Надо мной безоблачное небо

По церковным канонам девятый день после Пасхи – Радоница, Красная Горка – поминовение усопших. Но в 60-тые годы люди приходили к могилкам не на Радоницу, а на Пасху. На гробничках, крестах, памятниках оставляли поминальные гостинцы – пасхальные яйца, конфеты, печенье, куличи, которые называли просто паска. Всё аккуратно выкладывали на чистые бумажки, салфетки, тарелочки, чтобы любой прохожий мог забрать это. В этот день на кладбища приходили нищие, старцы, юродивые и дети.

Пасхальный праздничный день чаще всего был тёплым. Я тоже бегал с друзьями на кладбище. Там с утра было много людей. Кто-то причитал над могилкой. Кто-то наводил порядок, выгребая прошлогодние листья и траву, посыпая песком внутри оградки, если не успел сделать это заранее.

Дети везде оставались детьми. Их азарт побеждал атмосферу кладбища. Мы весело бегали между оградками и собирали поминальные гостинцы. Сумок дети не носили. Всё складывали за пазуху и ходили с оттопыренными майками. Щедрые везунчики высыпали собранное на траву, выбирая себе лучшее, а остальное отдавали другим. А кто-то снимал майку, завязывал её лямки на узел и пользовался этим как торбой.

Не надо забывать, какие это были годы: прошло только лет пятнадцать после войны. Тогда большинство детей не были избалованы сладостями.

Один мальчишка привёл меня к могилкам своих предков. Я тогда по-детски испытал чувство досады: у него есть могилки, а у меня – нет!.. Со мной были дедушки, бабушки, отец, мама, родственники. Все были живы-здоровы. Я не понимал тогда, что это есть моё главное богатство. Где захоронены родственники моих предков, мы не знали: революция, нищета, войны стёрли всё…

Первым из близких людей в небо ушёл мой отец, и меня стали называть сиротой.

Отец погиб летом 1969 года, я только закончил 8-й класс. Об отце, к сожалению, не только светлые воспоминания. Он пил, были частые скандалы в семье. Но стресс у меня после его смерти был на долгие годы. Может быть, ещё и потому, что я любил деда Корнея и видел, как он переживает потерю своего сына.

Время неумолимо шло вперёд. Оно приносило не только радость новых встреч, но и горечь расставаний.

Вспоминая ушедших в мир иной родственников, я начал понимать: они были не просто рядом, они были как бы надо мной!.. Своим существованием они уже помогали мне… Они охраняли меня!..

В мае 2010 года я приехал на электричке в посёлок Высокий. Сразу же пошёл на старый пруд, где в детстве летом мы проводили свои лучшие дни. Пруд казался каким-то чужим… Я стоял на берегу… Спокойная вода, как зеркало, отражала голубое солнечное небо.

Почему-то я вспомнил всех, кто был когда-то надо мной, кто прямо или косвенно повлиял на ход моей жизни...

Я вспомнил всех, кто охранял меня…
Теперь я охраняю их могилки.

Подо мной у ног моих – небо в воде… Небо между мной и космосом…

Мы часто задумываемся о смысле жизни… Жизнь заканчивается смертью. Так может быть, смерть – это и есть смысл жизни?..
Но тогда: в чём смысл смерти?..

Надо мной никого нет…
Надо мной безоблачное небо…

Может, они ждут меня Там?..

...
Фото: Алушта, 2008г.
2010г.


Рецензии