Дары Нижегородского края

Осень. Фейерверк всех оттенков жёлтого, оранжевого, багряного! Ещё тепло и солнце играет лучами на всём великолепии осеннего наряда земли-матушки. В воздухе витают  ароматы созревших яблок, терпкие ноты бархатцев, календулы. Летят, поблескивая, паутинки бабьего лета. И понимаешь, что не за горами и первые заморозки, а так не хочется верить в это! Но время неумолимо и вот, проснувшись, видишь лёгкую изморозь на земле и на крыше баньки. Яркое солнце быстро расправляется с ней и к обеду разогревает так, что радуешься синеве небес и золоту листьев. Летит, кружась, лимонный с лёгким румянцем  кленовый лист к моим ногам. А вот и ещё один уже лежит на траве. Как пройти мимо такой красоты? Люди, радуясь таким краскам в листьях, собирают осенние букеты и я одна из них!  Ребятишки, проходя по нашему переулку. подбирают опавшие жёлуди и рассовывают их по карманам. Улыбаюсь и вспоминаю своё детство - они тоже были "нашим богатством"!  После первых заморозков заканчивается грибной сезон, но ещё несут из леса корзинки с брусникой. Она насыщенного красного цвета - глаз не отвести! У реки алеют грозди калины и уже в ягодах теряется горечь. С утра слышен гомон - это наслаждаются вкусной ягодой рябины птицы, готовясь к зимним холодам.
  Как же удивительно красивы букетики брусники, рябины и калины! Смотря на них, наши же мастерицы росписи по дереву в городах Семенов и Городец черпают  вдохновение для своих фантастических узоров. Но есть в наших краях и ещё одна ягода - это клюква. Её тоже любят рисовать народные умельцы.  В поймах наших рек есть и болотистые места. Каждый год я вижу, как после первых заморозков на местном рынке появляется в продаже клюква.
- Цены, конечно, кусаются! - говорю я знакомой женщине, кивая на корзины с ягодами клюквы.
- Ох, милая, да ведь собрать ягоду-то  сколько труда надо! - отвечает она мне.
 Немного помолчав, она вдруг предлагает мне съездить с группой женщин за клюквой. Я с радостью соглашаюсь. Клавдия пояснила мне что брать с собой и просила не опаздывать, а то автобус ждать не будет.
- Сама ехать туда не вздумай! Только Семёновна знает тропы в болоте и будем её слушаться. Не то и заблудиться можно там и загинуть.
Вздрогнув, я пообещала не опоздать на автобус. С вечера приготовила всё необходимое. Утро же опять было с лёгкой изморозью. Управившись с хозяйством и предупредив детей, чтобы встретили и привели домой корову( хотя моя Зорька и сама хорошо знала дорогу), я ушла на автостанцию. Меня всегда влекло неизведанное. Болот я не видела, но много читала о них и, конечно, побаивалась. Пришла вовремя. Женщины были в сборе. Познакомилась со всеми.
- Ты, девушка, держись Клавдии! - строго сказала мне сухонькая, маленького роста пожилая женщина.
 - Я присмотрю за ней, Семёновна.  - ответила ей Клавдия.
 Мне всегда было интересно слушать местных жителей. У них интересный говорок. Беседы здесь ведут неспешно, прибавляя к  словам  "то" и к утверждению "да" букву "к". Иногда слышала и такие слова, что просила объяснить их значение!
 Подошёл автобус и мы поехали.
- День будет ясный! - сказала мне соседка бабушка Зоя.
 "Хорошо, а то ведь всё в инее. И руки мёрзнуть будут." - подумала я. Ехали мы минут сорок. В этих местах я не бывала. Вышли на остановке. Автобус, фыркнув, поехал дальше, а женщины гуськом за предводительницей Семёновной устремились в лес. Замыкала шествие я. В лесу шли по тропке. Впереди посветлело и, видимо, вышли мы к болоту. Семёновна остановилась, пересчитала всех и, ещё раз  обратясь ко всем, сказала:
 - Поведу по тропе меж кочек. За мной идите нога в ногу! Да глядите по сторонам - на палках тряпки висят - это обозначает, как назад идти к дороге. Перекликайтесь почаще, чтобы друг дружку не потерять! Пошли! - и, повернувшись к болоту, махнула рукой.
  Под ногами хлюпало. Мои резиновые сапоги холодили ноги. Я же старалась смотреть под ноги Клавдии, чтобы не наступить мимо тропы. Шли минут двадцать и я от напряжения немного волновалась.
