Портрета милые черты. Анна Керн-Виноградская

 Анна Петровна Керн (урождённая Полторацкая, по второму мужу — Маркова-Виноградская; 11 [22] февраля 1800, Орёл — 27 мая [8 июня] 1879, Москва) — русская дворянка, в истории более всего известна ролью, которую она сыграла в жизни Пушкина. Автор мемуаров.

Родители Анны принадлежали к кругу состоятельного чиновного дворянства. Отец — полтавский помещик и надворный советник Пётр Маркович Полторацкий, сын известного ещё в елизаветинские времена начальника придворной певческой капеллы Марка Полторацкого, женатого на богатой и властной Агафоклее Александровне Шишковой. Мать — Екатерина Ивановна, урождённая Вульф, женщина добрая, но болезненная и слабохарактерная, находилась под началом у мужа.

Вместе с родителями Анна жила в усадьбе деда с материнской стороны — орловского губернатора Ивана Петровича Вульфа, чей потомок Дмитрий Алексеевич Вульф являлся её внучатым племянником. Позже родители с Анной переехали в уездный город Лубны Полтавской губернии. Всё детство Анны прошло в Лубнах и в Бернове, имении, также принадлежавшем И. П. Вульфу.
                     


Нина Ершова

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.


Александр Сергеевич Пушкин.

 Это знаменитое стихотворение Александра Сергеевича обессмертило имя Анны Керн.
По рождению Полторацкая, по второму мужу Маркова - Виноградская, она навсегда останется для нас Анной Керн. Это фамилия первого мужа, которого Анна не любила и от которого сбежала. А между тем не только Александр Сергеевич восхищался ею, ее милой красотой. " И снились милые черты..."
Многие отмечали миловидность ее облика и посвящали ей стихи. Один из ее поклонников - поэт Подолинский.

1. ПОРТРЕТ. Автор Подолинский Андрей Иванович.

                " Когда стройна и светлоока
                Передо мной стоит она,
                Я мыслю: гурия пророка
                С небес на землю сведена!
                Коса и кудри темно-русы,
                Наряд небрежный и простой,
                И на груди роскошной бусы
                Роскошно зыблются порой.
                Весны и лета сочетанье
                В живом огне ее очей,
                И тихий звук ее речей
                Рождает негу и желанья
                В груди тоскующей моей."

                1828 г.

   Это стихотворение передает восхищение красотой молодой женщины,хотя оно далеко не так известно, как бессмертное послание Пушкина.
  Шедевр, с детства знакомый всем нам еще и благодаря чарующему романсу Михаила Глинки. Короткая и звучная фамилия Керн принадлежала также дочери Анны Петровны Екатерине Ермолаевне, которой влюбленный в нее композитор и посвятил этот поистине волшебный романс.

  Впрочем, сама Анна Петровна после второго замужества подписывалась только как "Анна Виноградская", т.е. по фамилии любимого второго мужа. От славного боевого генерала Керн она сбежала в возрасте 26 лет,будучи беременной.
  Что же мы знаем о ней? Достаточно много, и в тоже время совсем мало. Жизнь этой женщины ни на минуту не застывала в одном русле, менялась от года к году. Многочисленные переезды по разным городам страны мало что оставили на память о ней. Особенно жаль, что осталось совсем немного ее изображений, да и те, что остались, ставятся под сомнение  многочисленными исследователями.
  А ведь эта яркая женщина оставила после себя интереснейшие мемуары, была знакома со многими знаменитыми людьми своего времени.
  Вот что написано о ней в  энциклопедическом справочнике "Тверской край":

" КЕРН Анна Петровна (1800-79), мемуаристка. Внучка владельца с. Берново Старицкого у. И. П. Вульфа, дочь П. М. и Е. И. Полторацких. Бывала в родовом имении Полторацких Грузины Новоторжского уезда. (ныне Торжокского р-на),в 1808-12 воспитывалась и обучалась в имении И. П. Вульфа Бернове. Эти годы отражены в мемуарах " Из воспоминаний о моем детстве " (1870). Позднее К. (во втором браке Маркова-Виноградская) жила в Петербурге, Москве, имении Бакуниных Прямухино Новоторжского уезда. Пушкин посвятил ей послание "Я помню чудное мгновенье..." (1825). К. - автор дневников и воспоминаний: " Дневник для отдохновения " (1820), " Воспоминания о Пушкине ", " Воспоминания о Дельвиге и Глинке ", " Дельвиг и Пушкин " (1859), сохранивших живые черты современников, прежде всего Пушкина и его окружения. Похоронена на погосте Прутня под Торжком."

