Путь совершенствования экономики воюющей России
Введение.
1. Некоторые фундаментальные проблемы экономики России.
2. Основные экономические потребности населения и их баланс.
3. Структура и основы успешной экономической деятельности.
4. Пути решения некоторых проблем экономики России.
5. Технология подъема экономики России.
Заключение.
Введение
Ведущиеся военные действия требуют научно обоснованного совершенствования системы управления всей хозяйственной деятельностью, решения насущных проблем экономики России.
Необходимо создание действенного органа управления экономикой с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей эффективную связь между всеми субъектами хозяйственной деятельности – населением, предпринимателями и властью.
Экономика – это хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей членов общества (потребителей) в продуктах (товарах) и услугах.
Продукты – это результат хозяйственной деятельности предприятий по их производству, а товары – это покупаемые и продаваемые продукты; услуга – это нематериальный результат деятельности поставщика по изменению положения или качества объекта в интересах потребителя.
1. Некоторые фундаментальные проблемы экономики России.
Какие продукты нужны в стране, определяет население и его организации, в том числе предприниматели и органы власти исходя из пользы для жизни и деятельности с учётом опыта, расчетов, здравого смысла, состояния хозяйства страны и его перспектив.
Необходимые продукты производятся на местах или завозятся, в том числе из-за рубежа.
По причине утраты в стране многих производств, технологий, техники и кадров, а также в силу действующей экономической политики, основанной на продаже ресурсов, сегодня российским предпринимателям выгоднее (сиеминутно) купить импортные товары, чем производить их в своей стране.
Поэтому основная масса предпринимателей России занимается в основном торговлей, как правило, представляющей собой длинную цепочку посредников между производителями и потребителями товаров.
Стоимость одних и тех же товаров в валюте на внутреннем российском и зарубежных рынках обычно отличается не в пользу России и российских потребителей.
Причина заключается в том, что основная масса товаров экспортируется из-за рубежа, где они производятся на технологичном оборудовании, которого в России мало или его нет вообще.
Причина и в том, что многозвенная торговая цепь порождает взяточничество государственных надзорных органов, использующих нестабильность и «лазейки» в российском законодательстве.
Поэтому, большинство российских предпринимателей живут ближнесрочными планами, пытаясь получить выгоду «здесь и сейчас», остерегаясь вкладывать деньги на перспективу, не надеясь на программы и гарантии органов власти, особенно при нестабильности национальной валюты.
В настоящее время «предложение» товаров массового потребления со стороны продавцов как зарубежных, так и российских, значительно превышает «спрос» потребителей в этих товарах.
Спрос населения на «ширпотреб» мал по причине отсутствия у населения необходимых денежных средств, а также невысокого качества этих товаров. А за низкокачественный товар платят дважды.
В условиях военных действий, которые ведёт Россия, резко возросла цена высокотехнологичных, но, что более важно – прекратились поставки важных комплектующих и запасных частей.
Таким образом, потребители в России есть, а собственных производств качественных и высокотехнологичных продуктов, крайне мало, а некоторые продукты не производятся вообще, и это при крайне низкой покупательной способности населения, предприятий и организаций.
2. Основные потребности предприятий, организаций и населения.
Основными потребностями предприятий, организаций и населения России, которые должны быть удовлетворяемы в результате хозяйственной (экономической) деятельности, являются:
в материальном плане – инфраструктура (жильё, здания, сооружения, дороги), технические устройства, энергия, еда, одежда, утварь, земля, вода, топливо и другие ресурсы;
в информационном плане – информация в различных формах, её источники, средства передачи (связи), хранения и обработки;
для души – культурные объекты прошлого, настоящего и образы будущего, а также природа.
Хозяйственную деятельность осуществляют трудящиеся – управленцы, специалисты, рабочие обеспечивают – учёные, разнорабочие, учителя, воспитатели, родители и другие.
Потребности в обществе можно разделить на три группы – личные (не путать с частными), частные или групповые (семейные, клановые, элитарные, классовые, государственные, предприятий и организаций), а также общественные (населения домов, микрорайонов, муниципальных образований, регионов, народные, общенародные).
Характерная черта современной России состоит в преобладании групповых (частных) потребностей над общественными (общенародными) и даже над личными интересами.
Суть личных естественных потребностей человека (не путать с животными) – реализация его потенциала (задатков, талантов) в обществе и получение уважения (почёта) и достатка.
Баланс потребностей (интересов) в современной России определяют частные собственники (группы людей) крупных корпораций, отчасти – крупные местные предприниматели.
В случае если жизненно важные потребности большинства людей общества не удовлетворяются, а разбалансировка (разница) в доходах достигает критического состояния, то возникает напряжение, которое может привести к социальному взрыву, бунту и даже революции с последующим силовым изменением баланса форм собственности и потребностей (интересов).
Во избежание подобных социальных потрясений, на общество через СМИ и по другим каналам государством допускается, а частным бизнесом осуществляется мощное информационное воздействие, рекламируются товары и возможности по их приобретению, возбуждая у людей желания их заполучить, разжигая страсти и стремление иметь как можно больше.
