Холодный пруд

Я был ещё маленький… Мои родители снимали комнату в частном доме в посёлке Южном. Мама работала на фабрике, отец – на заводе. Меня на неделю сдавали в ясли, домой забирали только на выходные.

Как-то раз в яслях наша группа чем-то провинилась… Нас наказали: каждого заставили взять в руки стульчик, положить на него карандаши и ходить вокруг столов, которые стояли по центру комнаты. На столах была клеёнка, прибитая маленькими гвоздиками к его торцу.
Жестокость наказания заключалась в том, что карандаши падали со стула… Один карандаш упал на пол и у меня. Я наклонился за ним. Поднимая карандаш, я зацепился левой бровью за гвоздь в торце стола. Всё моё лицо в крови. Паника!.. Меня быстро перевязали, и воспитательница на своих плечах понесла меня в больницу.
Помню, как она несла меня мимо пруда. Он показался мне холодным, серым, как осенняя погода. Это был, наверное, 1956-й год.
К счастью гвоздь не повредил глазное яблоко. Он лишь оставил глубокую рану ниже левой бровной дуги… Шрам остался на всю жизнь.

Второй раз я оказался возле этого пруда, когда был уже постарше. Нашу садиковскую группу привели к пруду, и мы гуляли на лужайке. Было сыро, и по траве прыгали маленькие зелёные лягушата. Дети пытались их ловить. И я сделал попытку, но побоялся взять лягушонка в руки.
Пруд был таким же холодным, как при первой нашей встрече…

Жаркое лето 1969 года, 28 июня. Мой отец с тремя заводчанами поехал помочь семье умершего сотрудника в посёлок Южный… Они вырыли могилу. Домой отец не вернулся. Что случилось – никто уже не узнает… Тело отца нашли в этом пруду через несколько дней. Помню, я пришёл домой и увидел деда Корнея. Я очень обрадовался его приезду и радостно побежал к нему:
- Дедушка!..
Дед Корней встретил меня со слезами на глазах:
- Нэма в тэбэ батька, Вовка, – по-украински сказал дед и заплакал.
В семье деда мой отец был долгожданным ребёнком – третьим после двух дочерей. Дед очень хотел сына!..
Что может быть тяжелее, чем хоронить своих детей!..

В октябре 2001 года перед отлётом мамы в США я побывал с ней в Южном: посетили церковь и подъехали к этому пруду. И пруд, и церковь не были такими большими, как казались в детстве. Пруд мрачно встретил нас…

В мае 2010 года я ещё раз приехал к пруду и обошёл его вокруг по берегу. Возможно, это последний раз наши пути пересеклись – последние шаги моего отца (тогда ему было 41 год) и мой маршрут 41 год спустя…

Этот пруд для меня навсегда останется холодным. Он забрал жизнь отца и тайну его гибели…

Фото: Отец, мама и я.
2010г.


Рецензии