Дневник С. А. Гагариной

    Российский Государственном архив древних актов (РГАДА)
   
    Дневник Софьи Андреевны ГАГАРИНОЙ (урожденной Дашковой) Даты - выборочно.Года не установлены. Предположительно  - первые годы замужества 1848 -1852.

     7 декабря 1848 года
      Вот что он сказал мне утром: моя миссия на земле -  позволить ему жить с его художественным замыслом , отводить от него все, что может его отвлечь.
    Не сделать этого было бы больше, чем убийством. Я должна перестать искать в нем друга и советчика, ибо мои грустные мысли часто и жестко вырывали его из его художественных фантазий. Он должен всегда знать, что нравится мне, а я не могу искать его симпатии, потому что знаю, насколько он меня любит, и должна быть этим довольна.
      Я должна быть отдыхом в его жизни. Когда он выходит из своего искусства, то всегда должен находить меня здесь спокойной и улыбающейся, готовой с интересом слушать его художественные признания и не дай бог беспокоить его своими.  Я не должна скрывать, что это нелегко - у меня уже есть в этом опыт...
     Я еще молода и в моем сердце столько разных страданий, которыми я его жестоко терзала, поэтому могу искать убежище и утешение только у Вас, Бог мой... 
     Вы друг моего сердца и никогда его не покинете. Помогите мне, хотя я этого не достойна. Сделайте так, чтобы я могла окончательно покориться этому.  ( неразборчиво, прим. переводчика), который не подчиняется.
     Вас здесь нет, мой божественный Отец и моя Надежда... Ваш образ не всегда перед моими глазами, но он отражается в моей природе и мыслях.

    11 декабря 1848 Тифлис

    Через несколько часов год закончится, год страданий и борьбы, но также год молодости, часть этого существования, о которой я должна буду отчитаться перед Богом.
     Да, борьба и страдания, молодость, которая хочет быть счастливой и бессмертная душа, которая принимает  страдание как очищение - вот моя история за уходящий год.
     Год начался у изголовья кровати моего раненого мужа после тяжелого падения с лошади в Ницце, а закончится в Тифлисе на балу княгини Воронцовой.
     Все (неразборчиво, прим переводчика) здоровы, спасибо, спасибо, мой Бог. Кроме Грегуара и Риты (Екатерины, дочери ГГ от первого брака - мое примечание) все мои родственники и друзья далеко. Сердце сжимается от мысли, что весь этот год и возможно другие уходят безвозвратно.
     По воле Бога кто мы, чтобы рассчитывать на эти годы, в то время как эти моменты нам не принадлежат?
     Я хотела бы вызвать в памяти весь этот год, такой сложный для меня, который не смог меня сломить. Бог поддерживает меня, позволяя судьбе сурово (покорить)  Я знаю, что не все испытания пройдены, я предполагаю еще жестокие удары. Тогда я приду к тебе. Господи, брошусь к твоим ногам, ты дашь мне сил и мира…
     Лист, упавший с лимонного дерева, предвещает ли он последний покой? Увы, я не могу этого желать, я не могу захотеть оставить Грегуара одного, но для это было бы отдыхом!
     Начиная этот год, я со слезами отчаяния просила тебя, Господи, помочь мне в борьбе. Ты счел нужным не щадить меня до конца, неважно, поскольку ты этого захотел... Жертва сделана, благославляю тебя за то, что дал мне сил!
     То, что оставалось мне в жизни, помимо этой кровавой борьбы, перешло в тысячу других мелких битв, не менее мучительных. Но на это раз из - за моего уставшего сердца малейшая нападка жестко ранила.
     И вот год заканчивается и я не могу жаловаться на себя. Возможно,я бы могла меньше страдать, если бы у меня было больше сил, однако большую часть времени, борясь до крови, я ломалась. Ты видел это, Господи... Я говорю только с тобой, чтобы ты напоминал мне: ты помог мне вынести испытания, которые были сильнее меня...
     Благославляю тебя, что ты помог мне завершить этот год, приняв его в себя. Я начала его вдали от тебя, в отчаянии от невозможности приблизиться к тебе через причастие. Я также чувствую, что мое сердце очистилось и окрепло..
    Я люблю Грегуара, как любила его, пока он был  но сейчас я больше понимаю -
    Рита все больше входит в мое сердце, поскольку ребенок меняется каждый день и его нельзя любить как взрослого человека. Если маленькое существо не является частью нашего сердца или тела, то нельзя любить его долго и искренне…  В моем сердце больше нет ненависти ни к кому, ибо чем дольше я живу, тем больше жалею людей.
     Я понимаю, что если они причиняют зло, то больше самим себе, чем другим.. Мне нужно упорство, ибо Господь соблаговолил направить меня на верный путь… Также мне нужно чуть больше милосердия, которое я жестоко уничтожала.
    Господи, все, о чем я тебя прошу, чтобы ты всегда был во мне, и вокруг меня! Не бросай меня, а также всех моих, всех людей в новом, начинающемся году. Родина, Родина, не бросай меня!

