Известные люди Данте Алигьери

Интересные и малоизвестные факты из жизни известных  людей
 
"Он  был одним из первых деятелей Эпохи Возрождения, создателем современного  итальянского литературного языка,большую часть жизни проведшим в изгнании, платоническую любовь к Беатриче он пронёс через всю свою жизнь и создал шедевр мировой литературы - комедию , названную Божественной.


Да;нте Алигье;ри (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери, последняя декада мая 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Википедия

Его называют последней личностью средневеовья и первым титаном Возрождения. Он был основателем литературного итальяского языка и автором величественного культурного памятника эпохи Возрождения. Строгая иерархия усройства рая, ада и чистилища описаная в главном труде его жизни была однозначно приняьа богословами

Данте Алигьери родился во Флоренции в мае1265 года в старинной, но обедневшей двлоянской семье
Кстати, полное его имя звучит несколько иначе – Дуранте дельи Алигьери.
О родителях, и его детских годах сведений почти не сохранилось .
Данте был одним из самых образованных людей своей эпохт  Он ещё в юности вплотную познакомился со средневековой и античной литературой, а также со множеством естественных наук. Также он преуспел в богословии, для чего изучил даже множество ересей, бытовавших в Италии той эпохи.
Никаких данных о том, что он закончил какое-либо учебное заведение не имеется .По всей видимости  все знания ,которыми он обладал были
приобретены им в течении всей своей жизн благодаря своей любознательности и упорству.

В девятилетнем возрасте Данте полюбил свою ровестницу
Беатрису  Портинари, , которую он называл в своиз мечтах  и произведениях - Беатриче Ей суэждено было стать первой и единственной любовью флорентийского   мыслителя. О его чувствах к себе  Беатриче  даже не подозревала и с ним лично знакома не была.
По утверждению самого поэта, он, хоть и видел Беатриче время от времени, разговаривал с ней всего два раза в жизни,.
В 17 лет во время их очередной  случайной встречи
на флорентийской улице юноша понял, что  влюблён в образ Беатриче , а не в неё саму.
Он испытывал к ней трепетное и возвышене чувство но никогда не предпринимал попыток сблищится
Беатриче рано вышла замуж и в возрасте 
25 лет умерла.  Данте создал во славу своей платонической любви - нежные и трогательные сонеты, называя Беатриче "Молодою донной непорочность". Эти сонеты были изданы в 1292 году
и вошли в роман Данте "Новая жизнь".
Образ Беатриче оказал значительное влияние на его творчество и на создание  “Божественной комедии"

Чирбы облегчить боль утраты Дпнте  женился  на флорентийской красавце  Геме Донати (1285-1321 гг.)
В браке у них с женой родилось двое детей( Пьетро Алигьери, Якопо Алигьери)
Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, жена не последовала за ним, оставшись в городе вместе с детьми
Вероятно, отношения между супругами были прохладными, так как поэт ни в одном из произведений даже не упоминал о жене.

После создания  семьи Данте посвящает себя политической деятельности . В его родной Флоренции в ходе политьической борьбы  влиятельные горожане  разделились на партию белых - сторонников короля и партию чёрных - сторонников римского папы.
Потдерживая  короля Данте отправляется защищать интересов Флоренции  в Рим. где он боролся с папой  сатирическими памфлетами.
Но в его городе одерживает победу партия черных.
В 1302 году они заочно лишают Данте всех поствов обвиняют его в ереси и  сатанизме, конфискуют всё его имущество и даже приговаривают к сожжению в случае возвращения во Флоренцию. В одночастье от него отвернулись все, даже бывшие союзники. Он был изгнан из родного города, где всё напоминало о любимой Беатриче..  Его горячее и бескорыстное желание служить Флоренци было растоптано. Как позже напишет Данте в "Божественной комедии"  -"Земную жизнь пройдя до половины  я оказался в сумрачном лесу".

Несправедливость глубоко оскорьила гордого Данте. Два года поэт -изгнанник старался восстановить своё доброе имя и вернуться в родной город, однако он потерпел фиаско в переговорах с новыми властями Флоренции .  Оставшись без средств он отдалился от всех и занялся литературной деятельностью

С 1304  по 1308 год Данте создал трактат о народной речи, и приступил к философскому трактату "Пир," который содержал философские эссе, астрологический сборник и  средневековую теорию любви, переосмысленную под влиянием его чувств к Беатриче.

В 1310 году в Италию вторглось войско Генриха Восьмого -Люксембургского .
Данте трижды обращался к соотечественникамс призывами потдержать короля, называя его освободителем. Но Генрих с которым Данте связвал свои надежды на  возврашение во Флоренцию умер и Данте пришлось снова скитаться по дорогам Италии
и проживать в различных итальянских городах.

