Председатель

Фильмы «Председатель» (1-я серия) и «Быть человеком» (2-я серия).
1947 год… Бывший фронтовик, инвалид Егор Трубников (Михаил Ульянов) возвращается в родную деревню. Хозяйство разорено, деревня обнищала до крайности, на колхозной работе заняты одни женщины – оставшиеся в живых мужчины подались на заработки в город. Егор – сложный, страстный и беспредельно честный человек…

Этот фильм – веха в моей жизни. Мой дед Корней Игнатьевич был председателем колхоза до и после войны... таким же преданным... В обкоме инструктировали проверяющих колхоз: «Поосторожней с председателем – крут характером!..» Колхоз был всегда в передовиках, но поднимался не так быстро, как в кино... Трудно было, а люди и сейчас вспоминают деда добрым словом!..

Помню...
Плуг, серп, сеялки с железными сиденьями...
Бригады, МТС (механизированная тракторная станция), трудодни...
Сельрада, телефон с ручкой динамы, запах махорки...
Клуб, кино, библиотека...
Гармонь, танцы, песни...
Стога соломы, ток – ныряние, плаванье в зерне, как в воде...
Пыль, пруд, рыбалка...
Пасека, пчелы, мёд...
Молоко, сливки от сепаратора, вершки, масло в погребе...
Велик под рамой, на раме, на седле...
Жара, жужжание мухи, гул пчёл...
Потресканная дорога, шелкопряды, коконы, шелковица...
Запах после дождя...
Силос, навоз, парники...
Мычание, кукареканье, чириканье днём...
Лошади, коровы, телята, жеребята...
Конюшня, волы, ярмо, телеги, хомуты...
Кукуруза, скошенный горох возле коровника – можно греться вечером, зарывшись в него, и есть горошины, разламывая сладкие стручки...
Одинокий звук трактора, мотоцикла на фоне вечерней тишины...
Ночная тишь!..
Керосинка, столбы, «когти» электрика, электричество только во время дойки...

К осени в поле всё исчезает, успокаивается, сереет – убирается урожай... Летние каникулы заканчиваются, надо уезжать домой... Горькое расставание с родными стариками... до следующей встречи. Грустно...
Зимой всё более бесцветно и холодно...
...
* Зерно – самое высшее начальство…
* Мой отчёт – у Вас в хлевах, мой отчёт – у Вас в закромах…
* Будем, как говорится, насмерть, вместе, до коммунизма!..
* Что б ни случилось – мы бойцы!..
* Вели вывесить траурные флаги!.. Да, флаги! Государственный человек умер!.. Принимай парад, Прасковья!!!
...
Мой дедушка: Цехмистро Корней Игнатьевич 12.09.1898–17.11.1989 =91
Был председателем колхоза до войны, во время войны и после войны.
До войны был награжден Золотой медалью за достижения в сельском хозяйстве: колхоз всегда был одним из лучших в Харьковской области.
Во время ВОВ в армию не призывался, в боевых действиях не участвовал, но являлся участником войны как председатель колхоза.

Во время оккупации был взят в плен. В плену при нём был партийный билет и Золотая медаль, за что однажды чуть не поплатился жизнью.
Корней Игнатьевич выделялся среди людей: крупного телосложения, с усами – был похож на Тараса Шевченко (поэт, художник, прозаик, этнограф). Возможно из-за приметной внешности, полицейский вызвал его из толпы пленных на обыск.

Дедушка рассказывал:
«Полицейский завёл меня в маленькую комнату, в которой абсолютно ничего нет – пол и стены. Личный обыск сверху: воротник, рукава пиджака и ниже… А медаль и партбилет были у меня в кармане брюк!.. В это время зашёл немец и вызвал полицая к себе. Стою один!.. Партбилет и медаль деть некуда!!! Быстро засунул под пиджак и зажал под мышкой. Через минуту полицейский вернулся, я стою еле живой: руки чуть в стороны… Начнёт обыск сначала – найдёт, и расстреляют! Но он продолжил обыск ниже, проверил карманы, ничего не нашёл и отправил меня к пленным. Вечером я уединился, выкопал ямку и закопал партбилет и медаль. Позже, перед отправкой пленных в Германию, мне удалось бежать из плена. И здесь схожесть с Тарасом Шевченко помогла. Немецкий солдат шепнул: «Будут всех гнать к вагонам – ты беги в другую сторону, а я сделаю вид, что догоняю тебя». Я убежал…
Скоро пришли наши. И опять работа в колхозе с утра до ночи: армию надо кормить!.. А за партбилет меня исключили из партии, но потом восстановили. За всю мою жизнь ещё два раза исключали и восстанавливали... И дом горел два раза... Тяжелая была жизнь, и опасная, хоть и в тылу.»

Мой отец: Цехмистро Александр Корнеевич 29.02.1928–28.06.1969 =41
Оккупация Харькова армией III Рейха во время Великой Отечественной войны: 24 октября 1941 и продлившаяся с перерывами до – 23 августа 1943 года.
Моего отца не призывали, он не воевал, но чуть не погиб во время оккупации.
Немецкие солдаты, которые расположились в селе, хотели зарезать нашего поросёнка. Бабушка начала просить солдат, и один из них оттолкнул её. Отец ударил солдата, тот упал на землю, вскочил и побежал в дом за автоматом. То, что автомата не было рядом, спасло жизнь. Отец перепрыгнул через изгородь и побежал, петляя, в подсолнухи. Когда затрещала очередь автомата, отец был уже далеко… Потом перепрятывался у односельчан.

Мой дядя: Ланин Николай Николаевич 20.08.1923–26.02.2011 =87
Участник ВОВ, участник боевых действий.
После войны служил в Германии. Однажды прогуливался возле военного городка: в шинели, без оружия. Из леса выскочили несколько немецких малолетних подростков с автоматами. Несколько секунд замешательства – и автоматная очередь в упор! Но ни одна пуля не зацепила, даже ни одной царапины. А вся шинель в дырках от пуль: пули попали в рукава, под мышками возле груди, между ногами… Удача!..

Аудио:
3D звуки* – Село 14:29
Марк Бернес* – Враги сожгли родную хату (Прасковья, ст. М.Исаковского) 3:05
Лидия Русланова, Л.Комлев (баян)* – Валенки 1:57
к/ф Свадьба с приданым* – Куплеты Курочкина 1:55
Людмила Зыкина* – Хлеб всему голова 3:49
Братья Краснопёровы* – Скажи, председатель 3:22

Фото: Дедушка Корней, бабушка Мария и мой отец.
2010г.


Рецензии