  На мой взгляд интересно то, что Анна Петровна, как и красавица Наталья Гончарова, имеет украинские корни. Марк Полторацкий, владелец поместья в селе Сосницы Черниговской области, в котором он и родился, был ее дедом.
  В этом небольшом имении, бывшем уже во владении Александра Васильевича  Маркова - Виноградского, ее троюродного брата и второго мужа, Анна проведет впоследствии одиннадцать лет своей жизни, но затем супруги будут вынуждены его продать. Когда-то блестящая генеральша Анна Петровна Керн вынуждена была жить очень скромно, если не сказать более того, со вторым мужем Александром Васильевичем Виноградским. Свои мемуары она опубликовывала в журналах за совсем небольшие деньги. И даже вынуждена была продать адресованные ей письма Пушкина из-за постоянной нужды в деньгах...

  Вероятно, из-за такой более чем скромной жизни и раздоров в первом браке сохранилось так мало портретов Анны Петровны, да и те, что сохранились, ставятся под сомнение.
  В справочнике "Тверской край" приводится портрет Анны Петровны 1829 года, а вернее фотография с литографированного портрета французского художника Ашила Деверия. Этот же портрет приводит Лариса Керцелли в своей книге " Тверской край в рисунках Пушкина ".
  Мне захотелось что-то узнать об это художнике и о возможности написания им портрета Анны Петровны.

2. ХУДОЖНИК АШИЛ ДЕВЕРИЯ.

   И вот какие сведения о нем я раздобыла:

" Ашиль Жак-Жан-Мари Девериа; (6 февраля 1800 года, Париж — 23 декабря 1857 года, там же) — французский художник, акварелист и литограф. Брат Эжена Девериа.
  Ученик Жироде-Триозона. В 1822 году он начал выставляться в Парижском Салоне.
  К 1830 году стал успешным книжным иллюстратором (известны его иллюстрации к «Фаусту» Иоганна Гёте, «Дон Кихоту» Сервантеса, сказкам Шарля Перро), одновременно приобретя известность эротическими миниатюрами. В творчестве Девериа преобладали лёгкие, сентиментальные или фривольные сюжеты.

  Девериа был также видным портретистом. Им, в частности, были изображены Александр Дюма-отец, Проспер Мериме, Вальтер Скотт, Альфред де Мюссе, Бальзак, Виктор Гюго, Мари Дорваль, Альфонс де Ламартин, Альфред де Виньи, Видок и другие. Шарль Бодлер говорил о портретах Девериа, что они отражают «все нравы и эстетики эпохи».

 В 1849 году Девериа был назначен начальником отдела гравюры Национальной библиотеки и помощником хранителя египетского отдела Лувра.
 В последние годы жизни Девериа преподавал рисунок и литографию своему сыну Теодолю, и они вместе работали над альбомом портретов.
 Работы Девериа выставляются в Лувре, Музее Искусств Сан-Франциско, Музее Пола Гетти, Музее Нортона Саймона, коллекции Льежского университета."

  Это краткая биография французского художника, ровесника Анны Петровны.
Если верить датировке предполагаемого портрета Анны Петровны, то он написан в 1828-29 году. Сам художник Ашил Деверия в Петербурге, где в это время проживала Анна Петровна, не бывал.
  Как выглядела Анна Петровна в те годы, дает представление ее словесное описание, которое дал Подолинский, поклонник Анны Петровны, в своем "Портрете".
  В эти же годы Анна Петровна, ушедшая в 1826 году от мужа-генерала и проживающая отдельно, поддерживает знакомства со многими известными людьми, в том числе и с французом Базеном, являвшимся в то время ее поклонником.

