ЭТО БЫЛО, БЫЛО...

 
   ( Воспоминания ветерана войны жителя деревни Верхний Прихон Е. И. Денисова).
  - Все дальше и дальше уходят страшные события нашей юности и молодости, которая пришлась на годы Великой Отечественной войны. Порой кажется, что это было не с нами, что  это просто когда-то  приснился кошмарный сон. Но раны-то и контузии реальные, они напоминают, что это не сон. Все это было, было в действительности.
   Когда началась война, мне было всего 15 лет, я закончил 9 классов Медведской школы. Начались каникулы , мы купались в речке Мшага. День стоял теплый, солнечный. Вдруг слышим со стороны деревни крики. Думали пожар. Прибежали, а оказывается пришла весть о начале войны. Старшее поколение знает, что это такое, бабы в голос ревут, а мужики насупившись молчали. Жизнь сразу иначе закрутилась. Кончилось наше детство. Мужики ушли в армию, а мы, молодь, остались вместо них, но в поле хлеб не пришлось убирать. Через деревню и через поля, луга сперва шли беженцы: люди бежали на восток, гнали с собой скот, затем потянулись наши войска. Над всей округой стоял гул и висело облако пыли, а в небе нагло вели себя фашисты, они расстреливали мирных людей, наших самолетов тем летом мы не видели. Мой отец, Иван Кузьмич, был бухгалтером в сельсовете, болел туберкулезом и его, разумеется, на фронт не взяли, а приказали отвезти архивные документы в Кириши. Запряг он лошадку, усадил нас, детей и женщин на мешки с документами и тронулись, оставив родной дом и все имущество. Через Межник попали мы  в Бедрино, надеялись там отсидеться, а когда наши придут, то вернуться назад домой. Но увы. Немцы продолжали наступать, а наши все пятились. Приехали в Новгород, а затем переправились через Волхов и  оказались в  маленькой деревеньке Обрыво, может сейчас такой уже и нет. Здесь маминой сестре, что была с нами, пришло время рожать. Все подводы двинулись дальше, а нам пришлось задержаться. Нагрянули немцы. Стали разбираться, кто есть кто. Нам приказали вернуться назад. Еще две недели болотами по разбитым лесным дорогам добирались мы до родной деревни, приехали, а ее нет , сожгли. Остался амбар да баня. Стали жить в бане, тесно, а что сделаешь? Наступил голод. Страшное было время. Хлеба нет, картошки тоже. Хорошо корова была, выручала нас, но не было сена .Сухую траву ходили рвать в поле голыми руками, ветки кустов ломали, так и перебивались. В 1942 году немцы издали приказ, который обязывал всех мужчин явиться на принудительные работы, а проще говоря ремонтировать дороги. Работали мы в Грязной Харчевне, возили песок для дороги. Дорога была разбита до основания. Моя лошадка надорвалась и сдохла, пришлось вернуться назад домой. Немного погодя я опять в обоз попал. Дали другую лошадку и отправили в город Старая Русса. Остановились мы в курорте. Мы были внизу, а на втором этаже немцы. Не успели мы осмотреться, как началась бомбежка. Это наши бомбили немцев, но от этого нам было не веселей, так как здание трясло, сыпалась штукатурка и кирпичи. Приподнял голову, а одной стены нет, скорее пополз на улицу, чтобы обломками не придавило. Мы — то уцелели, а наших лошадок посекло, ведь они были на привязи. Не стало обоза, да и немцам было не до нас. Опять вернулся домой.
   1944 год. Приближалось освобождение. Фашисты, согнав всех нас, кто еще был жив, погнали нас, как скот, на станцию в Уторгош и куда бы я попал, не знаю. У моей телеги сломалось колесо, я принялся его чинить. Колонна ушла вперед, мне приказали догонять, как починю. Телегу - то я починил, но догонять не стал, а свернул в лес и там спрятался, а затем снова в деревню ушел, а здесь уже и наши пришли. Повезло. Тех, кого угнали, назад не вернулись, где - то погибли.
   Мне принесли повестку о призыве в армию. Это была мечта каждого парня, мечта отомстить фрицам за все унижения и почувствовать себя взрослым человеком и еще- это быть сытым, ведь три года мы не видели хлеба, не ели обычной каши, а питались грибами да ягодами. Мой вес тогда составлял чуть более 40 килограммов. Когда нас построили, то командир усмехнулся:
   -Так ребята, сперва баня, затем неделю откармливать будем, а уж потом учеба и учеба.
   -А на фронт когда?- спросил я .
   -Успеешь, хлебнешь страха, не переживай.
   После учебы я стал наводчиком тяжелого миномета. Наша батарея находилась рядом с фронтом. Наш расчет- 6 солдат. Минометы тщательно укрывали, чтобы фашисты нас не засекли. Перед атакой мы открывали огонь, передовая, где находились фрицы, тонула в дыму и огне. После боя нам показывали результаты нашего огня, они впечатляли. Я думал, что все время так воевать будем, но фронт есть фронт. Однажды, едва мы прибыли, еще не успев, выкопать окопы, как фашисты нас накрыли минометным огнем- жуть что творилось: всюду взрывы и огонь. Я вжался в землю и лежал ибо знал, что если встанешь и побежишь, то шансов выжить нет. После такого обстрела нашей батареи не стало. Меня подобрали санитары и отправили в госпиталь. Под подобный огонь я попал еще раз уже в конце войны. Это было под Берлином. Лейтенант взял меня и я должен был заступить на пост по охране знамени полка. Все было тихо, все шло к концу войны и это настраивало на мирный лад, однако фашисты порой огрызались. Так получилось и на сей раз. Начался обстрел наших позиций, но мы находились за крепкими стенами и к взрывам отнеслись спокойно, однако на пол легли на всякий случай. И здесь как жахнет, пыль , грохот и сразу тишина. Пыль оседает и мы видим, как напротив нас торчит огромный снаряд и шипит, может взорваться в любую минуту и тогда вместо здания будет огромная воронка, а нас и хоронить не надо будет. Лежим и ждем своей участи. Я не помню сколько минут мы лежали, но шипение прекратилось, стало ясно, что снаряд не взорвется.  На ватных ногах мокрый от пота выскочил из здания, глянул на лейтенанта, а он весь белый и волосы стали такими же белыми, спросил его, что с ним, а он молча достает карманное зеркальце и подает мне мол посмотри на себя. Глянул и не узнал себя, был черноватый, а стал седой, как лунь. Пронесло, живы остались, но оба за несколько минут седыми стали.
   День Победы помню, как сейчас. Стояла теплая погода. Часть стояла на опушке леса. Тишина. И вдруг стрельба. Схватил автомат выскакиваю из укрытия и нечего не пойму, все стреляют кричат и палят в воздух, обнимаются и здесь до меня дошло- Победа. Я тоже весь диск в небо выпустил.
   Закончилась война, фронтовики засобирались домой, а мы, молодежь, продолжили службу. Я оказался в Сталинграде. Как артиллеристу стрелять пришлось  много, но только по праздникам. Салютовали в честь Победы, в память о тех, кто не дождался этого светлого дня.
   Затем была мирная жизнь. Прожил я ее в родной деревне, убирал хлеба, пахал землю, но это уже другой рассказ, другая тема.


Рецензии