Прощание с мамой

21 октября 2001: я и моя жена Лена провожали мою маму в аэропорту «Борисполь». Она улетала в США к моей родной сестре, которая живёт там со своей семьёй. Думали, что мама уезжает в гости на один год...

Оформили документы, попрощались. Мама прошла пограничный контроль, а мы остались перед турникетом – условная граница. Мама подошла к таможне, и её попросили поставить сумку на возвышение для досмотра. Сумка была тяжёлая, и мама не смогла поднять её так высоко. Таможенник продолжал настаивать. Нам нельзя было переходить за турникет, но я подбежал и быстро поставил сумку. Таможенники, пограничники хором: «Нарушение границы, правил!..» Конфликт уладили, вещи отправили в багаж.
Я защитил маму последний раз…

Она подошла к эскалатору и поехала вверх, стоя к нам спиной.
«Мама, мама!..», – закричал я ей вслед и заплакал. Она никак не отреагировала. Может, была расстроена, как и мы, и не хотела показать этого.
Я видел маму последний раз…

Мы решили подождать отлёт самолёта. Попили кофе, потом пошли в другой терминал, откуда был виден её самолёт. Но маму больше не увидели. Самолёт отбуксировали на взлётную полосу, и мы вышли на улицу. Скоро самолёт взлетел, быстро набрал высоту и исчез в облаках.
А мы всё стояли, обнявшись, смотрели вслед и плакали.

2005. Мама хотела вернуться в Харьков…
8 марта мама, Наташа и Серёжа (муж сестры) позвонили нам, мы долго говорили и об этом. Обычный хороший разговор. Только мама спокойно так пожаловалась: «Что-то болит в боку...» У неё часто болела печень, и она постоянно принимала таблетки. Мы всегда серьёзно относились к этой проблеме, но подбадривали маму, уводя её от хандры. Я сказал: «Мама, что за настроение!.. Тебе ещё жить и жить, а ты, как помирать собралась. Здоровья тебе!..».
Я разговаривал с мамой последний раз…

13 марта состояние здоровья мамы резко ухудшилось, и её положили в больницу. Наташа сразу сообщила мне об этом. Потом сестра звонила мне каждый день. Лена в это время была в Москве: помогала дочери – болел внук Саша. Я сообщил им, что моя мама в больнице. Маша и зять Денис предложили мне свою помощь, чтобы я полетел к маме. Я сказал об этом Наташе. Сестра заплакала: «Я скрывала от тебя всю серьёзность болезни… Диагноз врачей: рак печени, ничем помочь нельзя, маме осталось жить несколько дней… Медицина бессильна!.. Ты не успеешь приехать!..»
Несколько дней я не говорил об этом своим в Москве: состояние, когда ты ничем не можешь помочь – очень болезненно… Я готовил их к страшному известию постепенно: «Мама больна сильно, серьёзно, но лечится в хорошей больнице, у хороших врачей…» Они продолжали настаивать на моём отъезде в США, а я слушал их по телефону и плакал от бессилия. Сообщил им всю правду только 26 марта – после дня рождения дочери. Все были очень потрясены: бабушку Катю очень любили и ждали её приезда!..

30 марта 2005 года мама скончалась. После кремации урну с прахом переслали в Харьков: так мама просила Наташу перед смертью.

Я, Лена и Маша приехали в посёлок Высокий, зашли в наш двор... Поставили урну с прахом на скамейку перед крыльцом тёти Любы (подруга мамы, бывшая соседка). Солнце, возле будки наш старенький пёсик Дружок… Пришли соседи, посидели за столом, помянули маму добрым словом… Жизнь у неё была тяжёлая…

Так мама вернулась на Родину… И осталась здесь навсегда.

Захоронил урну в Высоком, у могилы её мамы.
Это мой последний долг маме!..

* * * * * *
Иван Кучин – «Человек в телогрейке» https://www.youtube.com/watch?v=tbfuqFGp2oI
Телогрейка – символ тяжёлой жизни!
На мотив этой песни написал стих о маме…
Текст непростой: размер и количество строк, переходы!.. И я не поэт… Но состояние души – и всё на одном дыхании!
Оригинал текста – 2-й куплет весь; 1-й и 3-й частично; остальной текст мой.
«Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых!..» Илья Резник.
...
МЫ РАССТАЛИСЬ НА ГОД… Прощание с мамой

1. Как далёко-далёко
В США под Нью-Йорком
Фотографию сына
Уронила рука… (сразу переход)
Мы расстались на год,
Три успели прожить!
Если б видеть вперёд,
Было б что изменить!

2. Мать прислала письмо:
«Захворала, сынок,
Знать, готовить бельё
Уж, подходит мне срок.
Только прежде, чем в путь,
Мне хотя бы разок
Перед смертью взглянуть
На тебя, мой сынок…

3. Потеряла покой…
Всё одно: как ты там?
Неужели с тобой
Уж не свидеться нам?
Я б примчалась к тебе,
Да подняться невмочь…
Обещала приехать,
Я хотела приехать!
Но пришла моя ночь…». (сразу переход)

4. В небо взмыл самолёт
И исчез в облаках…
Боже, ты нас прости!
Ну, зачем же мы так? (сразу переход)
Не вернуть всё назад…
Ну, а с этим как жить?
Мама, ты нас прости,
Если можешь простить. (проигрыш)

5. Может счастье не там
Мы искали всегда?
Слово главное «МАТЬ»
Сокращали до «МА».
Что теперь вспоминать,
Если всё позади.
«Мама, мамочка, мать», –
Всё шептать бы, шептать!..

6. Я хотел прилететь,
Но сказала сестра:
«Не успеешь, родной.
Мама очень плоха,
Смерть стоит уж с косой.
Делаю, что могу…
И не сплю я в ночи,
Быть готовым к всему
Нам сказали врачи…» (сразу переход)

7. Где же лучше нам жить,
Мы не знаем ответ:
Где родила нас мать
Или умер наш дед? (сразу переход)
Уезжает родня,
Остаёмся вдвоём.
Может там хорошо,
Но мы здесь и умрём.

8. Здесь могилки родных,
Здесь родительский дом.
Да, мы здесь и умрём,
Но ещё поживём! (сразу переход)
Кто же, если не мы,
На могилки придёт,
Скупо пустит слезу,
Хоть раз в год помянёт.

9. Прилетел самолёт:
Обещала – пришла.
И во двор ты зашла,
Как хотела душа.
Пепел я схоронил:
Это всё, что от нас?
На коленях стоял,
Я молитву читал –
Я прощался сейчас! (сразу переход)

10. Я взглянул в облака,
А вверху – пустота.
«Мама», – выдохнул я,
Покатилась слеза. (сразу переход)
«Видишь, Бог нам не дал,
Ни тебе там, ни мне.
Может это долги
За мирские грехи?». (сразу переход)

11. Не для всех я пою
Слова жизни своей.
За здоровье я пью!
За любовь! Жизнь сильней!..

За родных, что живут!..
Дети, внуки, успех!..
И друзья не сдадут!..
Я ЖИВУ ЛУЧШЕ ВСЕХ!!!

...
Знаешь, был на кладбище, и меня потряс один памятник: чёрный большой камень, а на нём высечено одно слово – «МАМА»… И всё!.. (Из Инета)
...
Фото: Наша мама.
2010г.


Рецензии