Разговор с сыном

 Однажды, в будний день, Игнат ждал домой с занятий своего старшего сына, подростка лет 12-13. Он учился в той самой школе, в которой когда-то учился и сам Игнат, и даже его родители. До дома было совсем недалеко, и время последнего урока закончилось  с час назад, но сын почему-то задерживался. В такие минуты отец не на шутку волновался, начинал, беспокоясь, звонить сначала сыну, а потом уже и его классному руководителю. Так было и тогда, правда  Игнат  так ни до кого не дозвонился, отчего стал беспокоиться ещё больше. Да, что и говорить дети - это наше всё! Игнат же тогда не просто  любил мальчика всем своим сердцем, но ещё  и чувствовал, что  именно тогда был  нужен ему  и что-то, такое важное, уже упустил,  уже не успел отдать.
 Вот, наконец, сын постучал в дверь. Игнат, по символическому стуку, принятому в их семье, точно знал, что это он. Отец  быстро, насколько только мог, подбежал к двери и открыл её. В дом вошёл его сын, высокий, симпатичный, довольно крупный для своих лет черноволосый  подросток. Он заходил совсем  неуверенно и смущённо, боясь посмотреть отцу в глаза. Отец сразу обратил внимание на чрезмерное смущение его ребёнка. С ним явно было что-то не так.  Да и внешний вид был странный и неряшливый: куртка   сильно испачкана, обувь в земле, а штаны  мятые, будто в них валялись:
- Что случилось, сынок, ты чего такой нерашка? - с усталой улыбкой спросил Игнат.
 Сын ничего не ответил,  лишь посмотрев на него жалостливыми "собачьими" глазками. Игнат понял, что пока разговаривать нет смысла.
- Ладно сынок. Иди пока руки помой, переоденься и за стол. Уже давно всё остыло, - Игнат похлопал сынка и вдруг увидел, что сзади на шее у него большой кровоподтёк, - Тебя что, кто-то душил? - взволнованно и удивлённо спросил отец.
- Да с Петькой решали…
- Опять? - Игнат удивился ещё больше. Уж столько было с этим Петькой Бобкуром!
 Два года до описываемых событий, когда они только попали в один класс, Бобкур украл у сына фигурку из пластилина, которую тот слепил сам. Сынок Игната увлекался лепкой и делал что-то  постоянно, чтобы отвлечься или, быть может, снять напряжение  от  школы, которая, честно говоря, была ему совсем не по душе. Петя попытался тогда высмеять его перед всем классом, особенно перед девочками. Сын ударил Бобкура, да  так сильно, что рассёк бровь и губу!  Родители воришки не стали разбираться и сразу написали заявление в полицию.
 Пришлось Игнату вместе с сынком идти «на ковер» к инспектору по делам несовершеннолетних. Честно говоря, они оба опасались этой встречи. Игнат ещё с детства имел свой опыт общения с правоохранительными органами, а сынок был в ту пору  ещё более стеснительным и боялся многого, тем более незнакомых, особенно  в полицейской  форме.
 Когда они пришли в полицию и зашли в ПДН, то познакомились с милой приятной миниатюрной девушкой, которая и оказалась их инспектором. Несмотря на молодость, инспектор довольно быстро разобралась в том деле.  Как  только она увидела этих двух, как сама выразилась, «спортсменов» то сразу сделала для себя вывод, что нет никакого смысла давать дальше ход "этому  делу". Проведя небольшую воспитательную работу с сыном и объяснив на примерах, что не стоит отвечать на провокации, она отпустила ребят без дальнейших разбирательств.
  Когда Быковы вышли из отделения, то Игнат сказал с чувством:
 - Сынок, запомни, ты ни в чём не виноват, конечно руки распускать нехорошо и это должна быть всегда крайняя мера, но по-другому, наверное, он бы не понял! - он пытался ободрить, но видел очень отчётливо, что на сынка поход в полицию подействовал сильно, даже слишком.
- Хочешь я приду к вам в школу? Вместе побеседуем?
- А ты сможешь? -  у сына  глазки засияли вдруг радостными красками.
- А почему нет?