6 ноября 1315 года во Флоренции снова официально было подтверждено изгнание поэта. Надежд на возвращение домой больше не было.

После 13 лет скитаний Данте решил поселится в Ровене. Там увидел свет трактат Данте о монархии, отстаивавшем его идею о едином равителе мира.
В 1320 году  вышли последние сочинения Данте  - Трактат о земле и воде и два поэтических обращения
к своим ученикам . За месяц по кончины Данте заверщил работу над комедией, которую впоследствии назовут Божественной . Такое название комедия пробрела с лёгкой руки Джованни Боккаччо, для которого Данте был одним из кумиров.
Сам же автор именовал её просто комелией. Над главным трудом своей жизни он работал 14 лет  и изобразил в нём тернистый пкть скитания человечества ради покаяния и исукпления грехов 

Поэма Алигьери, основанная на христианском учении, наглядно продемонстрировала, какая кара ожидала грешников за совершенные ими злодеяния. И вместе с тем показывала, насколько всеобъемлющей может быть милость Божья к людям, живущим честной и праведной жизнью.

В "Божественной комедии " Данте  подродно описывает Рай,Чистилище и Ад.

Если кратко  изложить её содержание , то оно  таково:-

Ад
Песнь 1-2
В зрелом возрасте Данте «очутился в сумрачном лесу», унылом и пугающем. Он попытался было добраться до гор, позолоченных первыми лучами солнца, но безуспешно.

В лесу Данте явился дух Вергилия – «честь и светоч всех певцов земли», который предложил отправиться в путешествие через Ад и Чистилище, чтобы добраться до заветного Рая. Данте страшился отправиться в дорогу, но, узнав, что за него замолвила слово Беатриче – его возлюбленная, умершая в юности, согласился пройти все круги Ада.представляющего собой колоссальную воронку из концентрических кругов, сужающийся конец которой примыкает к центру Земли.

Песнь 3
У врат Ада Данте поделился своими страхами с Вергилием, но тот ответил, что «здесь страх не должен подавать совета». Взяв Данте за руку, он повел его внутрь, где их оглушили «вздохи, плач и исступленный крик». Герой узнал, что здесь оказались те «ничтожные, которых не возьмут ни бог, ни супостаты божьей воли».

Песнь 4
Подойдя к реке, Данте заметил старика Харона, который перевозил души усопших на другой берег, где начинался первый круг Ада – Лимб. Он представлял собой место, в котором скорбели души некрещеных младенцев и тех, кто «бога чтил не так, как мы должны». Здесь Данте повстречал великих поэтов и философов древности: Гомера, Горация, Овидия, Лукана.

Песнь 5
Второй круг Ада, в котором хозяйничал демон Минос, был создан «для тех, кого земная плоть звала, кто предал разум власти вожделений».

Песнь 6
У входа в третий круг Ада грешников встречал «трехзевый Цербер, хищный и громадный». Под непрекращающимся дождем и градом здесь томились души чревоугодников.

Песнь 7
Следующий круг Ада, охраняемый звероподобным демоном Плутосом, служил местом заключения для скупцов и прожигателей жизни.

Песнь 8-11
В пятом круге Ада Данте увидел страждущие души, загубленные ленью и гневом.

Вскоре перед путешественниками предстал город Дит, вход в который охраняли полчища демонов. После непродолжительной беседы они пустили внутрь отважных путников.

Здесь Данте встретил Медузу Горгону, но, предупрежденный Вергилием, вовремя успел закрыть глаза – «ужасно увидеть лик Горгоны», способной навсегда ослепить человека.

В шестом круге Ада Данте повстречал души еретиков, томящихся в гробницах.

Вергилий объяснил своему спутнику, как устроены последних три круга, расположенных в нижнем ярусе Ада, у самого центра Земли.

На страже седьмого круга Ада стоял дикий и злобный Минотавр. Кровавый бурлящий поток пожирал здесь тех, «кто насилье ближнему нанес», а сверху их обстреливали из луков кентавры.

Во втором поясе седьмого круга Данте встретил лишь колючие растения, в которые были обращены души самоубийц.

В третьем поясе седьмого круга томились богохульники, на чьи непокорные головы «опускалась вьюга огневая».

Вергилий объяснил Данте, что вскоре им предстоит спуск в центр Ада.

Песнь 17-30
Перед путниками из бездонной пропасти явился Герион – адский стражник восьмого круга, где жестоко карались обманщики. Они сели на его спину и помчались на дно пропасти.

Восьмой круг Ада состоял из десяти Злых Щелей – глубоких рвов концентрической формы. В первом из них бесы избивали плетками обольстителей и сводников, во втором рву перед путниками «предстали толпы влипших в кал зловонный» – таковой была участь всех льстецов.

