Р39 Пушкин РОК Многолетний рассказ об уходе

РОК - многолетний поэтический рассказ Пушкина о своем уходе
      
Расширенный Островной Корпус (РОК) исповедальной духовной лирики и Западня Злобного Гения

I
Структура РОКа в триаде сущего:
 ***
 
II
Комментарии

Пушкин передает свою кухню поэтического творчества:
а) ЗАБЫТЬЕ
б) явление МУЗЫ … ВДОХНОВЕНИЕ
в) бодрое состояние Плоти
в) УПОРЯДОЧЕНИЕ
Работа составных (взаимосвязанных) частей Триады:
В сфере Духа его компонент Разум погружается в забытье … Интеллект переключается на подпитку требуемого (желаемого) душевного настроя и затем состояния …
Муза-Вдохновение (душевное состояние) изливает поток рифмованных мыслей - стихов ….
Материя (плоть) участвует – она источник энергии, ее доп. генератор и стимулятор: Эрос и Вакх = экстрим-эротизм, секс-страсть (желательно неудовлетворенная физически и саморегенерирующаяся) и внешние стимуляторы (например, винные вливания, часто до умопомрачения и изменения сознания) …
Цикл работы Триады вновь завершает духовная сфера – Разум, Интеллект, Рацио заняты теперь (после пробуждения от забытья) Упорядочением того, что создано Вдохновением в период Забытья …
Адская кухня …
И конец цикла = фантастический :
Напрасно я бегу …!!!
 
рис. автопортрет в образе данте_1835

III

Хронология мыслей и настроений темы судьбы Промысла - Приговора и Ухода :
развитие тем в так называемом (по мне – шибко сомнительной в такой канонической для пушкинистов упаковке) каменноостровском финальном в РОКЕ цикле духовной лирики (КЦ) :

: 1. «Странник» (1835), тема: мотив духовной жажды, доминантно определяющей поведение человека, его внутренние искания и жизненный путь, а также мотив личный грех – страдание уязвленной совести
: 2. «<Подражание итальянскому>» (1836), тема греха
: 3. «Отцы пустынники и девы непорочны…» (1836), рассуждение о вдохновляющей молитве - Совесть его требовала прощения, разрешения от грехов путем самовоспитания с непременной помощью Бога
: 4. «Мирская власть» (1836), тема: противостояние мирской власти и власти духа
: 5. «<Из Пиндемонти>» (1836), позиция Пушкина в его отношении к мирской и духовной власти
: 6. «Когда за городом, задумчив, я брожу…» (1836), тема бессмертия...
: 7. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), тема поэтического (м.б. точнее - «духовного»?) бессмертия ... Весь я не умру = может стихи АСП и устареют ... но его подвиг добровольного, но сов. осознанного выбора Искупления и Крестоносца останется Памятником, к коему не зарастет народная тропа.
Однако пушкинистами упущен Демон (1823) = признание Пушкиным явления Злобного Гения и пленение им всей пушкинской триады. Именно это пленение триады Злобным Гением (ЗГ) предопределило и содержание поэзии, и драматургии и прозы поэта-человека в плену в ЗГ, и всю его реальную жизнь до самой смерти, и сам ее способ в кризисе экзистенциала, достигшем психоза
 
IV

Развитие тем в РОКе (кратко - как ключи к прочтению стих-й цикла) : явление Злобного Гения и пленение им всей пушкинской триады - духовная жажда (странник) - грех (подражание) – мольба о помощи: молитва-прошение Всевышнему о поиске решения (отцы пустынники...) - мирской власть и власть духа = реперы выбора (мирская...) - выбор позиции для принятия решения (из Пиндемонти) - бессмертие (когда за городом...) - духовный подвиг и памятник (я памятник себе...)
Проследим куда же увел и привел ЗГ поэта-человека.
 
Хроно духовной лирики на тему Приговора и Ухода - это хроно возникновения, поэтического проявления и развития самих мыслей в условиях Приговора к заменительной тезоимен. жертве во искупление грехов...
Нам важен чистый источник мысли автора Евгения... коего америкосы додумались назвать Юджином ...

V

Западня – Гаврилиада - РОК

Вход Пушкина в загон Западни как жертвы …
Начало этого шествия можно отследить по т.н. духовной лирике, частью коей является конечный т.н. КЦ.
Итак, Пушкин не «зациклился» в КЦ, что-то случилось в его жизни либертина, картежника и влюбчивого Хуана Жуана … Попытаемся найти отправную точку этого поворота и переворота, названного кем-то духовным перерождением гения… я применил название этому – Возрождение. Возникает инстинктивное чувство Катарсиса, но его нельзя путать с Раскаянием.
19 мая 1828 АСП пишет свое :
Воспоминание
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Прим. Под обозначением „Бессоница“ (!) записано в мае 1828 г. среди двух намеченных тем для стихотворений. Датируется, согласно помете Пушкина в автографе, 19 мая 1828 г. Под именем „Бдение“ вошло в список стихотворений, предназначаемых для издания, составленный в конце мая — начале июня 1828 г. (ПД № 95; см. „Рукою Пушкина“, стр. 241).
 