  Краткие сведения об этом интересном человеке:
" Базен Петр Петрович (1783-1838) - француз, принятый на русскую службу Александром I; в 1826 году -- генерал-лейтенант-инженер, директор Института инженеров путей сообщения."
  Анна Петровна называет его в свих мемуарах :"Воспоминания  о Пушкине, Дельвиге, Глинке " -  " моим хорошим знакомым ". Петр Петрович Базен был не только выдающимся инженером, но и знал несколько иностранных языков.
В 1834 году он издал одну из своих работ по лингвистике в Париже.

  Будучи на русской службе, он поддерживал отношения со своей родной страной, многократно бывал в Париже и вполне мог знать художника Ашила Деверия, как выдающегося портретиста и литографа. Вполне возможно, что по его заказу и сделана литография с акварельного портрета Анны Петровны тех лет.

  В то время Анна Петровна заграницей не бывала, но гораздо позже, в 1861 году со своим вторым мужем Марковым-Виноградским она ездила на лечение в Баден в 1861 году и в Швейцарию в 1865 году. Ей было уже за шестьдесят...

  Ашил Деверия умер в 1857 году в Париже, т.е гораздо раньше посещения Анной Керн Европы. Остается только предположить, что в 1829 году он создал литографию с привезенному кем-то из друзей Анны ее портрета. Это вполне мог быть Базен Петр Петрович, связанный с Анной неоднозначными отношениями.
   
3.  МИНИАТЮРА НА СЛОНОВОЙ КОСТИ.

  " Единственным достоверным живописным портретом её(Анны Петровны) считается миниатюра неизвестного художника, переданная в 1904 году в Пушкинский Дом внучкой Анны Петровны А. А. Кулжинской и находящаяся теперь в экспозиции Всероссийского музея Пушкина в Санкт–Петербурге. Однако этот портрет, написанный в конце 1820–х – начале 1830–х годов малоискусным мастером, не только не передаёт красоты модели, но даже разочаровывает. В изображённой на нём женщине нет ничего ослепительного и чарующего, художнику не удалось передать ни «трогательной томности в выражении глаз», ни её живого ума, ни поэтичности натуры."

   Так пишет в своей книге "Жизнь во имя любви" Владимир Сысоев.
Но я с ним не согласна. Как раз этот портрет передает миловидность облика Анны, которую упоминали все знакомые с ней люди. " Милые черты " и " голос нежный " вспоминает Пушкин в своем  бессмертном стихотворении.

  Когда оно было написано, Анне было двадцать шесть лет. В тот момент, как известно, она посетила Тригорское и покорила сердце поэта, исполняя романс Козловского.
  " Милые черты " Александр Сергеевич изобразил на профильном ее изображении, которое сделал 20 октября 1829 года, в день памяти святой Анны Кашинской, на черновике статьи, содержащей протест против самовольной публикации его стихов М. А. Бестужевым–Рюминым в альманахе «Северная звезда».
  Этот силуэт считают  портретом Анны Петровны Керн.

  Известный искусствовед и исследователь рисунков поэта А. М. Эфрос, атрибутировавший этот портрет, писал: «На листе изображена склонённая голова молодой дамы, с гладкой, прикрывающей виски причёской и высоким шиньоном на макушке. В ушах – длинные на подвесках серьги. Рисунок сделан скупым и строгим очерком. Он передаёт округлые черты миловидной, почти красивой женщины, в расцвете лет и потому несколько располневшей. У неё большие, непропорционально широкие глаза, как бы вплотную надвинувшиеся на тонкий прямой нос, чуть короткий, но изящно очерченный; на нижней части лица – большие мягкие губы и немного тяжёлый, но нежно–округлый подбородок».

  Михаил Глинка, автор известного романса и поклонник дочери Анны Петровны Екатерины Ермолаевны Керн в своих " Заметках " вспоминает ее как " даму любезную и миловидную ".
 Видимо, такой Анна Петровна и была, что и доказывает еще одно ее изображение: рисунок Ивана Жерена, сделанный в 1838 году, когда Анна Петровна ожидала сына Александра. Интересно, что он атрибутирован как портрет Анны Петровны благодаря его сходству с фотографией Аглаи Кулжинской, внучки Анны.