В третьей щели карались святокупцы – служители церкви, торговавшие при жизни церковными должностями. Тела их были зажаты огромными валунами, а пятки – охвачены пламенем.

Следующий ров принадлежал прорицателям и ясновидцам, каждый из которых был «странно скручен в том месте, где к лицу подходит грудь».

В пятой щели восьмого круга корчились от мучений души взяточников, погруженные в кипящую смолу.

В шестом рву шли толпы грешников «неспешным шагом, без надежды, в слезах, устало двигаясь вперед» – это были лицемеры, облаченные в свинцовые плащи.

Седьмая щель служила темницей для воров, где их тела испепелялись и разваливались на куски, чтобы затем вновь собраться в тело – такая кара продолжалась бесконечно.

Восьмой ров предназначался для лукавых советчиков.

В девятой щели всем зачинщикам задора Сатана дробил головы, отрубал уши и носы.

Фальшивомонетчиков ждала печальная участь в последней щели восьмого круга Ада, где они страдали зловонной чесоткой.

Песнь 31-34
Данте и Вергилий увидели «строй гигантов», которые были наказаны тем, что не могли пошевелиться.

Путники добрались до колодца, где «новый исполин, Антей, возник из темной котловины». Вергилий задобрил его, и великан перенес их «в провал, где поглощен Иуда тьмой предельной и Люцифер».

На дне колодца находилось ледяное озеро Коцит, в котором «синели души грешных изо льда» – это был последний круг Ада. Здесь страдали души предателей.

В центре ледяного озера располагался Трехликий Люцифер. В одной его пасти находился Иуда, во второй – Брут, и в третьей – Кассий. Грехи их были гораздо ужаснее всех остальных.

Вергилий сообщил Данте, что их путешествие по кругам Ада подошло к концу, и теперь они могут узреть небеса.

Чистилище
Песнь 1-8
Путники «вышли на пустынный брег», и Данте был безмерно рад вновь видеть солнечный свет. Они повстречали челн, управляемый прекрасным ангелом, который привез к подножию горы души умерших людей.

Среди них были грешники, успевшие раскаяться в своих нечестивых поступках перед смертью, отважные воины, павшие в бою, несчастные, умершие насильственной смертью.

Данте залюбовался ночным небом, когда появились на нем три яркие звезды, «зажегшие вкруг остья небосвод» – символы веры, надежды и любви.

Песнь 9-26
Вергилий и другие тени не нуждались в отдыхе, в то время как обессиленный Данте провалился в глубокий сон. Проснувшись, он был крайне удивлен и напуган: ярко сияло солнце и «море расстилалось перед взглядом». Вергилий рассказал, что пока поэт спал, появилась святая Лючия и перенесла его к самому входу в Чистилище.

Подойдя к скале, путники увидели «три больших ступени, разных цветом, и вратника, сомкнувшего уста». Ангел, охранявший ворота в Чистилище, начертил на лбу каждого из них букву «Р», след от которой должен был исчезнуть по мере продвижения к вершине скалы.

Чистилище было также поделено на части – круги. В первом круге находились «христиане, гордые сердцами». Большие каменные глыбы давили им на спины, и держались они из последних сил, сгибаясь под большой тяжестью. Однако тени пели хвалу Господу и просили наставить людей на путь истинный.

Второй круг Чистилища предназначался для завистников, которые здесь были лишены зрения.

Неожиданно в глаза Данте «ударил новый блеск». Вергилий объяснил, что к ним приблизился ангел «сказать, что путь открыт». Так путешественники оказались в третьем круге, предназначенном для очищения душ, отравленных гневом. «Темный и подобный ночи» дым ослеплял их, заставляя думать о кротости и смирении.

Следующий круг Чистилища был отведен тем душам, которые при жизни предавались унынию. От одной из душ Данте узнал, что «любви к добру, неполной и унылой, здесь придается мощность».

В пятом круге находились расточители и скупцы, а шестой круг предназначался чревоугодникам. Им суждено было испытывать страшные муки голода до тех пор, пока души искренне не раскаются и не искупят свои грехи.

Седьмой круг Чистилища предназначался сластолюбцам, что «забыли о людском законе, спеша насытить страсть, как скот спешит». Свои души они очищали тем, что горели в огне и пели оды целомудренной жизни.

Песнь 27-33
К этому моменту у Данте были стерты почти все буквы со лба – он был готов к тому, чтобы вступить в «Господень лес, тенистый и живой». Это и был Земной Рай, в котором обитало бы все человечество, если бы Ева не нарушила запрет.

Здесь Данте повстречал свою возлюбленную – Беатриче, которая умерла в возрасте 25 лет. Вергилий исчез, и его место возле Данте заняла Беатриче. С ее помощью поэт смог воочию взглянуть на все девять кругов Ада и семь кругов Чистилища и осознать, насколько опасно грешить в земной жизни.

