Медицина и Физиология - система Человек

                1.    Медицина, Физиология и Скороходов

    До окончания университета, и сам я, и окружавшие меня родственники и знакомые, были молоды и здоровы,  поэтому медицина нас не касалась и не интересовала. На кафедру Физиологии попал по распределению, как физик-экспериментатор  (радиоэлектроника).
    И даже после того, как я прослушал курс физиологии, и понял, что Физиология - это  “с т е р ж е н ь “  медицины,  сами они (и медицина и физиология) меня интересовала только с технической точки зрения. 
    А если я заболею (как я рассуждал в те времена) то логично обратиться к соответствующим специалистам, и они окажут мне квалифицированную помощь  в полном объёме. Ведь они для этого и учатся  5-6 лет, да и практику проходят. Не мне же туда неучу нос совать.  “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад,” …
    Но жизнь распорядилась иначе…
Ещё во время преддипломной практики (на кафедре физиологии) я прошёл  “курс шоковой коррекции” своего мировоззрения, серьёзно изменивший моё мнение и отношение к медицине...
   
                2.   Шок номер 1
   
    Как-то, в конце рабочего дня, когда мы вчетвером обсуждали результаты эксперимента, в комнату влетел средних лет мужчина "преинтеллигентнейшего" вида, по колена в соплях.
- Мужики, помогите, насморк замучил…
   Как оказалось,  это был хорошо известный на кафедре, бывший однокурсник моего руководителя, поэтому все бурно начали ему давать советы…
    Когда он ушёл и все разошлись, я спросил у шефа
Энно, почему он к нам-то пришёл? Ведь у нас на кафедре “обитают”  только теоретики, порой ничего не знающие о  последних разработках  с о в р е м е н н ы х  лекарств.  Почему он не обратился к практикующему врачу, например, к участковому?
    Шеф задумался на момент, а потом, глубоко вздохнув, тихо промолвил:
Так он и есть тот самый участковый врач…
    Это и был для меня “шок номер “1” (!), заставивший  задуматься: 
 Сможет ли мне помочь специалист-медик, тем более “в полном объёме”, если он со своим насморком  справиться не может?

       После описанного случая  я стал внимательнее присматриваться к коллегам и оказалось:
Старший преподаватель по системе питания и диете, страдает изжогой, постоянно пьёт соду, и уже много лет не может от неё избавиться (неизлечимо болен)…
Преподаватель по физической подготовке (доктор медицинских наук) сам в прошлом успешный штангист, много лет страдает  от радикулита, и тоже не может вылечиться, тоже неизлечимо болен…
И т.д…
   Короче, оказалось что подобная ситуация далеко не редкость. Прекрасные специалисты,  “успешно” лечащие и обучающие лечению   д р у г и х , нередко сами себя вылечить не могут (неизлечимо больны).
А что тогда делать простому обывателю к кому обращаться? Тем более, что количество неизлечимых болезней неуклонно растёт…

                3.     Шок помер 2
   
    Логично предположить, что неизлечимость болезней возникает тогда, когда не там лечат, не то лечат или не тем лечат. Но изначальная  причина оказалась несколько  в другом…
 Во время очередного эксперимента я спросил у шефа:
А чем “занимается” 12-ти перстная кишка в организме (которую мы исследовали)?
Перевариванием пищи…
Так пищу же должен переваривать желудок!
И желудок тоже. Желудок переваривает посредством кислот, только продукты расщепляемые  кислотами, а 12-ти перстная кишка занимается продуктами, требующими щелочной обработки.
Значит для лучшего усвоения полезно  р а з д е л я т ь  продукты, как советуют сторонники раздельного питания?
Выходит так!
Тогда почему в лекциях по диетологии вы об этом умалчиваета? А порой  выступаете даже против них?
В лекциях мы должны читать и толковать только то,   ч т о   н а п и с а н о    в    у ч е б н и к е !
    Это был для меня  “шок номер 2”! Значит за пределы учебника выход медикам закрыт?!    Им как лошадям с шорами запрещено смотреть  по сторонам. А может именно там, за шорами, за пределами официального учебника,  как раз и лежит искомое исцеление?
Почему же они так покорно позволяют себя зашорить-ограничить?

