Отрывок из повести В своем Отечестве Пророков нет

      
... Что если бы русские знали свои силы,
никто в мире не мог бы устоять перед ними ...

    1578 год, правление Ивана Грозного

  Мобилизация производилась по предписанию «разрядного приказа» областным воеводой. Обыкновенно указывалось место сбора войска, число людей и род вооружения. При Иване Грозном служилые люди, бояре, дети боярские и дворяне разделялись на пять полков: большой полк, передовой, правая рука, левая и сторожевой полк. Если в походе принимал участие и царь, то прибавлялся еще и шестой «государев полк».

Большой полк делился на три, остальные на две части, подразделявшиеся в свою очередь на сотни. Полком командовал воевода, а частями помощники его тоже в чине воевод, сотнями – дворяне первого ранга. В отсутствие царя все войско подчинялось дворцовому воеводе, это был, как современный генералиссимус. Его окружал многочисленный штаб; здесь были сборщики, собиравшие войско, окладчики, распределявшие его, посыльные люди, нечто вроде адъютантов, становщики, инженеры, иностранцы, специалисты по осадному делу, судьи, лекаря, духовенство.

Численность войска до одна тысяча пятьсот пятьдесят второго года, не известно, а вот с одна тысяча пятьсот пятьдесят шестого года передовой полк в полном своем составе заключал всего лишь одну тысячу пятьсот конных людей. В одна тысяча пятьсот семьдесят восьмом году, во время похода на Литву в войске, подкрепленном татарами было тридцать девять тысяч шестьсот восемьдесят один человек.

Распределялось оно: на русских и черкесских князей, бояр и боярских детей московской области, служилых людей новгородских и юрьевских, татар и мордвы, дворцовых стрельцов, стрельцов и казаков из областей, посошных людей из северных областей. За исключением стрельцов, специальных отрядов, посошных людей, все войско состояло из конницы.

 Вооружение его было весьма разнообразно. Во времена Ивана Грозного вместе с кривой саблей, похожей на турецкую, лук был любимым оружием многих москвичей. Но некоторые уже заменили его пистолетом или длинным мушкетом. Топор висевший на седельной луке, кинжал, а иногда и копье дополняли походное вооружение. Броня употреблялась весьма немногими. Только знатные вельможи иногда щеголяли в великолепных латах и кольчугах, а на голову одевали шлемы или шишаки.

 Шпор не было. Их заменяла плеть. Всадник держал в левой руке поводья и лук, а в правой саблю и плеть. При стрельбе он выпускал из руки саблю и плеть, висевшие на ремешке. Как только неприятельское войско приближалось на выстрел, русские осыпали их тучей стрел, и тотчас отступали назад. Не дожидаясь встречных стрел…

Главным достоинством русской конницы была выносливость и легкость передвижения. На маленьких, без подков и с плохой сбруей лошадях московские всадники совершали огромные переходы, подвергаясь большим лишениям и усталости.

Климент Адамс и Ченслер рассказывали, как они располагались на отдых в глубоком снегу, разводили огонь и приготовляли себе кушанье из горстки муки, растворенной в кипящей воде. Спали под открытым небом, завернувшись в свою одежду и подложив под голову камень вместо подушки.

Английский путешественник спрашивал себя, многие ли из них, могли бы вынести хоть один месяц войны с этими закаленными людьми, и приходил к заключению, что если бы русские знали свои силы, никто в мире не мог бы устоять перед ними…


Рецензии