  В это время она уже сблизилась со своим вторым мужем, троюродным братом Александром Марковым-Виноградским. Генерал Керн умер в 1841 году, а в 1842 году Анна вышла второй раз замуж. В 1838 году, т.е во время написания портрета, она была беременна, сына Александра родила в 1839 году.

  В эти годы Анна Петровна проживала в Петербурге, как и художник Иван Жерен.
Но даты его жизни говорят о том, что портрет, вернее, карандашный рисунок был сделан его сыном, тоже художником и рисовальщиком Иваном Жереном.

4. ХУДОЖНИК ИВАН ЖЕРЕН.

  Вот скупые сведения об этом художнике,которые я смогла найти:

" Жан (Иван Михайлович) Жерен( Вторая половина XVIII в. –1827 г.)
Родители Жерена – выходцы из Франции. Сам он родился в Москве. В 1809 году получил звание академика живописи. По заказу Военного общества при Главном гвардейском штабе создал серию рисунков, изображающих события Отечественной войны 1812 года. Был учителем рисования в Москве. Умер в Петербурге."

  Сын художника Иван Иванович Жерен,тоже художник,умер в 1850 году.
  Вот такими краткими сведениями мы располагаем об этих художниках,отце и сыне. Если следовать датам, то в 1838 году сделать карандашный портрет Анны Петровны мог только сын.
  Интересно, но именно на этом рисунке, как мне кажется, Анна больше всего похожа на прусскую королеву Луизу, о сходстве с которой она упоминает в своих мемуарах " Три встречи с императором ".

  Вот что пишет Грановская в  книге" Друзья Пушкина в портретах крепостного художника Арефова-Багаева ":

  " В своих воспоминаниях «Три встречи о императором Александром Павловичем» А. П. Керн, вспоминая о первой встрече с ним в 1817 г., пишет: «Много толковали, что он (Александр I, — Н. Г.) сказал, что я похожа на прусскую королеву <...> сходство с королевой было в самом деле, потому что в Петербурге один офицер, бывший камер-пажом во дворце при приезде королевы, это говорил моей тетке, когда меня увидел».

  Далее Анна Петровна Керн пишет, что сходство с прусской королевой даже повлияло на расположение к ней императора Александра. И, кстати помогло в делах ее мужа...
  В своей статье «Анна Петровна Керн» Б. Л. Модзалевский также писал: «Что сходство с королевой Луизой действительно было, это доказывает как портрет А. П. Керн, так и слова известной Веры Ивановны Анненковой, которая в 1903 г., рассказывая Ю. М. Шокальскому о его бабушке, вспоминала об этом, передавая, что император выразился тогда об Анне Петровне, что она " совершенно прусская королева " ».

5. КРАСАВИЦА КОРОЛЕВА.

  Такое настойчивое упоминание о сходстве с королевой Луизой, несомненно льстило Анне Петровне как в молодые годы, так и в период написания мемуаров.
  Но ведь и было чем гордиться! Прусская королева Луиза, покорившая многие сердца, в том числе Наполеона Бонапарта и Александра I, была красавицей. Причем красота эта была милой, нежной, какой-то поистине "ангельской", если судить по ее портретам.
  Вот краткие сведения о королеве Луизе:

" Принцесса Мекленбург-Стрелицкая, супруга Фридриха Вильгельма III и королева-консорт Пруссии. Бабушка российского императора Александра II. В описаниях современников королева Луиза предстаёт красавицей с непринуждёнными манерами общения, скорее свойственными представителям третьего сословия, нежели чопорной аристократии.
  Родилась 10 марта 1776 г., Ганновер, Брауншвейг-Люнебург, Священная Римская империя
  Умерла 19 июля 1810 г. (34 года), Хоэнцириц, Пруссия
  В браке с Фридрих Вильгельм III (с 1793 г.)
Родители:Карл II, Фридерика Гессен-Дармштадтская
Дети:Карл Прусский;, Александрина Прусская, Александра Фёдоровна, Луиза Прусская, Фридрих Вильгельм IV, Вильгельм I."