Однако желания людей постоянно сталкиваются с реальностью – отсутствием необходимого дохода, не позволяющего в полной мере удовлетворять даже жизненно важные потребности.
3. Структура и основы успешной экономической деятельности.
Хозяйство России представлено предприятиями и организациями: ЖКХ (инфраструктура, снабжение и отходы), ТЭК, промышленности в т.ч. ресурсодобывающей, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, финансовыми, телекоммуникаций (связи), информационными, социальными, туризма, охраны и др.
Предприятия (организации) различаются формами и долями собственности, масштабами и другими признаками, но характеризуются иерархической структурой, подразумевающей наличие в них органов управления, а также исполнителей – управленцев, служащих, рабочих, крестьян, соединённых в функциональные подразделения, профсоюзы и другие организации.
Структурно хозяйство России представлено подсистемами:
управления хозяйствующими субъектами,
производителей продукции и услуг,
логистической (транспортной),
поставщиков (торговли),
утилизации (мусорная),
финансовой и банков,
телекоммуникаций,
информирования,
воспитания,
обучения,
охраны.
Философия развитой и сбалансированной экономики базируется на понимании основных потребностей населения, его различных групп, а также государства и всей страны в целом.
Социально-экономическая стабильность общества обеспечивается установлением целесообразных приоритетов, баланса доходов-расходов субъектов на длительный период, максимально возможной хозяйственной самостоятельностью при удовлетворении потребностей.
Экономическое развитие (совершенствование) страны достигается:
правильным выбором форм, средств, способов и технологий создания истинных ценностей, в т.ч. базовых продуктов (товаров и услуг);
производством, хранением и правильным распределением (торговлей) истинных ценностей;
приобретением (покупкой) технологий и средств, позволяющих производить истинные ценности;
информационным закреплением – брендированием товаров на внутреннем и других рынках.
Производство нужных продуктов в стране требует:
постоянного мониторинга потребностей потребителей с периодическим обобщением;
соответствия сил и средств производства, доставки и взаиморасчётов потребностям;
адекватных цен на необходимые ресурсы, инфраструктуру, а также доступ к ним;
знаний, умений (навыков) и опыта специалистов, культуры производства;
соответствующей материально-технической и информационной базы;
эффективного использования привлекаемых ресурсов и минимизации потерь;
плановости, научной организации труда, автоматизации рутинных процессов;
сотрудничества и взаимопомощи – кооперации предприятий и специалистов;
интенсивного открытого и быстрого обмена информацией, доступа к нужной;
создания системы доставки произведенной продукции потребителям (заказчикам);
быстрого переналаживания производство в интересах удовлетворения новых потребностей;
развития сил и средств производства, технологий в соответствии с научными достижениями;
введения системы ГОСТов, контроля со стороны власти и общества за качеством продукции;
стимулирования позитивной деятельности, рекламирование успехов, воспитательной работы.
4. Пути решения некоторых проблем экономики России.
Некоторые проблемные вопросы экономики России могут быть решены:
1) Рост потребности предприятий в государственных дотациях (всесторонней помощи):
- стимулированием производства, торгового оборота, а также экспорта продукции;
- направлением пошлин за импортные товары на поддержку своих производителей;
- научной организацией труда, акционированием предприятий за счет сотрудников.
2) Отказ предпринимателей от перспективных вложений в развитие предприятий:
- снижением налогов, субсидированием полезных перспективных производств и проектов.
3) Повышение зависимости конечной продукции от иностранных поставщиков:
- организацией собственного национального производства базовых продуктов (компонентов).
4) Высокая зависимость потребителей от привозных товаров:
- определением номенклатуры важных для России товаров и их производство.
5) Прекращение выпуска наукоемкой продукции и продукции высокого передела:
- созданием технологических цепочек с включением действующих предприятий.
6) Снижение качества простой продукции предприятий:
- оздоровлением конкурентной среды, контроль качества продукции.
7) Неспособность предприятий производить технологичную продукцию:
- кооперацией предприятий с научными центрами общей системой управления.
8) Недостаточная инвестиционная привлекательность промышленных объектов:
- национализацией (полной или частичной), финансированием проектов развития.
9) Производительность труда на государственных предприятиях низкая:
- обследованиями, проектной деятельностью, автоматизацией и контролем.
10) Неэкономное расходование природных, энергетических и других ресурсов:
- внедрением «бережливых» технологий, ужесточением контроля и ответственности.
11) Большое количество отходов от населения и различных предприятий:
- раздельным сбором, переработкой отходов и их научно-обоснованной утилизацией.
12) Усиливается транспортная загруженность автодорог, которые изнашиваются:
- перераспределением грузов на железнодорожный и другие виды транспорта.
13) Снижение заинтересованности работников в результатах своего труда:
- развитием акционирования предприятий, поднятием роли профсоюзов, ростом зарплат.
14) Сокращается количество трудоспособного, технически грамотного населения:
- повышением качества профобучения, реальным трудоустройством выпускников.
15) Неэффективные связи предприятий с профессиональными учебными заведениями:
- налаживанием связей предприятий с профессиональными учебными заведениями.
