Нам на службе на море нужны походы

В преддверии праздника - Дня защитников Отечества (в советское время он назывался День Советской Армии и Военно-Морского Флота) мы хотим рассказать читателям газеты о нашем земляке, Александре Решетникове, главном старшине запаса Краснознамённого Тихоокеанского Флота, который навсегда связал свою жизнь с Чегдомыном.

Мы побеседовали с ним, и Александр Николаевич ответил на наши вопросы. Родился он 21февраля 1956 года, в с. Согда. В 1967 семья переехала в Чегдомын. Отец, Николай Николаевич Решетников, работал начальником нижнего склада Чегдомынского леспромхоза. Мама, Нина Васильевна, трудилась браковщиком, завхозом. В семье было четверо детей: три сына и дочь Таня. В 1973 Саша окончил среднюю школу № 4. В феврале 1974 ему исполнилось 18 лет, и седьмого мая его призвали на службу.

СО ШКОЛЫ МЕЧТАЛ СЛУЖИТЬ В МОРФЛОТЕ
В военкомате он сам попросился служить в Военно-Морской Флот. Мечтал о море и морской службе со школы. «Военком хотел направить меня в танковые войска, т.к. мой старший брат, Валерий (1952), был танкистом, окончил Благовещенское высшее военное танковое училище - мол, семейная династия сложится,  - рассказывает Александр, - но я настоял на своём, хотелось осуществить свою детскую мечту.

Распределили меня в надводный флот. На следующий год младший мой брат, Владимир (1957), тоже стал служить в Морском Флоте, правда, он попал в береговую охрану».
 
РАДИОМЕТРИСТ УНИВЕРСАЛЬНОГО КАЛИБРА
Одновременно с Александром призвали Петра Киреева, и они вместе, с мая по октябрь 1974, проходили службу в учебной части Черноморского Флота в г. Севастополь (Крым). Александр получил военную специальность «радиометрист универсального калибра». Радиометрист – оператор радио-локационной станции (РЛС) занимается обнаружением подводных, надводных и воздушных целей.

Указывает их артиллерийским, торпедным и ракетным комплексам. Следит за информацией индикаторов слежения, анализирует показатели и делает только ему понятные выводы. Если требуется - производит ремонт РЛС. В общем, многое нужно знать и уметь.

После «учебки» моряков поездом отправили в г. Владивосток, где они были приписаны к большому противолодочному кораблю «Одарённый» Тихоокеанского Военно-Морского флота. Хочется подробнее рассказать о замечательном корабле, на который попали ребята из шахтёрского посёлка земли верхнебуреинской.

«ПОЮЩИЙ ФРЕГАТ»
Противолодочный корабль «Одарённый» был заложен на Северной верфи им. А. А. Жданова в Ленинграде, в 1963 году, уже в 1964 спущен на воду и в 1965 введён в строй. Не будем перечислять его параметры и технические характеристики. Скажем, что он был оснащён: ракетным, артиллерийским и минно-торпедным вооружениями; вертолётом Ка–25, несколькими радиотехническими средствами.

Экипаж состоял из 266 человек, из них 22 офицера, 18 мичманов, остальные – матросы. Однотипных боевых кораблей с газотурбинной энергетической установкой было построено 20 единиц.

Создание в начале шестидесятых прошлого века этих кораблей стало настоящим техническим прорывом советских конструкторов. Впервые с 1917 года наша страна оказалась на равных с ведущими морскими державами. В то время США реализовали программу по строительству 16 ракетных атомных подводных лодок, которые, патрулируя в Норвежском море, могли поразить любой объект на территории СССР, вплоть до Урала.

Сторожевые корабли проекта 61 (главный конструктор ЦКБ – 53 Б.И. Купенский, 1916 - 1982) были предназначены для ведения противовоздушной обороны (атак низколетающих самолётов и крылатых ракет), противолодочной обороны кораблей и транспортов, идущих морем, уничтожения подводных лодок предполагаемого противника.
 
За своеобразный мелодичный звук работающих газовых турбин американские моряки прозвали корабли этой серии «поющими фрегатами». Александр вспоминает, что все его сослуживцы любили свой красивый корабль.

А вот как о нём писали в газетах: «Стремительный силуэт и доведённая до совершенства изящность внешних форм не могут оставить равнодушной ни одну морскую душу». Корабли нового класса обеспечили советскому флоту присутствие в любых районах мирового водного пространства.

