Ностальгия по Европе

Моя ностальгия по Европе проявляется отнюдь не в тоске по ее популярным красотам, таким, как мост Риальто в Венеции, видимый с проходящего под ним вапоретто, или площадь Пляс-де-Тертр в Париже с видом на церковь Сакре-Кёр, или вид на Темзу с Вестминстерского моста.
Просто вдруг из глубин твоей памяти всплывет фрагмент узкой улочки, на которой нет ничего примечательного, и ты не узнаешь, из какого она города, и не можешь понять, почему она тебе врезалась в память, и, чтобы разобраться в этом, ты мысленно следуешь по ней до пересечения с другой, широкой улицей, и последняя оказывается Банхофштрассе – главной улицей Цюриха, и тебя охватывает радость, что вот и этот знаменитый швейцарский город, - со всеми его банками, с витражами Шагала в храме Фраумюнстер, с архивом Томаса Манна, хранящемся в Федеральном Технологическом институте, - в некотором роде тебе  принадлежит.
И я тут же вспоминаю, что, помимо Цюриха, у меня есть воспоминания о сотне других европейских городов, и что, коль дорога в Европу заказана, я могу, подобно Скупому Рыцарю, спустившись глубины моей памяти, их перебирать, как золотые монеты, имея перед пушкинским скупцом  то преимущество, что у меня их никто не отнимет, разве что  Альцгеймер. Поскольку же последний не дремлет, и не замедлит явиться, радость обладания моими сокровищами заранее  смешана с печалью – отсюда ностальгия.
                Июль 2021 г.


Рецензии