Рамонское турне, или один день Вадима Булатова

Обычно я поднимаюсь раньше. Но это когда идти на работу (четверо суток работаю, двое – отдыхаю). Для выходного же (а 24 апреля 2021 года пришёлся ещё и на воскресенье) – 6:30 – рановато. Меня ждали на набережной лишь в 9 часов. Но… я сумел в то утро переделать много разных дел: постирался, побрился, искупался, собрал вещи в дорогу, помыл посуду, помыл соковыжималку (вчера делал сок для больного друга и ездил к нему домой проведать), намазал ноги мазью, заварил чай из трав и выпил его, а также много других мелочей сделал.
Но перед выходом вспомнил, что «не опорожнил» диктофон. На что ушло почти полчаса (перекачка на два жёстких диска). Из-за этого я вышел из дома только в 8:54. Конечно, за 6 минут я бы к водохранилищу не спустился, но позвонил Алексею (мой «водитель»), получил звонок от Юрия («больной друг») и узнал, что все они запаздывают. Поэтому шёл не особо торопясь, по дороге снимая новострой и цветущие деревья.
Мой друг Юрий (Решетняк) сломал ногу (самопроизвольно сложился его самокат на приличной скорости). И я вчера ездил проведать его. Там же узнал, что он назавтра приглашает своих товарищей к нему на дачу, на своеобразный субботник. При этом задействует и Алексея, с которым я договорился, что он станет на этот день моим водителем. Но Юрий пообещал, что к 11 нас отпустит, и я пообещал ему прийти и помочь. Вот такая вот предыстория.
Автомобиль (водитель Александр) с Юрием пришёл первым, и я доехал до дачи (на пристани «Турист») товарища на нём. Алексей самую малость запоздал. 17 мешков с мусором оттащить на мусорку. Таскали втроём. Тяжеловатые: иногда приходилось делать остановки. Но я старался и спешил (отнёс 7 мешков): от этого зависела сегодняшняя поездка в Рамонский район (слишком много нужно сделать «пунктов» за это «турне»). Поэтому после мешков я завладел единственной пилой (распиливал мною же до этого дня сваленные деревья и удалял сучки) и уже в этой области «прослыл» стахановцем.
Сфотографировались, попили чайку, и я с Алексеем оставили дружную компанию и направились ко мне домой: как я скрупулёзно ни готовился к «путешествию», всё же забыл карту маршрута (собственноручно нарисованную). Навигатора, как вы догадались, у нас не было.
11:11 – отъезд от дома.
Около 11:30 – выезд за черту города. Сразу же пошёл хутор Ветряк – а это уже и есть Рамонский район. Надо сказать, что мы какое-то время ехали совершенно без остановок. Сделали первую стоянку лишь между Сенновскими Выселками (12:02 – снимок) и Князевым (12:05 – снимки). А потом развернулись у выезда из Воронежской области (12:17).
Возникла у меня идея: сходить в Липецкую (расстояние между стелами границ областей чуть больше километра, наверное) область. Алексей (Рязанов) мою идею поддержал.
Я, безусловно, авантюрист. Люблю ходить пешком. Много «гулял» по родной области. Но похвастаться могу и переходами из Лесного в Ясную Поляну, из Зеленогорска в Комарово (в песенное скляровское), из Саратова в Энгельс (через Волгу и остров Покровские Пески), из Опатии в Волоско (Хорватия), из Рима в Ватикан (аж 4 раза!). И дважды переходил границы других государств: из Украины в Приднестровье и из Германии в Австрию. Сейчас же могу прибавить в этот список и переход из Воронежской области в Липецкую.
В 12:28 «вышли» из своей области и в 12:42 «вошли» в Липецкую.
Обратно – в 12:54 (12 минут у липчан вполне хватило). Около 13:12 возвратились к стеле родной земли. Несколько дольше получился путь обратно, потому что снимали по дороге, как мы прыгали через большую лужу-протоку.
