Глава 1. Солдаты Удачи не плачут

Часть первая. Адреналин, песок и пулемёты.

Итальянские ботинки
И английский камуфляж.
Расплываются картинки,
Ожидается мираж…

Итак, свершилось! Я – военный пенсионер! Мне 39 лет, я подполковник запаса, 22 «календаря», общей выслуги со «льготными» и «боевыми» - почти 31. Право ношения формы одежды, медицинское обслуживание, приличная пенсия – красота! Немного портят благостную картину два тома медицинской книжки, три компрессионных перелома позвоночника (последствие тактических десантирований с «вертушек» в штурмовой экипировке), посттравматическое стрессовое расстройство, которое и отправило меня на длинную скамейку запасных и раздолбанные коленные суставы. Ну, ничего, главное, кости целы и мои собственные, дырок в теле нет, сердце спортивное и душа молодая. Иногда, правда, на погоду «штырит» так, что хоть на стену лезь, но после каждой командировки дружище доктор списывал мне аптечку, так что трамадола в тюбиках-шприцах хватит надолго. И антидепрессанты стали спутниками моей весёлой жизни теперь навсегда. За всё надо платить, мы сами выбираем себе военную судьбу и делаем свою жизнь. За право служить в самом элитном и прославленном спецназе, за чешую на груди из государственных и ведомственных отличий, цена – убитая нервная система и тотальное одиночество. Это мой тариф, у всех по-разному, кто-то покрепче, и жёны терпеливые, парни идут в политику, в бизнес, в масс-медиа. Кто-то, оказавшись «за забором», быстренько пропивает свою жизнь. Тогда мы собираемся в «шестиграннике» на Пехотном проезде, молчим, курим, гвоздики приносим. Потом поминки, и всё, проехали.

Страшнее, когда звонит сослуживец, оставшийся в строю, и сообщает тебе, что завтра на Николо-Архангельском провожаем моего ученика капитана Борю. Первая мысль: чему я его не научил? Почему я здесь, а он, 26-летний мальчишка, завтра станет частью грунта для кладбищенской травы? Одно утешает, Душа бессмертна. Когда в марте 2000-го я только-только перевёлся из Питера в Управление «В», на этой аллее нашего погоста появились две первые могилы. Сейчас здесь некрополь…

Вам вряд ли расскажут об этом в красивых фильмах, выпущенных телеканалом «Звезда», да и я не хочу заострять на этом внимание. Каждому – своё. Все мы, будучи ещё на службе, прекрасно понимали, что любая командировка может оказаться последней, и шанс стать молодым пенсионером есть у каждого. Поэтому «запасные аэродромы» готовили заранее. Мне, специалисту боевого обеспечения, проще было найти потенциальных работодателей, чем, к примеру, майору-пулемётчику из боевого отдела. Производители специальных технических средств, комплексов инженерной разведки, всякой полезной оптики рады были видеть меня в качестве носителя своего бренда. Поэтому без толстого ломтя белого хлебушка, щедро смазанного сливочным маслом, я не остался. Служба задолжала мне четыре месяца отгулов и отпускных дней, у нас в порядке вещей было получить одномоментно на руки два взаимоисключающих документа: отпускной и командировочное предписание, с одной датой убытия. Как говорится, выбирай, что больше нравится. Пару недель я посвятил сну, фитнесу, созерцанию воды и тишине. А потом приступил к работе в одной очень солидной фирме, отцы-основатели которой были ветеранами ПГУ КГБ СССР. Всё было очень прилично: и должность, и жалование, и сам предмет моего труда (живая связь разработчика с заказчиками и обучение навыкам работы с продукцией компании). Заказчики были самые разные, и, порой, весьма экзотические, от воинов «Витязя» до мутных индусов, от десантуры до ребят из «ЦАХАЛа».

Синий загранпаспорт стал красным, но жил по-прежнему в кадрах, допуск по форме №2 иного не предполагает. Весьма быстро соответствующие странички запестрели разноцветными оттисками печатей штампов, и любимым местом служебных вояжей стал южный берег средиземного моря. Там-то я и попался в крепкие сети ловцов беспокойных военных душ. Всё-таки адреналина мне немного не хватало, на всех комплексных специальных и тактико-специальных занятиях стреляли холостыми и бросались ГСЗ и взрывпакетами, при работе на территории импортного заказчика меня охраняли и берегли, как ни упрашивал я еврейских спецназёров сбегать с ними на задачу, они только улыбались и качали головами. А в Судане и в Анголе самому не хотелось лезть под кривые нубийские и овимбундузские пули, да и поймать экзотическую заразу с летальной перспективой тоже не улыбалось от слова «совсем».