 - Клава, смотри за новенькой-то! - прокричала Семёновна.
 - Дак рядом идёт-то! - ответила  моя соседка.
 "Какие внимательные  женщины."  - думала я, слушая их переговоры.
 - Ну вот и пришли. Расходитесь так, чтобы видеть друг друга! Перекликайтесь почаще! - дала указание Семёновна и ушла в сторону.
 Я же, смотря на то, как расходятся женщины, растерялась. " Куда идти? И где эта клюква?" - думала я.
 Выручила Клавдия.
 - Я вот сюда пойду, а ты пройди метра три-четыре от меня, становись и собирай ягоду. Да поглядывай - чтобы меня было видно! - сказала она мне.
  Я отошла примерно на столько, как она сказала и боязливо шагнула. Под ногами хлюпнуло, но увидев, что соседка нагнулась и, наверно, собирает ягоду, я осмотрелась. Изморозь красивым узором лежала на кочках. Нагнувшись, я заметила клюкву. Тёмно-розовые ягоды были холодные и мокрые.  "Вот и первые ягоды в моём ведёрке!" - улыбнулась я.
 Так ягодка за ягодкой и заполнилось его донышко. Я слышала, как перекликались между собой женщины, отвечала им и поглядывала на склонённую фигурку Клавдии. А тем временем солнце выглянуло из-за верхушек ближайших деревьев. Стало теплеть с каждым часом и изморозь превращалась в прозрачные и поблёскивающие в лучах солнца капельки воды. Я так увлеклась сбором, что вздрогнула, когда приподняв голову от кочек, увидела, что над болотом уже приподнялась дымка,  освещённая сверху солнцем. Это тут же вызвало во мне чувство одиночества и тревоги, как будто я попала в неведомый мир. Я окликнула Клавдию. Она тут же ответила и я, успокоившись, продолжила сбор  ягод.  Часа через два дымка вдруг исчезла и я увидела, что остальные женщины недалеко от меня. Время от времени они окликали друг друга.
 - Выбирай ягоду  крупную! - кричит мне Клавдия.
 - Хорошо! - отвечаю я ей.
 Чувствую, что уже устаю, а присесть тут и не на что. Солнце стоит прямо над нами. "Вот уже и припекает!"  - констатирую я и понимаю, что к усталости добавляется головокружение. "Пора перекусить!" - решаю я. Несколько минут заняла еда и вот я снова в строю! Ведёрко полнится. "Всё же я молодец! Литров двенадцать будет у меня!" - хвалю я себя и стараюсь, собираю клюкву. "Зима у нас долгая и запасы пригодятся!" - вспоминаю слова соседки.  Время к трём часам дня и у меня очень кружится голова.
 - Выходим! Выходим! - слышу зов женщин.
 Обвязываю ведро чистым платком, чтобы ненароком не просыпать клюкву и выхожу к соседке. Клавдия осматривает меня и участливо спрашивает:
 - Небось голова-то кружится?
 - Да, ещё и подташнивает - отвечаю ей.
 - Это с непривычки. - успокаивает она меня.
 - Идём! Идём! Не отставайте! - командует Семёновна.
 И тут я замечаю, что у большинства женщин по две полнёхонькие корзинки! "Вот какие шустрые!" -  восхищаюсь ими я.  Иду за женщинами и удивляюсь - все в возрасте, а ведь как бодро шагают!
 - Не отставай! Тут узкая тропа! Увязнуть можно! - кричит мне Клавдия.
 Стараюсь догнать её, но ноги как ватные. Наконец выходим к лесу и идём по тропе к дороге.  Спешим, ведь автобус ждать не будет! Вот и остановка. Стою и понимаю, что если сяду на землю, то встать будет очень тяжело. Автобус пришёл вовремя. Я вошла в салон последней, но место мне нашлось, чему я была очень рада. Вот уже и  автостанция. Поблагодарив спутниц, я вышла из салона. Ноги отдохнули за время езды и мне хватило сил дойти до дома. А там валюсь от усталости и от головной боли. Испуганный моим состоянием, муж вызвал скорую помощь. Оказалось, что к усталости прибавилось и очень высокое кровяное давление.
 - Не советую я Вам ходить за клюквой. Там испарения из болота, а Вы столько часов работали в наклонку. - предупредил фельдшер.
 - Спасибо большое! После этого вряд ли у меня появится такое желание. - тихо ответила я.
  Сколько уж времени прошло, но когда вижу ягоды клюквы, сразу вспоминается мне мой поход!


Рецензии