    01 августа вторник вечер

    Вчерашний день был ужасным.
    Бедный Гриша ( старший сын, Григорий - мое примеч) заболел, сегодня, слава Богу, ему намного лучше, но еще кашляет, лишь бы не коклюш. Его кормилица только что вернулась из Белого Ключа, я в последний раз его покормила. Он уснул, его маленькая щечка лежала на моей груди.  Если бы я не сдерживала свое огорчение оно, возможно было бы еще сильнее.
    Нужно думать только о моем ребенке. Могу ли я быть уверена, что даю ему только хорошее молоко, я, так сильно страдающая? Впрочем, я сильно занята. Когда на тебе весь дом, ты часто раздражен, уставший нетерпеливый, несмотря на все свои благие намерения. Я особенно раздражена и вспыльчива, что бы ни делала.
     Вечером я довела до слез бедную Риту. Она много кричала возле своего маленького больного братика и он несколько раз от этого вздрагивал... Я успокоила ее лишь мягкостью и возможно чрезмерным снисхождением... Это всегда во мне происходит, когда все во мне кипит и я стараюсь успокоиться.
    Малыш начинал засыпать. Рита бросилась в спальню, крича, чтобы отобрать у Маши какой-то ключ. Я была так возмущена и испугана, увидев, как малыш дрожит с головы до ног на моих коленях и приказала ей немедленно покинуть комнату. Бедный ребенок, не привыкший к такому обращению, яростно заплакал.
     Меня мучили угрызения совести и когда малыш уснул, я поговорила с ней очень серьезно, а затем нежно о заботе, которую она может дать своему брату или о зле, которое она может ему причинить. Мы нежно обнялись и вместе помолились. Потом я увидела как она спит и от всего сердца попросила прощения у Риты и у Бога за то, что была так несдержана.
     Моему ребенку лучше с кормилицей, один Господь знает, с каким сожалением я это говорю. Она мне нравится, это добрая, разумная,  вместе с тем наивная крестьянка, нежная мать, что не всегда бывает с бедняками...
    Бедная женщина! Она бросила семью, мужа, трехнедельную малышку, чтобы посвятить себя чужому ребенку! Она может жаловаться на другое, нежели я, поэтому надо напоминать себе об этом без конца, что она бросила ради Гриши.. И бедняжка Катрин! Я вчера получила от нее письмо с такой нежностью и смирением... Пусть Господь помилует ее, спасет меня и простит мне мое счастье, так мало заслуженное (!!!-я...)

    26 августа , суббота, шесть часов утра

    Вчера утром Рита поднималась по винтовой лестнице, которая ведет из детской на верхний этаж.. Она увидела какую-то ленточку, обернутую вокруг одной из балюстрад, потрогала, чтобы узнать, что это такое и вдруг раздался свист и поднялась голова! Рита в ужасе побежала рассказать об этом Грегуару и мне - это была гадюка. Мы зажали щипцами вместе с каминной палкой, вокруг которой она обвилась и как только она подняла голову, Грегуар ее отрезал.
     Какой ужас! У меня все тело трясется и я не могу больше ни о чем думать.
Это было совсем рядом!
    Благодарю Господа за то, что спас нас! После ужина госпожа Мунц прехала из Белого ключа, ее отец был совсем плох. Грегуар видел его и по возвращении сообщил мне печальное известие - маленькая дочка нашей кормилицы умерла.
    Бедный ребенок, ему. не хватало молока матери... Ей давали деньги на кормилицу, но похоже старая бабушка сочла, что дешевле кормить ее из бутылочки. Ребенок был сильный и крепкий, он хорошо перенес замену питания, но через несколько недель у него поднялась температура и он погиб!
      Грегуар напрасно утешал меня, я была неправа, не узнав все и позволив этой малышке остаться без кормилицы, ведь ее мать отдавала свое молоке Грише.
      У матери удивительное предчувствие. Вчера она сказала мне, что завтра пойдет узнает у госпожи Мунц новости о ее семье,  она думала., что ее малышка умерла, потому что ей приснился очень плохой сон. Она сконцентрировалась на этой грустной мысли, говорила, что Гриша утешает ее и она привязана к нему всем сердцем.
    Я очень боюсь сказать ей и Господь видит как мне грустно- я недостаточно думаю о всех, кто меня окружает...
     Господь знает, что в душе я хотела добра для этого ребенка, также как и для Гриши, я узнала о ней с материнской нежностью, как же я тогда не настояла, чтобы у нее была кормилица? Когда я узнала, что от нее отказались, мое сердце сжалось от мысли, что этот маленький дорогой ангел будет страдать и погибать из-за жестокости одних и беспечности других.. Меня ослепили нежность ее родителей и уход, который давала ей бабушка, о чем мне говорила господа Мунц.
     Господь предупреждает меня, что надо уметь этим пользоваться. Опасность, коснувшаяся Риту утром, одна мысль о которой меня ужасает, настолько велика, а смерть этого бедного ребенка - очень мучительная наука!