рис. автопортрет Пушкина
Вариант
Окончание стихотворения в рукописи:
Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, бедности, изгнании, в степях
Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу моему наносит хладный свет
Неотразимые обиды.
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
Решенья глупости лукавой,
И шёпот зависти, и лёгкой суеты
Укор весёлый и кровавый.
И нет отрады мне — и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые,— два данные судьбой
Мне ангела во дни былые;
Но оба с крыльями и с пламенным мечом.
И стерегут… и мстят мне оба.
И оба говорят мне мёртвым языком
О тайнах счастия и гроба.
Это окончание в рукописи. Оно более, чем символично. Это май 1828. Надо переосмыслить начало мыслей о судьбе Промысла - т.е. надо сперва глубоко покопать в источнике стих-ния...
***
 
А ведь там же Два ворона:
Два ворона («Ворон к ворону летит…») … Это шотландская народная баллада из собрания Сэра Вальтера Скотта, перевод с франц. перевода. Впервые — в альманахе «Северные цветы на 1829 год». Совсем близко по теме.
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.
И там же : ;Предчувствие («Снова тучи надо мною…») Все тот же 1828 год!
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне…
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду…
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.
(Напечатано в «Северных цветах» на 1829 г. Написано в связи с делом о распространении стихов из «Андрея Шенье» и допросами о принадлежности Пушкину «Гавриилиады». Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-585.htm)
А уже 26-го мая (через неделю!) написан «На день рождения» (Дар напрасный, дар случайный…). Случайно?
 
рис. автопортрет Пушкина

Конечно, у Прозы Жизни есть версия d;j; vu: Пушкин (далее - АСП) под прессингом молвы о нем как шпионе власти , об измене идеалам оппозиции, об элементарном сервилизме и продажности… АСП то пишет хвалы царю в Стансах, то объяснение в феврале 1828 «Друзьям» (Нет, я не льстец, когда царю…). Щепетильный до высокомерия в вопросах чести и социальной репутации, вознесенный осенью 1826 на Трон лит. славы, он вдруг в одночасье оказывается в сточной канаве тронного зала русского Парнаса… Вестуны его достали. У него нет спокойного достойного его перу места - в обществе лучших мужей и их дев его считают шпионом власти, продажным льстецом. Он запутался и не видит выхода. Как всегда в таком состоянии духа, он мечется по дорогам в Телеге Жизни. Его мучает бессонница… Бессонница дает Воспоминание, Метель, Ангела, Пророка, Поэта, Дар, …Бесов… Бес догадал и попутал: ему пришла в голову бредовая идея искать счастия в семье… и он впадает в гон женихания: делает предложение Софье Пушкиной и получает отказ, делает его А. Олениной и также получает отказ, а с ним и весть: у тебя, Саша, дорога одна – к ручке «косой мадонны» = тебе все уже уготовано = не разбрасывай семя, не мечи икру и не мучайся в гоне = дни твои нами сочтены в Загоне = успей продолжиться…и Пшел вон, беспутный сочинитель сомнительной нравственности!
 
Итак, в точку отсчета пушкинского духовного Возрождения ставим пока «Воспоминание». 19 мая 1828. Это дата открытия калитки загона Западни? Дар напрасный – это уже впечатление от объявления, откровения и открытия калитки. Следователи отметили: весна 1828 – первый душевный кризис Пушкина… Итак пространственно-временной контур Западни – граница ее начала: сент 1826 (Сговор с царем в Чудовом мон-ре) + лето 1827 (Головомойка БАХа) + Стансы царю - май 1828 – Воспоминание и Дар напрасный… Одновременно в мае 1828 начата атака на АСП по духовному делу о поэме Гавриилиада («выползне» по опр. Самого АСП)! Выползень – это Гад из АСП выползший и многое предопределивший. Предопределение богословское реализуется. Этим следствием, длившемся до глубокой осени 1828г, и личным признанием царю (вероятно с раскаянием признания авторства, с просьбой о высочайшем венценосном прощении …и возможным новым Сговором) АСП введен в загон Западни. Сам монарх неожиданно закрывает дело как ясное и конченное! Ибо Нику1 ясно – все, свершилось, Пушкин – его собственность, он в Западне! АСП оказался в руках у Старцев. Виной всему провокационная Гавриилиада!

Прим.
когда осенью 1825 АСП вдруг попытался тайно домчаться до СПб в пору междуцарствия с душком смуты… его остановили на зайцы на тропе Михайловское-Тригорское … Его остановило видение Черного Монаха! (на этот факт делает акцент М. Филин в этюдах)
Можно приводить доводы о внезапном духовном перевороте под ударом судьбы и событий 1825-1828гг.
Но можно с не меньшим основанием полагать, что это духовное перерождение или Возрождение Поэта, оставившее потрясающий след в него «духовной лирике», было явлением не внезапным и не неожиданным: в рукописях АСП оставил память об этой бездне его духовных и философских размышлений
Размышления запечатлены как Воспоминание, а Дар - след переживаний об откровениях в состоянии глубокого душевного кризиса жертвы и катарсиса…
NB. Очень важно в этой логической линии: именно осенью 1828 АСП рванул на встречу с ВМ=ЕА! *вс Верой Молчальницей и Феодором Козьмичом)
И было от чего и зачем рвать копытами осеннюю жижу в Телеге Жизни
РОК я называю Записями в заоблачной келье
Раз посетив ее, ты уже от нее не откажешься

Не есть ли заоблачная келья с мыслями о скором конце и божьем суде внутренней западней – часть общей западни


Рецензии