Дело было в Арабских Эмиратах, в дождливом феврале далёкого уже 2010-го года. Я в качестве гламурного стендиста экспонировал поделки нашей фирмы в рамках крутейшего международного оружейного шоу, ежегодно проходившего в Абу-Даби. А этот населённый пункт на карте – совсем не Дубай, тут такой шариат, что мама не горюй. Алкоголь отпускают распивочно в единственном кабаке, где вся обслуга – ливанцы. Только после захода солнца. Многочисленные европейские специалисты, вкалывающие тут на местных шейхов – оружейных баронов, съезжаются толпами и набиваются в весьма тесное помещение бара, и ломятся к стойке. Прямо как у нас во время горбачёвской борьбы за трезвость. Наблюдал с восхищением, как одна довольно зрелая дама, бывший офицер Royal Navy, облачённая в платье-сеточку, заливала в себя с двух стволов одновременно гиннесс и вискарь. Вот они, настоящие морские волки! Вся наша блёклая алкашка рядом не стояла с таким могучим умением бухать! Самое примечательное, что на следующий выставочный день миссис Катрин, как звали мою героиню, элегантно и непринуждённо трудилась на соседнем стенде.

А я дал-таки маху. Машинально выпил кофейку из серебряной мензурки, поднос с которыми носил носатый субъект в чалме и длинной ночной рубашке (она, конечно, не ночная совсем, но это прямая ассоциация). Через тридцать минут я быстро и решительно влетел в помещение с аббревиатурой "WC". Близилось время дневного намаза – зухра, и правоверные господа омывали волосатые ноги в умывальнике. Кругом блестело бутафорское золото, пальмы торчали в кадках, и в дорогущих раковинах, в которых наивные носители других культур умывают руки и мордашки, местные смуглые дяденьки ополаскивали нижние конечности. Разглядывать это непотребство было мне не досуг, я уединился минут на тридцать в укромной кабинке. И проделывал этот фокус довольно регулярно, даже после нескольких глотков бутилированной воды. Ни энтерос-гель, ни имодиум, ни смекта не работали. Маячило обезвоживание организма. Я отмучился до завершения выставочного дня, и старшие товарищи повезли меня, слабенького и покорного, в Казахское посольство. Там широколицый улыбчивый доктор без лишних церемоний влил в меня полстакана водки с солью, и отлегло. Снабдив меня целой поллитровкой спасительной жидкости, он предписал мне принимать по 30 мл перед каждым приёмом пищи, что я неукоснительно исполнял до окончания нашего турне.

Выставка была в зените, мы работали на стенде очень уважаемой компании, принадлежащей местному шейху. Рядом скучали французы, немцы из Тelerob, ещё какие-то господа. Французы поставили на свою экспозицию двух симпатичных девчонок из Ливана, а сами нырнули в подсобку стенда и там оттягивались красненьким. А с девчонками я быстро подружился, они делали со мной сэлфи и щебетали на французском, благо, у нас был переводчик-синхронист. Публика фланировала туда-сюда, иногда приходили Очень Важные Персоны, тогда откуда-то из-под свода павильона появлялся Сам Хозяин, начинались арабские телодвижения и мантры. Продукцию нашего предприятия даже купил какой-то господин из Судана. Купил 10 комплектов портативных нелинейных радиолокаторов, заплатил деньги и забыл про нас. Интересно, в качестве чего использовали их в Судане? Да и Бог с ними, с шейхами, они такие.

Среди этого плавного течения времени иногда возникали протуберанцы, то наши атташе, то подозрительные парни из «Рособоронэкспорта», интересующиеся, чего мы тут делаем и кто нас сюда пустил. Всех отправлял к шейхам. И тут появился Он! Статный, высокий и монументальный джентльмен с гривой седых волос, настоящий усталый Лев с пронзительным взглядом стальных глаз. Он без обиняков предложил мне побеседовать в сторонке, я не возражал. Продаваться, так с потрохами. Джентльмен был хозяином военной консалтинговой компании «Alternative solution», зарегистрированной в Танзании и имеющей официальное представительство в Москве. Никаких ЧВК! Консалтинг, понимаете разницу? Он сделал мне предложение, от которого я не захотел отказаться. Уровень адреналина резко пошёл вверх. Окончательные процедуры решили оформить на Родине. По окончании выставки и по прибытии в Москву я доложил своему Эпическому Шефу о поступившем на меня запросе. А Шеф мой имел почётное наименование Эпического, потому что и у него регулярно зудело в причинных местах. В своё время он дослужился до Заместителя Резидента по НТР в одной латиноамериканской стране, из-за залёта своего подчиненного был оттуда изгнан, а после неминуемого разбора полётов выставлен из ПГУ в бескрайнюю трясину УНТО, в Первый НИИ. Но справился, не спился, не сошёл с ума, ушёл в запас красиво, сманив за собой целую лабораторию. И возник наш свечной заводик с миллионным валютным оборотом. Шеф выслушал меня благосклонно, и разрешил продвигать бренд оригинальным маркетинговым способом, то есть совмещать приятное с полезным без сокращения жалования. Золотой у меня был Шеф! Для оформления в «Alternative solution» трудовая книжка не требовалась, я составил резюме, подписал контракт и обрёл статус Старшего Советника. Имелся ещё Главный, но это номенклатура от полковника и выше.

