Мавзолей Ленина

В 70-е годы во время летних каникул у студентов была возможность заработать. Создавались студенческие строительные отряды. Бойцы ССО работали на стройках по всему Советскому Союзу.

Лето 1973 года… После второго курса ХИРЭ я уехал в далёкий город Тюмень в составе ССО «Ермак-73». Отработав два месяца, мы возвращались в Харьков, радуясь скорой встрече с родным домом. С Тюмени в Москву мы прилетели утром 29 августа. С Москвы до Харькова каждый должен был добираться самостоятельно. Все в тот же день уехали, а я один задержался на сутки: очень хотелось посмотреть Москву и побывать в Мавзолее.

Я сдал вещи в багаж, купил билет на поезд и пошёл бродить по городу, по магазинам. Ночью я вернулся на железнодорожный вокзал и немножко подремал на скамейке в зале ожидания.

30 августа рано утром я приехал к Кремлёвской стене. Колонна желающих посетить Мавзолей начинала формироваться у Вечного огня. Несмотря на ранний час, колонна была уже довольно длинной и быстро увеличивалась.

На мне был стройотрядовский костюм цвета хаки с биркой на груди «Ермак-73» и осенняя куртка нараспашку. В руках на кожаном ремешке – довольно крупный и тяжёлый фотоаппарат «Зенит».

Примерно в 9.00 мы начали медленно двигаться в сторону Мавзолея… Красная площадь жила своей жизнью, было много людей. Реставрировалась Кремлёвская стена: строительные леса, ограждение. Подход к ней был закрыт. Люди в штатском, вероятнее всего – сотрудники КГБ, выполняли свою работу: один из них слегка толкнул меня якобы случайно, позже другой попросил показать фотоаппарат и потребовал сдать его в камеру хранения.

Колонна по два человека двигалась медленно, часто останавливалась. За это время многие перезнакомились, шутили, что-то рассказывали друг другу. Рядом со мной шёл мужчина, впереди – парень в белой рубашке и его жена, военные, женщины и дети 7-10 лет, что меня удивило.

Для посещения Мавзолей открывался в 10.00… Я подошёл к Мавзолею примерно в 11.50. Караул перед входом, вход, налево и потом направо вниз по лестнице. Внизу на площадке – опять направо: передо мной арка-вход в помещение, дверей в ней я тогда не заметил. Ещё с порога впереди на возвышенности я увидел саркофаг с телом Ленина.

Я шагнул вперёд и посмотрел вверх на потолок этой пирамиды. Полумрак соответствовал обстановке, но саркофаг освещён ярко… Красивый мрамор… Над саркофагом из амбразуры-отдушины на входящих направлена труба, будто дуло винтовки, наверное, видеокамера.

Вдруг яркая вспышка озарила мрамор – громкий хлопок!.. Сразу вторая вспышка – хлопок!!!

Я стоял заворожённый!.. Первая мысль: «Как красиво!..»

Люди закричали, кто-то пробежал мимо меня к выходу… Я понял – это были взрывы!!! Сзади с двух сторон от меня откуда-то появились военные. Они начали закрывать двухстворчатые двери, на которые раньше не обращал внимания... Двери закрывались изнутри этого помещения. Я был в шоке и не знал, что делать: оказался помехой – створки дверей сходились на мне… Если сделаю шаг вперёд – останусь в помещении, где был взрыв. Я сделал шаг назад, и двери закрылись перед моим лицом.

Паника!!! Люди бегут по лестнице вверх, кричат!.. Их сдерживают у выхода дежурные офицеры: «Стоять!.. Успокойтесь!..» Я стоял один на нижней площадке у закрытой двери и тоже закричал: «Стоять!.. Стоять!..»

Люди начали успокаиваться. Кто-то плакал…
Внутри Мавзолея на верхней площадке у выхода и на лестнице было человек тридцать. Дежурные офицеры успокаивали, но никого не выпускали. Я поднялся по лестнице к людям. Рыдания, на лицах – ужас… Входная дверь в Мавзолей закрыта… На лестнице увидел парня и его жену, которые в колонне были передо мной. На белой рубашке парня и на моей стройотрядовской куртке, а также на наших лицах было много мелких пятен крови и кусочков, как мясной фарш!.. Под осенней курткой у сердца на бирке «Ермак-73» – обескровленное мясо величиной с ладошку!.. Я наклонился и сбросил его на каменный пол… На остальных людях не было никаких следов взрыва, в колонне они находились за нами.