  Стоит добавить, что поклонниками красоты Луизы были как  французский император Наполеон, так и русский император Александр I. Сравнение с такой красавицей могло просто ошеломить молодую женщину! Ведь Анне в момент встречи с императором было всего семнадцать лет. Танцевала Анна Петровна с императором  на балу в Полтаве в 1817 году, а при рождении первой дочери Анны Петровны Екатерины Ермолаевны Александр I (заочно) стал крестным отцом ребенка. В 1818 году Анне Петровне был подарен императором на крестины красивый бриллиантовый фермуар. Последняя встреча с Александром I состоялась в 1819 году. Кстати, она помогла в профессиональной деятельности генерала Керна, у которого в тот момент были неприятности по службе...

  Но действительно ли походила Анна на прусскую королеву? Портретов королевы сохранилось много, и самый прекрасный из них, на мой взгляд, портрет кисти художника Иосифа - Марии Грасси.
  Но наиболее похожим на изображение Анны работы Жерена мне кажется портрет кисти французской художницы Виже-Лебрен, одно время работавшей в России. Портрет этот датируется 1801 годом, королеве в то время было двадцать пять лет.
  Похож он, как мне кажется, на рисунок-портрет Анны Петровны работы Ивана Жерена, сделанный в 1838 году. Анне в то время было тридцать восемь лет, но выглядит она очень мило и моложаво...

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПОРТРЕТ АННЫ.

  И еще об одном портрете Анны Петровны, самом, на мой взгляд, спорном...
 Грановская в упоминаемой уже книге " Друзья Пушкина в портретах крепостного художника Арефова-Багаева " предполагает, что портрет неизвестной женщины, находящийся в Русском музее и датируемый 1840 годом, может быть портретом Анны Петровны Керн. Могло ли такое произойти? Теоретически, да.

 В 1840 году Анна Петровна с беременной дочерью Екатериной и годовалым сыном отправляется в Лубны, собираясь по пути заглянуть в Тригорское и навестить свою родственницу Прасковью Осиповну Вульф.
  В 1841 году крепостной художник Багаев пишет портреты Евпраксии и Алексея Вульф.
  Но по другой атрибуции этот портрет принадлежит Бегичевой, родственнице Вульфов и хозяйки крепостного на тот момент художника. Выкупили его из крепостной зависимости при содействии известного архитектора Штакеншнейдера только в 1850 году.

  Кто же такая Бегичева и что известно о ней?
 Приводим краткие сведения:

" Иван Матвеевич Бегичев (1766 — 23 декабря 1816) — генерал-майор русской императорской армии из рода Бегичевых.
Старший из двух генералов 1812 года — сыновей Матвея Семёновича Бегичева.
 Участвовал в Русско-турецкой войне 1787—1791 г.г., польских событиях, Русско-турецкой войне 1806—1812 г.г., Отечественной войне 1812 года и Войне шестой коалиции.
  3 января 1813 года Бегичев был награждён орденом Святого Георгия 3-го класса.
  Женат на Екатерине Николаевне Вындомской (умерла в 1840 году), двоюродной сестре П. А. Осиповой. Супруги имели двух дочерей:
  Анна Ивановна (1807—1879), с 1844 года замужем за адмиралом Павлом Андреевичем Колзаковым (1779—1864).
  Павла Ивановна (1817—1887), замужем за дипломатом Яковом Андреевичем Дашковым (1803—1872)."
  Речь здесь и далее идет о Анне Ивановне, родственнице Вульфов и владелице крепостного художника. Именно у нее он был выкуплен из неволи.
  Дальнейшая судьба художника сложилась неудачно, портреты его работы были не признаны.
  Но зато он прославился изображением близких Александру Сергеевичу Пушкину людей!
  На мой взгляд, это портрет именно Бибиковой. Как отдаленная родственница, она могла иметь какое-то сходство с Анной, но разрез глаз на портрете совсем другой...

  На момент написания портрета Анне Ивановне было тридцать три года, что более соответствует возрасту изображенной модели, чем возраст Анны Петровны, которой в 1840 году исполнилось сорок лет.