- Ну ты же раньше не мог!
 Да, раньше, когда Игнат старался "поднять" чужих для него людей на доброе, вечное, на оздоровление тела и укрепление духа, на своих родных, даже детей, у него просто не хватало времени. Ну, а если говорить по-честному, то и желание «сильно копаться в пелёнках» особо не возникало. Но вот уже не один год Быков старался жить по-другому, прежде всего, для своей семьи, детей.
- Даже не сомневайся! Давай, как будет закрытие четверти у Вас будет классный праздник, я и подойду. Тем более, что там будет нужна какая-то родительская помощь!! Там и пообщаемся с Бобкуром!
 Так и сделали. Игнат помог принести какую-то еду и после того, как всё организовали, он нашёл предлог (нужно было вынести мусор от праздника)  вытянуть Петю из класса. Классный руководитель было заволновалась. Мол, нечестно как-то, один с представителем, а другой нет, но Игнат её успокоил:
- Не волнуйтесь! Я хочу только примирить ребят!
- Хорошо, сильно не задерживайтесь!!- сказала она слегка взволнованным голосом.
Когда вышли, Быков спросил у парней:
- Петя, сынок, что у вас произошло?
 Петя сначала замялся, но потом пришёл в себя и рассказал всё, как есть, ничего не утаив.
- А зачем ты брал его игрушку? - по-товарищески спросил его Игнат.
- Честно, не знаю! Пошутить хотел, -  ответил мальчик, понурив голову.
- Ну и как? Получилось? - в тоне Быкова не чувствовалось ни капли осуждения, лишь небольшая капелька иронии.
- Не очень!!!
- Ребят, давайте договоримся так: ты, Петя, больше не шути подобным образом, а ты, сын, постарайся сдерживать себя.
 Мальчики пожали друг другу руки…. Петю хватило почти на год и даже учителя замечали. что он пытается работать над собой, ведь раньше он приставал не только к сыну Игната. Иной раз, впрочем,  он, не решаясь пока что идти на открытый конфликт,  подтравливал и подстрекал других ребят, рассказывая всякие небылицы про сына нашего героя. Как-то Бобкур  рассказал их общему однокласснику, Боре, что сын Игната  обзывал  его маму. Но парень был не промах. Он сам подошёл к своему высокому однокласснику  и подозвал  Петю:
- Говори теперь при нём, что ты сейчас сказал.
Когда Пете предъявляли он всегда реагировал одним способом, что дескать это шутка такая и убегал, показывая язык, то ли Боре, то ли сыну, а скорей всего, им обоим.
 Игнат даже звонил  родителям Бобкура. С отцом. в целом, разговор получился, а вот с матерью… Ну, мать есть мать! Все виноваты, кроме своего дитяти.
 Но вот с недавнего времени  Петя опять стал сильно  напрягать его сына. Быков старался настроить сынка на позитивный лад, подсказывал, что нужно напомнить Бобкуру о его обещании. Но.... Всё без толку! И вот, сегодня…
 Сынок подробно рассказал, что Петя сначала обзывал его, потом спрятал его футболку в шкафчик, а затем разлил воду на его стол. Ему пришлось вызвать Петра после школы.
- И как? - спросил отец.
- Да я не скажу, пап, что я победил. Он мне то же смог навалять.
- Ну как же так, - Игнат тогда почти крикнул в сердцах. Конечно, каждому родителю кажется, что их ребёнок самый-самый, а тут! Немного успокоившись, он продолжил, - Молодец сын, спускать хамство не стоит. Но я тебя об одном прошу!!
- О чём пап?
 Игнат вдруг словно потерял свою мысль. Ему вспомнилась одна давнишняя история из его собственной школьной жизни. 