Примерно через полчаса нас выпустили с Мавзолея, ничего не сказав. Возле часовых нас опять задержали на какое-то время. Недалеко возле Мавзолея стояли испуганные дети, которые в колонне шли впереди… Их лица и одежда были в чужой крови. Взрослых с ними не было.

Красная площадь была оцеплена по периметру плотным кольцом солдат... За солдатами – масса наблюдающих людей… На площади – ни одного человека... Машины скорой помощи одна за другой с воем подъезжали к Мавзолею и сразу же уезжали, никого не забрав: наверное, пострадавших увезли раньше.

Нас отпустили, опять ничего не сказав. Дети остались у Мавзолея. Мы прошлись по пустой площади. Солдаты оцепления пропустили нас…
Я втиснулся в толпу…

В Харькове я внимательно следил за прессой. 2 сентября в одной из газет появилась маленькая заметка на первой странице: «1 сентября лучшие ученики московских школ возложили цветы у Мавзолея Ленина».

Отец моего друга-одноклассника рассказал, что саркофаг Ленина в Мавзолее изготовлен из толстого оргстекла. Оно служит надёжной защитой даже от мощного взрыва: пули, осколки вязнут в нём, не разрывая его.

В начале сентября в институте собрались бойцы ССО «Ермак», чтобы получить заработанные деньги. Я рассказал о происшедшем. Через несколько дней ко мне домой в посёлок Высокий под Харьковом приехал однокурсник Юра Михайленко: мне срочно явиться к ректору!

Срочно – так срочно… Сразу же с ним еду в институт на своём мотоцикле «Ява-350».
Приёмная ректора, ждал недолго… В кабинете ректор и ещё двое мужчин: «Повторите, что вы рассказывали о Мавзолее». Повторил.
«Зачем вы это рассказывали?»
Потому, что был потрясён случившимся: дети, пострадавшие, кровь, сам чуть не пострадал. Находился в закрытом Мавзолее примерно полчаса, но нас не предупреждали о неразглашении информации.
«Хорошо, идите… Надо будет – вызовем.»
Больше никто никуда меня не вызывал.

Через несколько лет на встрече одноклассников я опять рассказал эту историю. Оказалось, один одноклассник тоже был тогда на Красной площади в колонне, в момент взрыва находился примерно в 30 метрах до Мавзолея, слышал глухие взрывы, видел дым из отдушин. Люди на площади подумали, что это связано с ремонтом Кремлёвской стены.

Однажды на одной из лекций по научному коммунизму перед нами выступил старый большевик, который видел Ленина и общался с ним. Он рассказывал и о покушении Каплан на Ленина.

А я, получается, был невольным свидетелем попытки истребить тело Ленина уже в наше время. Это событие стало для меня значимым.
Какая связь времён!..

В Мавзолее я всё же побывал с сыном Серёжей в 1983-м году, когда приезжал с ним в Москву за стройматериалами для ремонта квартиры.

Жизнь продолжается…

...
LENIN SLEEPS – Ленин спит:
http://www.youtube.com/watch?v=FUkdZGeIsZU&feature=related
Теракт в Мавзолее Ленина:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Сколько погибло человек при в мавзолее Ленина в 1973 году:
...
P.S. Записал в 2010 году, поэтому мог ошибиться на 1 день... но не более!
В записи по ссылке выше – ошибка в дате: 30 августа, а не 1 сентября .
31 августа утром был в Харькове, внимательно следил за прессой. 2 сентября в одной из газет появилась маленькая заметка на первой странице: «1 сентября лучшие ученики московских школ возложили цветы у Мавзолея Ленина.»
Был не один взрыв, а два с паузой примерно 1 сек. Потрясения-испуга не было... Был шок, что это вообще могло случиться!.. Действовал правильно и достойно – это я уже позже осознал!..

Фото: Я с сыном на Красной площади в 1983-м.
2010г.


Рецензии