16) Снижение уровня и качества подготовки выпускников учебных заведений:
- стимулированием связей профессиональных учебных заведений и предприятий.
17) Недостаточная востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда:
- включением руководителей предприятий в руководство учебными заведениями.
18) Невостребованность опыта ветеранов-специалистов в разных областях производств:
- созданием на базе школ сети технических и других учебных кружков (секций).
19) Лоббирование чиновниками личных финансово-экономических интересов:
- легализацией бизнеса чиновников, оформленного на других, ужесточение контроля.
20) Усложнение финансово-хозяйственной деятельности по управлению предприятиями:
- созданием понятных и простых правил налогообложения и взаиморасчетов.
21) Недостаточное качество управления экономическими системами в стране:
- упрощением структуры и автоматизацией управления, подбором и расстановкой кадров.
22) Недостаточная реакция органов управления экономикой на изменение условий:
- планированием экономики с участием предпринимателей и созданием органов управления: стратегического – совета предпринимателей, оперативного – экономического штаба (отдела).
5. Технология подъема экономики России.
Наличие и понимание экономических проблем требует выбора направления сосредоточения усилий органов власти на их разрешении и совершенствовании экономики – хозяйства страны.
Основным направлением сосредоточения таких усилий должно стать производство необходимой продукции. Как инструмент удовлетворения потребностей также важной является торговля.
В современных условиях для торговли товарами по минимально возможных ценам предлагается автоматизировать и централизовать и ряд функций управления этой деятельностью.
Алгоритм Правительства РФ по совершенствованию экономики может быть следующим:
1. Сбор информации (данных) о реальных относительно стабильных во времени потребностях населения, предприятий и организаций в товарах и услугах по группам, категориям, качеству, объемам, а также по периодам наиболее активного их потребления.
2. Разработка проектов для создания необходимых новых и развитие существующих предприятий, производящих и доставляющих востребованную продукцию.
3. Разработка инвестиционных проектов и их размещение на официальных информационных площадках для привлечения инвесторов востребованных производств (продукции).
4. Создание законодательной базы в интересах поддержки создания и реализации вышеуказанных проектов, а также всестороннего обеспечения выполнения этих задач.
5. Создание государственных и муниципальных производственных, торговых и других предприятий, удовлетворяющих насущные потребности в стране.
4. Оказание всесторонней помощи инициативным предпринимателям в проектировании, создании новых и развитии существующих предприятий для производства полезных товаров, оказания важных услуг.
Алгоритм действий по управлению экономикой может быть следующим:
1. Сбор и анализ данных о востребованных предпринимателями, организациями и населением товаров в необходимом количестве, установление их характеристик, а также недостатков ранее купленных товаров и требования (пожелания) к ним.
2. Обобщение полученных данных о товарах с разделением их на производимые в районе, регионе, других регионах России или импортируемые (ввозимые из-за рубежа и откуда).
3. Организация разработки и производства необходимых товаров нужного качества с учетом имеющихся возможностей, рентабельности производства и других факторов.
4. Создание и продвижение (доставка) нужной качественной, востребованной национальной продукции на внутреннем и на внешние рынки под соответствующими брендами.
6. Оказание частным предпринимателям помощи в создании и продвижении новых, полезных товаров, решении логистических и других проблем.
5. Организация непрерывного взаимодействия руководителей предприятий между собой и с органами управления экономикой (хозяйствами) страны, региона, района для быстрого разрешения возникающих проблем.
6. Ведение промышленной разведки, импорт необходимой продукции любыми путями.
В современных условиях ведения Россией военных действий, резкого сокращения импорта нужных товаров из-за рубежа, успешное выполнение представленных алгоритмов может быть достигнуто на основе использования автоматизированной системы управления экономикой (далее – АСУ «Экономика»).
В рамках АСУ «Экономика» могут быть созданы подсистемы: промышленности (тяжёлой, средней и лёгкой), торговли, сельского и рыбного хозяйств, логистики, транспорта и дорог, инфраструктурного и жилищного строительства, ЖКХ и отходов, телекоммуникации и рекламы.
АСУ «Экономика» должна интегрировать основных участников экономической деятельности при формировании хозяйственных планов, их выполнении, а также для оперативного разрешения возникающих проблем.
Заключение.
Предлагаемая система управления экономикой должен позволить повысить информированность лиц, принимающих решения (далее – ЛПР) о материальных и других потребностях населения, предприятий и организаций страны, что является основой для принятия правильных решений.
Результатом хозяйственной деятельности ЛПР станет максимально возможное удовлетворение определённых естественных потребностей населения, предприятий и организаций, в т.ч. органов власти страны в материальных, информационных продуктах и услугах.
За счет целесообразной автоматизации управления хозяйственной, в т.ч. торговой деятельностью, нужно снизить уровень конкурентной напряженности между предпринимателями, переведя её в русло здоровой кооперации; а высвобождающиеся от этого ресурсы направить на развитие производств, сопутствующую им науку, образование, природо- и народосбережение.
Свидетельство о публикации №222032901661