  Владимир Сысоев в своей книге " Жизнь во имя любви " приводит  мнение пушкиниста Старка, правда, не соглашаясь с ним:

  " Однако видный современный пушкинист академик В. П. Старк, исходя из того, что женщина на портрете Арефова–Багаева изображена в траурном наряде – чёрном шёлковом платье (на цветной репродукции платье выглядит коричневым) и креповом чепце с чёрными лентами, предположил, что здесь изображена владелица крепостного художника, помещица А. И. Бегичева (1807—1879) в трауре по своей матери, скончавшейся 19 января 1840 года". Думается, это недостаточно аргументированное предположение не может являться основанием для переатрибуции портрета..."

  А мне хочется согласится со Старком, хотя бы по тому, что трудно представить себе Анну Петровну Керн в чепце. Несомненно, могла быть дань моде того времени, но уж слишком она гордилась своими прекрасными русыми( или светло-каштановыми) волосами, чтобы прятать их под чепцом...
  Это подтверждает и замечательный словесный портрет влюбленного в нее второго мужа Александра Маркова-Виноградского, который он оставил в своих
" Дневниках ".

7 " ДУШЕЧКА ".
  Вот как он пишет о любимой жене(из книги Владимира Сысоева):

"В 1841 году второй муж Анны Петровны А. В. Марков–Виноградский создал её бесподобный словесный портрет:

«Лагерь под Лубнами. 24 мая 1841 г. Вечер, освещенный луною. Суббота. „Взойдёт она, звезда пленительного счастья…“ И эти глазки блестящие – эти нежные звёздочки – отразятся в душе моей радостью. Краса их светлая заиграет во мне восторгом, так тепло от них! Их ласковый цвет, их свет нежный целуют в сердце меня своими лучами! От них так ясно в душе, при них всё живёт радостию.

   У моей душечки глаза карие. Они в чудной своей красе роскошествуют на круглом личике с веснушками. Волоса, этот шёлк каштановый, ласково обрисовывают его и оттеняют с особой любовью. Щёчки скрываются за маленькими, хорошенькими ушками, для которых дорогие серьги лишнее украшение: они так богаты изяществом, что залюбуешься. А носик такой чудесный, такая прелесть; с изысканною правильностью грациозно раскинулся меж пухленьких щёчек и таинственно оттеняет губки, эти розовые листочки… Но вот они зашевелились. Мелодические звуки, с грустью оставляя свой роскошный алтарь, летят прямо в очарованное моё сердце и разливают наслаждение. Ещё губки трепещут сладостною речью, а уже глаза хотят восхищаться зубками… И всё это, полное чувств и утончённой гармонии, составляет личико моей прекрасной».

  Как можно лучше сказать о любимой женщине, с учетом,что Анна была на двадцать лет старше своего мужа!
  Добавлю только то, что, к сожалению, не смогла отыскать фотографию внучки Анны Петровны и Александра Васильевича Аглаи Александровны Марковой -Виноградской, по мужу Кулжинской. Той самой, что передала в музей единственный достоверный портрет своей бабушки: миниатюру на слоновой кости.
  Аглая Александровна была актрисой с псевдонимом Дараган. Ее портрет написал известный художник Гундобин Василий Васильевич и хранится он в Самарском художественном музее.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии
http://www.proza.ru/2016/11/03/1510

Мне кажется интересным перейти по ссылке на мою работу, поскольку там на коллаже представлены все те портреты Анны Керн, о которых я пишу.
С уважением, Нина Ершова.

Нина Ершова   31.03.2022 11:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Нина!
Благодарю за прекрасную статью. Анны Петровна Керн - уникальная личность.
В Орле произошёл забавный случай. Один краевед пришёл к чиновнику и обратился с просьбой посодействовать установить мемориальную доску Анне Керн - уроженке нашего города, любимой женщине Александра Пушкина.
Чиновник решительно заявил:
"Если мы будем ставить мемориальную доску каждой любимой женщине Пушкина, то досок не хватит".
Краевед отреагировал:
"А она не только любимая женщина?
- А кто же она?
- Она писательница.
- А что же она написала?
- Воспоминания о Пушкине, Дельвиге, Глинке.
И тогда чиновник подумал несколько секунд и сказал:
"В честь писательницы Анны Керн мы мемориальную доску поставим". _

Александр Бельский Город Орёл   31.03.2022 12:01   Заявить о нарушении