009 г. (в статьях, книгах и на сайтах, посвящённых модели нормализованной экономики) отстаиваю необходимость поэтапной замены действующего экономического механизма, ориентированного на ищущих экстерриториальную выгоду и мало заботящихся о защите и развитии потенциала своей страны.
В государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отражена только небольшая часть положений модели нормализованной экономики.

В наши дни, когда разрушается система (включающая ВТО, МВФ и др.) глобального доминирования проСШАнской части мира, необходимо безотлагательно осуществлять плановую нормализацию  экономического механизма нашей страны [2-4], ориентированную на защиту и развитие потенциала России [5].

1. Ильин В.Д. Лучше галопом (http://proza.ru/2011/02/18/1918).

2. Ильин В. Д. Модель нормализованной экономики (НЭк-модель): основы концепции // Управление большими системами, 2009. Вып. 25. С. 116-138
3. Ilyin A. V., Ilyin V. D. Towards a Normalized Economic Mechanism Based on E-services // Agris on-line Papers in Economics and Informatics, 2014. Vol. 6. Iss. 3. P. 39–49 (https://online.agris.cz/archive/2014/03/04).

4. Ильин В. Д. Модель нормализованной экономики и актуальные технологии цифровизации // Системы и средства информатики, 2021. Том 31. № 1. С.  181–191
5. 5. Ильин В.Д. Потенциал страны: от чего зависит (https://yarus.ru/post/29455906).


Рецензии