Беатриче попросила своего возлюбленного, который был лишь гостем в Господнем лесу, не забыть описать все, что он здесь повидал – «для пользы мира, где добро гонимо».

Рай
Песнь 1-2
«Вонзилась в солнце Беатриче взором», и Данте, незаметно для себя, стал возноситься со своей возлюбленной в небесные сферы. Все пространство Рая Небесного было поделено на небеса.

Как пояснила Беатриче, небесные сферы вращаются кристальным девятым небом – Перводвигателем. В движение их приводят ангелы.

Песнь 3-28
Вместе с Беатриче Данте оказался в первом небе – небе Луны – самого ближайшего к земле светила. Здесь они повстречали души монахинь, которых отдали замуж помимо их воли. Одна из них поведала поэту, что они находятся на первом небе потому, что, хоть и стали жертвами насилия, но не проявили должной стойкости. Так Данте узнал, что «всякая страна на небе – Рай, хоть в разной мере, ибо неравно милостью орошена».

На втором небе – Меркурии – странников ожидали души праведников, что излучали особенно яркий свет.

На третьем небе под названием Венера купались в благодати и радости души любвеобильных.

В четвертой небесной сфере – Солнце – Данте и Беатриче повстречали мудрецов. Далее они попали в пятое небо, где «в недрах Марса, звездами увит, из двух лучей, слагался знак священный», то есть крест. Данте услышал чарующие звуки песни, чьи слова он не смог понять, но наслаждался мелодичным звучанием. Глядя на сверкающий крест, поэт понял, что это была хвалебная песнь Иисусу Христу.

Шестое небо – Планета Юпитер – была «полна искрящейся любовью». Здесь нашли свое пристанище души справедливых. Из отдельных сверкающих частиц стали появляться буквы. Данте сложил их в слова и прочел библейское изречение, а после перед его глазами возникла фигура орла – символ власти и правосудия, царившие на небесах.

Беатриче призвала своего возлюбленного двигаться дальше, и они вознеслись на седьмое небо – планету Сатурн. Они заметили «рать огней», но в этой небесной сфере не было слышно сладкоголосых пений, как на предыдущих небесах. Здесь находились души, посвятившие себя служению Всевышнему. Это место находилось так далеко от земли, что Данте, посмотрев вниз, удивился, каким крошечным стал земной шар.

Возлюбленные устремились в восьмое, звездное небо, где нашли вечный приют великие праведники. Отвергая мирское богатство, им удалось накопить духовные сокровища, которыми они теперь наслаждались. С Данте стали беседовать апостолы Петр, Иоанн, Яков. Здесь же поэт узрел душу Адама, что излучала необычайно яркий свет.

Прибыв в девятое, кристальное небо, Беатриче сообщила, что здесь собран «весь плод небесного круговращенья». Первое, что увидел поэт в этой небесной сфере – «точку, лившую такой острейший свет», что он был вынужден отвести взгляд. Эта ослепительная точка символизировала собой божество. Вокруг нее кружились огни, из которых были созданы все девять ангельских кругов Рая.

Песнь 29-33
Беатриче рассказала Данте, «где, когда и как» были сотворены ангелы. Благодаря их непрерывному стремительному движению вращалась и вся Вселенная.

Возлюбленные вознеслись в Эмпирей – наивысшую сферу, где Данте увидел своего нового наставника – Бернарда, мистика-богослова. Одетый в белоснежную ризу, «он так ласков был, как только может быть родитель нежный». Тем временем Беатриче, исполнив свою миссию, вернулась на положенное ей место в Раю.

В центре амфитеатра сидела та, «чей лик с Христовым всего сходней» – Дева Мария. Рядом с ней сидели Адам, Иоанн Креститель, апостол Петр. Старец обратился к Деве Марии с просьбой, чтобы она помогла Данте, а после призвал поэта взглянуть наверх. Когда тот возвел глаза, он увидел необычайно яркое сияние – «Вышний Свет, над мыслию земной столь вознесенный». У него не хватило слов, чтобы передать свое потрясение и восторг от увиденного.

Так Данте обрел величайшую из всех истин – узрел Бога в его триединстве. Пережив момент наивысшего духовного напряжения, он обессилел. Однако пережитое им озарение навсегда определило его жизнь – «Но страсть и волю мне уже стремила, как если колесу дан ровный ход, любовь, что движет солнце и светила».

14 сентября  1321 года Данте скончался заболев лихорадкой.

В судьбе Данте переплелись взлёты и падения ,а неугасимая любовь к образу Беатриче слилась с тоской по утраченой Родине. Эти чувства в сочетании с литературным  талантом  подвигли Данте Алигьери на создание грандиозной поэмы достойной  называться божесьвенной


Рецензии