Моя правда о войне...

    (Воспоминания ветерана войны Г, В. Аксенова, жителя с. Уторгош)               
            
 
-Сразу прошу меня извинить, если где-то повторюсь или в чем-то ошибусь, но я хочу рассказать свою правду о войне, о том, что мне запомнилось на всю жизнь и это, наверное, будет мой последний рассказ, так как я болен и фронтовые ранения сильно обострились, осколок от снаряда, что ношу возле сердца по сей день напоминает о себе.
Родился я далеко от здешних мест, под Москвой. Родители были колхозниками. Я ухаживал за лошадьми и меня молодого парня мобилизовали возить раненых. А осень 1941 года была очень холодная. Чтобы хоть как-то спасти молодых солдат, которые не могли самостоятельно двигаться, я обвязывал их соломой, различными тряпками и под свист  снарядов увозил их дальше от фронта, проще сказать из ада. И, конечно, как мы не старались спасти всех , но не всегда это удавалось, привозили и мертвых. Немцы любой ценой стремились взять Москву, в результате мы оказались в оккупации. Мне сильно запомнилась картина, когда через наши села и деревни шла немецкая армия: танки, пушки, мотоциклисты,машины- нескончаемый поток. Казалось: есть ли сила остановить эту армаду? Следом шли тыловые части, выметая из подвалов сельчан скудные запасы. Нас, молодых парней, было много и когда фронт проходил, каждый из нас запасся различным оружием, у меня были две винтовки и пистолет. Мы не считали себя партизанами, а постоянно собирались по 4-5 человек и уходили подальше, километров за 10 от деревни и начинали охоту на немцев. Если ехал грузовик и был полон солдат, то мы их не трогали, у нас просто не было сил их одолеть. А бывает едут на лошадке два солдата, их не пропускали — расстреливали. В дровнях, как правило, были продукты, мы забирали и раздавали людям. В нашей деревне был староста, мы ему все рассказывали и он помогал нам советом и делом.
!942 год. Хоть у фашистов и была велика сила, но уже не гордо маршировали к Москве, а бежали от нее, как от чумы, видимо крепко их там потрепали, да и мы продолжали на них охоту, уже и по грузовикам стреляли, знали, что искать нас в лесу не станут. Как только пришли наши, мне сразу вручили повестку прибыть в военкомат. Собрался я сразу и с удовольствием, пешком через лес в райцентр дошел. Думал сразу на фронт попаду, думал ,что учиться не надо, считал, что у меня есть опыт по уничтожению фрицев, ведь я с десяток отправил их на тот свет. Правда все делали тихо , аккуратно, следов за собой не оставляли, понимали, что любая промашка дорого обойдется не только нам ,но и всей деревне, фашисты с ходу Москву не взяли, а поэтому были злые и церемониться с нами не стали бы, всех бы расстреляли, а деревню сожгли бы.
    На фронт я не попал, построили нас в колонну и пешим строем до Тулы по поселочным дорогам шли, а когда пришли поселили нас в летний барак, а зима была холодная, морозы трескучие стояли .Как выжили, сам удивляюсь. Учили нас строем ходить. Зачем? Сами мы понимали, что на фронте строем не ходят, там драться надо, там помогать друг другу нужно, к сожалению, у командиров был другой взгляд на эти вещи. Когда потеплело погрузили нас в вагоны и повезли к фронту. Долго везли, суток десять, оголодали и ослабли мы. Привезли на станцию, кто-то стал выходить из вагона, а многие нет. Не успели осмотреться началась бомбежка, мы разбежались кто куда, одна бомба угодила в наш вагон, а там были молодые парни, погибли не доехав до фронта. Затем майор собрал всех кто остался жив и повел нас к фронту. Долго шли лесом. Справа и слева стреляют. Понимали мы что это и есть фронт, а у нас  нет оружия, даже лопаток, чем драться будем? А майор одно требует- вперед и вперед. Слышим стрельба позади нас. Мы уже у немцев. И тогда мы в нарушение всех уставов — связали своего командира. Сели в лесу в кружок, прижались друг к другу, чтобы отдохнуть и погреться, ждем солнышка , а как пригрело, пошли назад и майора с собой захватили. Повезло нам, вышли к нашим и поведали о всем. Седой полковник выслушал нас и вздохнул:
   -Понятно куда исчезали наши новобранцы и почему станцию бомбили только тогда, когда пополнение прибывало. Спасибо ребята. Всех накормить, обогреть, пусть отдыхают , сил набирают, а с майором разберемся, он получит свое.
   -На фронте я был пулеметчиком, первым номером. Вторым номером был здоровенный парень с Урала, кузнец. Силища у него была необычайная, как говорят, подковы руками гнул, а вот осторожности, ловкости — нуль. А на фронте не все решалось силой, именно осторожность и ловкость чаще всего решают исход схватки. Помню бой, подняли полк и поперли на немцев без артподготовки. Сколько парней осталось лежать в чистом поле? Мой напарник тоже был ранен тяжело и я тоже. После госпиталя попал в другую часть, в разведроту. Здесь мы уже не ходили в атаки, а чаще ползали по ночам на территорию врага, врали пленных, минировали объекты и выполняли самые разные поручения. Именно в разведке нужна была особая точность, смелость и ловкость. Мы привыкли к этому и в тыл к врагу ходили часто. Правда не всегда ситуация складывалась в нашу пользу, перестрелки были короткие но жестокие. Я ранен был несколько раз. А вот уже в Германии, в канун Победы, опять ранило и как наша рота встречала этот праздник я не знаю — лежал в госпитале без сознания. Врачи спасли меня, спасибо им за это. На этом моя фронтовая биография закончилась, а военная служба нет. Закончил высшее военное училище, стал лейтенантом и продолжил службу. Из колесил весь Союз, женился и затем оказался в Уторгоши, где и живу по сей день.
   К рассказанному следует добавить, что Г. В. Аксенов был награжден орденом Красной звезды, двумя орденами Великой Отечественной войны. двумя медалями за «Отвагу» и медалью «За боевые заслуги».
                2010 год.          


Рецензии