    Однажды, он, высокий поджарый черноволосый подросток,  заступился за своего товарища и смог в драке одолеть парня, на два года старше себя. После школы старшеклассник собрал целую свору своих товарищей. В ней были такие, которых уже не раз задерживала полиция. Они устроили целую операцию по поимке Игната, который смог почти что убежать от них. Они настигли его на остановке в километре от школы  и как Быков не вырывался от них, крича и взывая о  помощи ( на остановке было тогда большое количество взрослых, в том числе и мужчин), они затащили его в заброшенный садик. Он стоял, как "оловянный" солдатик и каждый раз когда его сшибали с ног, старался тут же встать. Но вот силы совсем его оставили и его стали быть ногами, без разбора. Неизвестно, как бы сложилось, если бы мимо задика не проходила  рослая румяная светловолосая  женщина. Она, увидев происходящее, начала громко кричать и даже свистеть в свисток, оказавшейся у неё. Свора разбежалась. Женщина подошла к Игнату и, отряхнув его, бережно подняла юношу:
- Может тебя в больницу отвести? - участливо спросила она.
- Да, ннет,- сквозь боль и словно "в тумане", ответил Игнат.  Поблагодарив её, он неспеша поплёлся к себе домой, где его уже давно ждали мама и бабушка.
 Потом было разбирательство и одного его слова, и подписи было достаточно, чтобы всех участников выгнать из школы, а зачинщиков отправить в исправительную колонию для несовершеннолетних. Но он не стал ничего подписывать…
 
 Через 15 лет, когда Игнат со своей женой и их общими друзьями пошли в кафе отмечать: «8 марта» к нему, когда они с женой вышли подышать свежим воздухом,  подошёл подтянутый мужчина среднего роста  в офицерском кителе. Его виски были обрамлены сединой, но вид был "бравым", как говорят в народе "грудь колесом".  Погоны на кителе были то ли майорские, то ли под полковничьи.  Мужчина  всё ждал, чтобы они с Быковым остались наедине. Жена заметила это и, подав мужу знак кивком головы, зашла обратно, оставив его с неизвестным:
- Здравствуй! Не узнаёшь, наверно? -  скромно спросил офицер.
- А должен?
- Да наверно... нет, но вот я тебя сразу узнал!
- Рад, что хорошо сохранился, - решил пошутить Игнат в своей обычной манере.
Офицер тогда, немного запинаясь и волнуясь (что было, видимо, совсем ему не свойственно) в нескольких словах напомнил Быкову тот самый случай с его избиением. Игнат сильно нахмурился и даже изменился в лице:
- А ты про тот случай откуда знаешь?
- Я был там!!
- И, видимо, то же бил меня?
- Даааа, -  ответил мужчина, опустив от смущения свою "бравую" голову - Ты извини… что я тебе про это всё напомнил.  Я ведь только одно хотел сказать.
- Что? - с ироничной ухмылкой спросил Игнат.
- Хотел... поблагодарить... тебя.
- За что?
- Если бы ты тогда подписал бумагу, что мы тебя избили, то мне бы оформили привод в полицию и меня  никто в Военную Академию не принял бы.
 Игнат на миг  почувствовал сильную обиду и гнев, да так сильно, что  ему сразу захотелось тогда  сказать офицеру что-то неприятное, гадкое, осуждающее. Но через несколько секунд  он, взяв себя в руки, внимательно посмотрел ему в глаза и понял, что перед ним стоит абсолютно нормальный мужик, раскаивающийся в своем поступке. Быков тогда сказал лишь только:
- Да ладно. Не за что. Я рад, что у тебя, видимо, всё получилось…
- Прости меня,- сказал офицер, сильно страдая от раскаивания. Игнат молча протянул ему свою руку. Офицер несмело пожал её.



- Пап, пап!
- Ааа?!, - Игнат словно очнулся после глубокого сна.
- Ты как будто заснул на ходу!  Что хотел  сказать то? - спросил сынок с милой "домашней" улыбкой.
- Сынок, - ещё немного постояв и отходя от своей дремоты, Игнат собрался с мыслями и ответил, - Ты - молодец! Но я тебя прошу об одном - не обижайся ты на Бобкура, он, надеюсь, ещё исправится! Просто не общайся с ним пока.
- Да я и не обижаюсь.
- Красавец!
Быков обнял сына, и одинокая слеза потекла из его левого глаза. Он подумал, что всё-таки тогда поступил правильно в своём, таком уже  далёком детстве…


Рецензии