СЛУЖБА НА «ОДАРЁННОМ»
И молодые моряки с нетерпением ждали боевого дальнего похода по морям и океанам. К морю, качке наш земляк привык быстро, морской болезнью не страдал. С ноября 1974 он так и служил на «Одарённом». Распорядок на каждый день был таким: подъём, зарядка, завтрак, построение, уборка, проверка вверенного оборудования и несение службы, обед, опять исполнение обязанностей, ужин, свободное время, отбой.

 Скучать по родным было некогда, но с нетерпением ждал писем из дома.
Александр начинал служить матросом радиотехнической службы, старшим матросом. На втором году получил звание старшины второй статьи, потом -  первой статьи. Затем стал главным старшиной. Естественно, что с повышением в звании прибавлялось больше забот и ответственности.

Экстремальных случаев, особых трудностей на службе не было. Все грамотно исполняли свои обязанности. Как говорит наш герой: «Служба проходила просто прекрасно! Противоуставных действий не совершали - с корабля в «самоволку» не сбежишь.

Мы пересекли экватор, прошли семь морей, два океана: Тихий и Индийский, Персидский залив, заходили в порты стран: Индии, Ирака (Басры), Ирана, Сомали, Мозамбик, о. Маврикий. Поход длился девять месяцев. Романтика! Было очень интересно увидеть разные экзотические страны,  почувствовать себя настоящим моряком, испытать себя на прочность.
 
«Командир был у нас хороший, справедливый, капитан второго ранга Прокофьев Л.П. Под его началом служило около трёхсот человек, и все мы были дружны, как одна семья, - добавил моряк несколько фраз об офицере, несущем ответственность за вверенный ему экипаж и корабль. - Учил нас жизни в коллективе и взаимовыручке. И если была бы возможность повернуть время назад и выбирать, где служить, я опять выбрал бы Морфлот».
 
По окончанию третьего года службы,  Александру приходилось исполнять обязанности мичманской должности. Командование оценило его старание и успехи - он получил звание «Отличник ВМФ», почётный знак «За дальний поход», грамоты.

ЖИЗНЬ В ЧЕГДОМЫНЕ
Демобилизовавшись, Александр с Петром вместе вернулись в Чегдомын. У Александра были мысли о дальнейшей учёбе, но устроился на работу в Чегдомынское автохозяйство, там же выучился на водителя и никуда не поехал.

Женился, родились дети. У него четверо детей и столько же внуков. Сейчас он на пенсии, но продолжает работать водителем КАМАЗа в АО «Ургалуголь». «Не хочется сидеть дома, планирую ещё поработать, - говорит главный старшина запаса. Награждён медалью «Трудовая слава» третьей степени, есть звание ветерана угольной промышленности СУЭК.

«Из увлечений основное – рыбалка. Зимой и летом, хотя бы раз в неделю, выезжаю на Бурею и прочие речки. На службе, в Индийском океане, поймал групера (каменного окуня) весом 49 килограммов – это самая крупная рыба, которую я поймал за свою жизнь. Вытаскивать его помогали несколько матросов.

Как-то в р. Ургал поймал десятикилограммового тайменя, - рассказывает удачливый рыбак. - Ещё есть дача, которая тоже требует времени и сил: выращиваем с супругой Татьяной огурцы, помидоры и прочие овощи для семьи».

В завершение беседы мы спросили Александра, что он хотел бы пожелать призывникам, всем служивым людям в преддверии мужского праздника, и он кратко ответил: «Служите, ребята, добросовестно. С честью защищайте Родину!».

Жителям района, читателям нашей газеты пожелал: «Здоровья всем. Скорей бы закончился этот коронавирус! Хочу, чтобы посёлок наш процветал – это наша Родина, и молодёжь не уезжала бы в города. Чтобы здесь было много рабочих мест для молодых людей». С улыбкой добавил: «Читайте, выписывайте газету «Рабочее слово».
Мы поблагодарили Александра Николаевича за интересный рассказ о морском отрезке жизни - недолгом, но не забываемом, формирующем личность молодого человека.

Поздравляем его и всех военнослужащих (действующих и запаса) с  наступающим праздником – Днём защитников Отечества! Здоровья всем, отличной службы и хорошего настроения!

P.S. «Поющие фрегаты» сполна отслужили свой срок, почти тридцать лет несли боевую службу во многих «горячих» точках мира. Как писали в СМИ: «Рассчитанные на выживание даже в условиях ядерной войны, они не устояли перед политическим и экономическим кризисами, охватившими СССР. В 1990 году корабли массово пошли на слом, исключены из состава ВМФ СССР».

17 февраля 2022


Рецензии