А в 13:21 продолжили путь. Останавливались у населённых пунктов, а я запечатлевал дорожные указатели с названиями сёл и деревень.
13:27 – Емань.
Ушли с трассы вправо.
13:33 – Петровское.
Проехали поворот на Кривоборье, так как не было никаких знаков.
13:44 – Горожанка. Поняли, что проехали. (При фотографировании здесь влил дождик, который время от времени появлялся над нами и касался нас. Благо зонтик я захватил. Но он мне пригодился лишь однажды: старались пересидеть сильные порывы проливня в машине.) Вернулись обратно.
Ближе к 14 часам проехали садовое товарищество «Тихий Дон» (это я уже после на карте посмотрел).
В 14:02 подъехали к указателю «Кривоборье». Ну и табличка у них! Вся «расстрелянная». Из чего только в неё не шмаляли: пневматика, травматическое и даже кто-то из крупнокалиберного охотничьего «засадил». Ну да с одной стороны это и понятно: здесь располагается лечебно-исправительная колония на 600 (примерно) заключённых. Но нам, правда, в такое заведение даже мысли не появилось заехать. Время. Время! Нам нужно к изгибу Дона!
Спросили у местного, покупавшего в магазине водку и закусь. Он показал. Выехали из села в 14:13. Найти несложно. Но наш «Росинант» до самого-самого этого изгиба не смог доехать где-то снова с километр (14:18). Смотровая площадка, а дальше тропка. Но и то, что открылось нам, сразу же перехватило дух. Надо же: я объездил пол-Европы и почти половину России, а такой природной красоты не встречал.
Я нигде не нашёл, как зовётся этот крутояр. Поэтому назвал его в честь себя – Булатовским! Он представляет собой крутой песчаный обрыв высотой около 50 метров. Песчаный! Время от времени он обваливается. Видны на склонах свалившиеся деревья. Подходить к краю страшновато. Но чего не сделаешь ради фотоискусства. Ведь внизу протекает величественный Дон-батюшка. Я пошёл к изгибу, Алексей же почему-то остался: так и не догнал меня.
И я, иногда проходя по тропке совсем близко к обрыву (что приходилось держаться за деревца и кустарник в одном месте), дошёл-таки до изгиба. В этом месте Дон поворачивает обратно и идёт параллельно себе. Но снять это я не смог. Тут нужен профессиональный фотоаппарат (а не моя «мыльница») с широкоугольным объективом (или даже с «рыбьим глазом»). Но всё равно то, что я увидел в те минуты: тёмно-синие облака над горизонтом, огромную высоту обрыва с рекой внизу, масштаб грандиозной пейзажной картины – оставили потрясающее впечатление.
В 15:15 тронулись дальше. Но путь снова через Кривоборье. Там мы сделали остановку, чтобы сфоткать красивые облака и оригинальную площадку из самодельных больших игрушек-поделок. Здесь же – в 15:21 – подсадили бабушку и довезли до остановки на Воронеж. Если бы ехали до областного центра, довезли бы и до города (так – лишь до остановки: а то ей пришлось бы долго идти). Но нам предстояло ещё как минимум заехать в Рамонь и Новоживотинное.
Временная попутчица нас сильно благодарила, приглашала в гости на самогонку. Создалось такое впечатление, что ей никто и никогда не помогал в жизни (или очень давно) безвозмездно, что она наконец-то поверила, что в мире существуют ещё альтруизм, доброта и уважение старости.
15:41 – Комсомольский.
15:46 – Солнце-Дубрава.
15:52 – Галкино.
15:57 – Богданово.
Поворот с московской трассы на Рамонь.
16:04 – Красное.
16:10 – ВНИИСС (посёлок, бывший хутор Сорокин). Один из крупных центров науки в России. Назван так в честь Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свёклы и сахара (а когда-то был «защиты растений»).
И в 16:19 перед нами предстала Рамонь. ВНИСС закончился, и начался районный центр.