Военная консалтинговая компания была сколочена на совесть. Уставной деятельностью значилось оказание услуг при решении спорных вопросов. Каких, не важно. Всё порешаем. Первый уровень главарей – офицеры КУОСа, да-да, того самого. Не пишу «бывшие офицеры», это не про них. Эти зубры, эти крокодилы локальных конфликтов высокой интенсивности могли легко такой сабантуй замутить, а потом долго и дорого его разруливать. И никаких противоречий с действующим законодательством РФ! Всё-таки, в КГБ СССР, в некоторых его структурных подразделениях, служили очень грамотные профессионалы своего дела.

В мои обязанности входило обучение специалистов (читай, бойцов) навыкам работы с инженерно-техническими средствами разведки, проведение боевого слаживания на территории заказчика, иногда личное участие в боевом обеспечении консалтинговых мероприятий. Основная полянка для этих военно-полевых консультаций – огромный африканский континент, во всей своей красе. В скором времени, прихватив несколько комплектов полезных девайсов и получив аванс и командировочные, я отбыл в свою первую иноземную авантюру. Расположились мы с комфортом, на острове Джерба. Тогда россиян там не было. Менеджеры второго уровня жили в симпатичном отеле колониального стиля, прибывающие «солдаты» - в оборудованном поблизости скаутском лагере. Условия вполне приличные, жилые модули с кондиционерами, пресная вода в душе, чистенькие санузлы. Кухня, столовая, учебные классы. Море  Средиземное, жизнь почти туземная. Местный народ – берберы, интереса к нам не проявляли, они работали аниматорами в отеле, привозили на продажу безделушки из жёлтого золота, развлекали вечерами совсем юных француженок, итальянок и немок. Публика в отеле, в основном – европейцы, приехавшие по профсоюзным дешёвым путёвкам. Многие с девочками подросткового возраста, пока мамы и папы упивались дармовым алкоголем, нимфетки постигали чувственные радости с обслуживающим персоналом. Всё бы ничего, но эти цыгане африканские купали своих лошадей и верблюдов почти на территории пляжа, а жили сами тут же, на берегу, в палатках из ковров. Запомнились ещё местные коровы, поджарые и энергичные. На острове трава не растёт, но каждый прилив выносит на берег массу водорослей. Специальный трактор с комбайном скатывает их в аккуратные скирды, и коровы это едят. Молоко получается очень полезное.

Между тем, с просторов бывшего СССР начали прибывать рекруты. В Москве их тщательно тестировали на предмет психиатрической адекватности и алкоголизма, поэтому в этом плане проблем не возникало. Образовательный уровень оставлял желать лучшего, но русским языком все владели хорошо. Кроме собственно, россиян, были неизбежные украинцы, молдаване, русскоязычные граждане из Средней Азии, немного прибалтов. Всем хотелось денег, понимание того, в какой замес они влипли, пришло уже здесь, когда заднюю передачу включать было поздно. Распорядок дня был жёсткий, подъём с восходом солнца, чтобы УФЗ провести до наступления жары. Пять км по полосе прибоя, силовые упражнения, элементы рукопашного боя. Потом морские ванны, утренний туалет, осмотр, завтрак. Общее построение, развод на занятия. А температура воздуха стремительно летит к отметке +50; по Цельсию. Личным составом командуют инструктора – сержанты, наши морпехи в основном, многие ещё советской закалки, они к жаре привычные. Форма одежды – «песчанка» и неплохие ботинки. Я «консультировал» в личном комплекте английского происхождения, не дёшево, но комфортно. Поначалу в самую жару давали теорию в кондиционируемых классах, индивидуальные и групповые практические занятия оставляли на вечернее время. Постепенно «повышали градус», времени было отпущено немного, поэтому интенсивность занятий нарастала с каждым днём. Приближался «час Х», отправка «одноразовых консультантов» на выполнение основного заказа. На первый раз с ними летели и мы, старшие советники.

И об этом уже в следующей части.


Рецензии