Не исключено, что публикуемые ныне материалы - одни из последних моих очерков о содержательной логике. Нет, идей и материалов накоплено много, откровенно жаль, если не доведётся донести до моих читатей то, что хотелось бы. Однако, на всё Воля Божия. Поэтому Слава Богу за всё! Мы уже обсуждали общую структуру содержательной логики, которая представима двумя видами важнейших принципов и законов.Это содержательное явление выражается Логикой знания и Логика познания, как единства противоположностей. Исходными принципами содержательной, дедуктивной, дискретной логики знания являются: I) «достоверность», 1) «определённость», 2) «согласован-ность» и 3) «совместимость», которые в совокупности составляют структуру, или форму логического «закона тождества. Этот логический закон представляет основу содержательной дедуктивной логики, которая может быть интерпретирована, как логика достоверно установленного, то есть истинного знания о мире, в котором мы существует, или логика исключённого второго. Это и есть дедуктивная логика знания. Исходя из принятой терминологии, логика познания должна обладать логическим «законом отождествления», то есть законом, позволяющим вероятностное, гипотетическое, приблизительное знание превращать в знание достоверное, то есть истинное, соответствующее существующему положению дел в рассматриваемой области. Другими словами, приводить – это знание к «закону тождества» дедуктивной логики знания - определённому, истинному знанию. Необходимо предположить, что этот наиболее общий закон логики познания, называемой так же индуктивной логикой должен состоять из логических принципов, эквивалентных принципам дедуктивной логики знания по форме, но отличных от них по своему содержанию и функциям. Представьте себе, оказывается наиболее общие принципы логики познания (теории познания) - являются: всем известные научные категории: I) «факт», 1) «проблема», 2) «гипотеза» и 3) «теория» и - составляющие структуры формы содержательного, логического закона отождествления. Предположим, что исходными принципами логики познания являются следующие аксиомы: 1) «фактичность», 2) «проблематичность», 3) «гипотетичность» и 4) «теоретичность». Подобная посылка на первый взгляд представляется «очевидной», хотя и неожиданной для специалистов в области логики, но тем более непонятной и «загадочной» для людей, лишь начинающих интересоваться логикой познания. Необходимо отметить, что подобное представление «закона отождествления» для содержательной логики, является оригинальной инновацией автора и представляется читателям впервые. Не трудно увидеть строгую аналогию между исходными принципами логики познания и исходными принципами логики знания: I) достоверность, 1) «определённость», 2) «согласованность и 3) «совместимость». Напомню, что последние эквивалентны принципам «классического тождества», соответственно: 1)рефлексивности, 2) симметричности и 3) транзитивности. Эти принципы не только тождественно выражают требования, так называемых, «основных законов» традиционной формальной, общей логики, а также «закон тождества» математической логики, но выражают каждый в отдельности и вместе взятые исходный закон содержательной логики знания: «закон исключённого второго». Это и есть логический закон сохранения истинного знания! А логические принципы не только дополняют друг друга, образуя один из исходных логических законов содержательной логики, но и взаимозаменимы. Для специалистов очевидно, что из этого исходного логического «закона тождества», могут быть выведены ряд других принципов и законов содержательной логики, которые в совокупности вполне могут обеспечить культуру правильного содержательного логического мышления. Этот логический закон, как и сами принципы может быть формализован и выполнять соответствующие функции в символической (алгебраической) интерпретации. Очевидно, что сказанное выше относительно «закона тождества» распространяется на область дедуктивной логики знания. Хорошо известно, что закон тождества в логике знания призван сохранить достоверность знания при всех возможных его преобразованиях в процессе рассуждений. Кроме этого, закон тождества служит правильной организации мышления в целом, независимо от того на что оно направлено. То есть, в этом смысле его действие распространяется и на рассуждения в области познания. Но именно в этой области теоретического рассмотрения требования «определённости», «согласованности» и «совместимости» оказываются ограниченными положениями различия: 1) «вероятности», 2) «противоречивости» и 3) «противопоставления».
В этих условиях содержание закона тождества должно измениться, хотя его форма должна остаться неизменной. Показанные выше принципы логики познания как раз и удовлетворяют этим требованиям: будучи эквивалентными по своей логической форме закону тождества дедуктивной логики знания - они имеют содержание соответствующее функциям индуктивной логики познания. Требования закона отождествления направлены на преобразование «вероятного» знания в «определённое», «противоречивого» в «согласованное», «противопоставленного» в «совместимое» знание. Идея проста и, Надеюсь,понятна? Считается, что идея: это единство отражения действительности и целевого устремления. Идея: это и гипотеза, о постигнутом явлении, процессах теоретической реальности, которое одновременно формирует цель познания и прогнозирует дальнейший его ход и практическое преобразование имеющегося рационального знания. В научном познании идея приобретает важное значение. Во-первых, идея суммирует опыт предшествующего развития знания в определенной области науки. Во-вторых, служит основой для обобщения, объединение знания в новую целостную систему. В-третьих, формирует конкретные принципы и пути дальнейшего решения проблем, возникающих перед научным познанием. Так или иначе, но идея – это форма мысли, обладающая перечисленными качествами. Теперь перед нами стоит задача раскрытия показанной идеи применительно к рассматриваемой логической проблеме. Отметим, что проблема - это форма знания, содержанием которой является то, что еще не достоверно не познано человеком, но требует познания, определения и установления достоверности. Иными словами, это идея «знания о незнании», вопрос, который возникает в процессе познания и требует ответа. Вместе с тем, научная проблема - это процесс, а не застывшая форма знания. Процесс, который включает два основных момента или этапа развития познания: постановка проблемы (идеи знания о незнании), научные исследования и решение проблемы (правильно поставленной и развитой). То есть преобразование знания гипотетического в достоверное научное знание. Организация такого рода научных исследований является наиболее развитой системой знания, называемого научной теорией, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель (содержательную модель) этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют её основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определённый круг явлений, но и дает им объяснение. Научная теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации имеющихся и новых знаний о предметной области рассмотрения. Теория не является непосредственным отражением действительности и представляет собой определённым образом организованную модель, поэтому теория, с этой точки зрения, рассматривается как удобный и эффективный инструмент познания. Одна теория лучше другой, если её аппарат (инструмент) является более компактным, эффективным и в познавательном отношении более предсказательным. В теориях дей-ствительность отражается в виде моделей, которыми служат системы идеализированных (идеальных, абстрактных и т.п.) объектов, моделирую-щих оригиналы. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой; из множества исходных утверждений в теории логическими средствами выводятся другие утверждения. Поэтому в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Это и есть условие предсказательной ценности теории. С другой стороны, научная теория не только описывает определённый круг явлений, но даёт научное объяснение этим явлениям, раскрывает их предметную сущность и составляет основания научного знания, практически, во всех без исключения областях, как познаваемой учёными макро и микро действительности, так и самой жизни.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.