03 сентября, воскресенье, вечер

    Я все та же, глубоко любящая, поддающаяся дрожи, расхолаживанию, раздражению ……. (??) Господь, защити меня от всех плохих чувств!
     29 и 30 сентября мы были в (неразборчиво-Кадриарге?), Грегуар катался на лошади. Я, Маша, Рита и господин Нудт ин Штульваген спали в замке у Нудта, а Грегуар у Брусилова. Я была рада на мгновенье отказаться от горничной Риты и ухаживать самой за ней, я была так радостно настроена и это закончилось для меня так печально.
     Я еще поддаюсь дрожи, еще считаю себя забытой, оставленной без внимания в Тифлисе, когда вижу, сколько горя причинила Грегуару, что мое собственное горе ушло и меня терзают угрызения совести.
     Позавчера вечером Грегуар сказал мне ,что я была "ангелом, о котором он мечтал всю свою жизнь".
    Лишь Господь знает, сколько добра дали мне эти слова...
    Мне нужно чувствовать всю себя для него, чтобы полностью принадлежать ему. Рита нежно любит меня, я бы даже сказала, что удивляет меня и возносит на самый с высокий уровень, поскольку я далеко не такая мягкая и терпеливая, какой она хочет меня видеть. Вместе с тем, я люблю ее всем сердцем и надеюсь, что Господь сохранит эту взаимную привязанность, о которой я его ежедневно прошу и которая может стать счастьем для нас обоих..
     Гриша маленький восхитительный ангел, он освежает мою душу, это мое солнышко, мой нежный ароматный цветок, мое утешение и надежда. Когда я вижу его круглое личико, расплывающееся в улыбке, когда целую его маленький затылок, такой бархатистый с небольшой прядкой посредине, когда я трогаю его маленькие ручки, ножки - я счастлива и беззаботна и могу лишь благодарить Господа и и просить спасти моего маленького сына!

"ДА,БУДУ СОВЕРШЕНСТВОМ..."

«Для своего кумира – да, буду совершенством, потому что как быть плохим, когда душа полностью только любовь. Но... когда способны любить очень сильно, к сожалению, могут и ненавидеть с такой же силой... Нет, любовь от всей силы своего сердца может быть только к Богу.

...В момент, когда я села за работу, вошёл великий князь. Он был хорошим, хорошим как всегда, более хорошим, чем когда-либо... он казался очень красивым и его голос был мягким и трогательным. Что он от меня хочет?.. Чего ему недостаёт?

...Этот день – святого Владимира, я была у обедни. Великий князь и великая княгиня пришли туда позже, у него был очень взволнованный вид и во время молитвы он смотрел на меня с отчаянием, я же, я смотрела на его жену, я надеялась, что он меня поймёт... Его настроение менялось каждую минуту и наиболее неожиданным и необъяснимым образом. После того, как он смотрел на меня вызывающим взглядом, он сделался вдруг покорным и умоляющим, он страдал, видя меня постоянно с Грегуаром... Я ему сказала, чтобы его утешить, несколько слов... но когда я бросила взгляд на Грегуара, я пришла в себя, я поняла, кого я должна жалеть, о счастье кого я должна думать, – он хороший, благородный молодой человек, любовь которого извлекла меня из опасности и укрыла меня под своим крылом».

Грегуаром называла в дневниках Софья Дашкова, тогда фрейлина цесаревны Марии Александровны, князя Григория Гагарина, за которого впоследствии вышла замуж. Сразу после бракосочетания он увёз жену в Тифлис, подальше от влюблённого в неё наследника престола. Вернулись они в столицу только через шесть лет, когда великий князь уже стал императором – Александром II.

 Светлана Романовна Долгова, более полувека проработала в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), участвовала в поиске и систематизации множества уникальных документов. Занималась описанием личных фондов Гагариных, где и были обнаружены дневник и переписка Софьи Андреевны.


Рецензии