Мемориал павшим воинам с вечным огнём, стела «Я люблю Рамонь», сквер «Комсомольская юность», скульптура влюблённым под зонтом, памятник С.И.Мосину (конструктор знаменитой трёхлинейки), дворец (замок) Ольденбургских. На экскурсию мы, к сожалению, не пошли. Время. Время! И так потратили его много, ходя «вокруг да около».
Потом запечатлели башню в центре (как раз случился сильный дождь), карету для влюблённых (скорее всего) и памятный знак в честь рабочих сахарного завода, погибших в Великую Отечественную.
17:34 – последние снимки в районном центре.
Небольшая остановка во ВНИИССе: сфотографировал памятник Ленину.
18:00 – уходим влево, чтобы не возвращаться той же дорогой, и въезжаем в Айдарово. В этих местах я ещё не бывал.
Не бывал и в Староживотинном (снимки от 18:02).
А вот в Новоживотинном, к которому подъехали в 18:20, я бывал часто. В 90-00-х снимал там регистрации свадеб. А первый раз познакомился с этим селом 11 марта 1989 года, когда всей семьёй (жена и дочь) ездили туда на реставрацию усадьбы Д.В.Веневитинова, тогда ещё заброшенное и мало кому известное место. Потом мою заметку с двумя фотографиями о том дне опубликовала областная «Коммуна».
Ну и эта встреча с «усадьбой» запомнится надолго. Дело в том, что музей тамошний закрывается в 18 часов. Всё, кажется, «приплыли». Но я перемахиваю небольшой каменный заборчик и бегло фотографирую, бегая по парку перед усадьбой. Хочу зайти с тылу… Но не тут-то было. Я, охранник с девятилетним стажем, натыкаюсь на местных охранников (трое). Завязывается неравный бой. Я достаю свой травмат. У них газовые пистолеты. Шум, дым. Моя пуля сбивает с ног одного из противников, и он корчится от боли на земле. Но и мне достаётся: глаза заслезились. Я укрылся за памятником поэту. Теперь им ко мне не подойти… Кончается обойма. Но там у меня были лёгкие «маслята». Я вставляю вторую. А эта начинена сверхмощными патронами. Противнику придётся сдаться. Или я всех их здесь положу…
Да ладно читатель, охолонись малёк.
Местный страж (двое других, по всему, его гости) вежливо попросил меня покинуть территорию, указав на калитку: второй раз забор перелезать не пришлось. Но что-то в фотике осталось.
Напоследок запечатлел и местный храм.
Далее я планировал вернуться на московскую трассу и – прямиком до Воронежа.
Но Алексей! Какой молодец! Предложил поехать через Медовку и Ямное. А это и дополнительные пункты, и дополнительные виды, и дополнительные впечатления.
18:39 – последние снимки в Новоживотинном.
Точного времени въезда в Медовку нет. Шли какие-то садовые товарищества, причём даже вдалеке, за Доном. Мы с Алексеем снимали красивые облака. Потом останавливались у здания с товарами повседневного спроса – 18:53.
В Ямное же въехали в 18:58 (и остановились у знака). Останавливались и у здания, где располагается «Союз Верхне-Донских казаков». (Снова облака.) И у Дома культуры – 19:14.
Получилось так, что даже на две минутки (19:17-19) заскочили в Новоподклетное.
Потом слушали колокольный звон храма в Ямном.
В 19:29 выехали из Ямного и через минуту въехали в Солнечный.
А в 19:34 – Воронеж.
Оставалась всего одна остановка: у памятника Котёнку (с улицы). Стыдно признаться, но никогда до это не «проведывал» этот уголок на Лизюкова (готовлю фотоматериал «Алфавитный Воронеж», вот и закрываю «бреши»). Но после той остановки – Котёнок с Вороной стали мне большими друзьями. Особенно – млекопитающий: с ним я – в обнимку.
Вот так прошёл этот день. У своего дома оказался в 20:03.
Вся поездка заняла 8 часов 52 минуты. Проехали 167 километров.

3-16.05.21.


Рецензии