    Оказывается, дело в том, что если врач   о т с т у п и т  от рекомендаций официального учебника или рецептуры, и при этом не вылечит пациента, его могут привлечь к  ответственности, и даже уголовной, и даже посадить! А вот если он ничего не нарушит, но при этом даже   и с к а л е ч и т   человека, то ему ничего не будет!
Например, реальный случай. К врачу обратился “старичок с палочкой”, мол ножка заболела, желательно подлечить.
Нет проблем! - сказал доктор, и сделал укол.
   Нога действительно болеть перестала, но при этом  о б е  ноги  о т н я л и с ь. На следующий приём дети его принесли уже на носилках.
Да, - сказал доктор, неприятная история. Но причина теперь уже не в ноге и не во мне! Я сделал всё, что  положено. (С меня и взятки гладки).  А это побочный эффект! Причина теперь  уже не в ноге,  а в позвоночнике! И обращаться теперь вам нужно уже не ко мне, а к  вертеброневрологу (специалисту по позвоночнику)...
    Вот так! Пациент пришёл на приём на своих ногах, а после приёма оказался вообще  без ног,  неходячим калекой.   Очевидно, что    и с к а л е ч и л  его доктор!  Но он же действовал строго по учебнику! Поэтому никто его не осудит, и не накажет…
    NB!
     Действовать в  р а м к а х  учебника - это наипервейшая  охранная статья  безопасности медицинского работника!  Шоры на глазах - это их главный   о б е р е г !
        В отличие от медиков,  никого лечить, кроме себя, я  не собираюсь, “оберег” в виде шор мне не нужен, поэтому я без каких-либо угрызений совести отправился  “налево”,  за пределы учебника физиологии, в медицины Китая и Индии, которые западная медицина считает ненаучными.

                4.  Принципы, цели  и правила обучения

     Думаю подробно описывать все мои похождения “налево”, нет никакой необходимости. Это будет долго, нудно  и неинтересно. Поэтому,  несколько забегая вперёд, сразу доложу   к о н е ч н ы й   результат, а затем, на конкретных примерах, поясню в чём дело…
     Причина медицинских неудач начинается и кроется, прежде всего, в неправильном преподавании. По сравнению с точными и техническими науками, в медицине нарушены все (возможные)  принципы и правила обучения. И в первую очередь принцип-путь  “От общего к частному”.

                5.  От общего к частному   

     В принципе известны 2 пути познания: от частного к общему, и от общего к частному.
     Метод “от частного к общему” обычно используется   и с с л е д о в а т е л я м и    в поисках   о б щ и х   законов природы. Для этого, известные   ч а с т н ы е   данные объединяют (например, в таблицы) и на их основе выводят некие  о б щ и е   “закономерности” (законы, принципы, правила).
     А затем, уже посредством  о б щ и х  “закономерностей”, методом “от общего к частному” толкуют частные явления…
   Так, например, поступил исследователь  Д.И.Менделеев. Он, как известно, данные химических элементов  много лет (порядка 20-ти) собирал в единую таблицу, и выявил периодический закон, утверждающий,  что с ростом атомной массы, химические свойства элементом меняются не монотонно, а периодически…
 Здесь он шёл путём от частного к общему…
    Но после этого, уже в процессе обучения, студентам нет никакого смысла идти опять 20 лет путем Менделеева (от частного к общему), чтобы  заново открывать Периодический закон. Это даже ёжику понятно! Зачем терять 20 лет, когда сразу можно взять готовую таблицу, и, на базе уже известного периодического закона,  продвигаться дальше - сразу уточнять “частные” особенности химических элементов! (методом от общего к частному)!
    В точных и прикладных (технических) науках такого правила придерживаются довольно строго! Исследования осуществляют путем от частного к общему, а обучение - от общего к частному. По крайней мере нарушений этого правила я не встречал.
     А вот в биологии и медицине его нарушают сплошь и рядом!
     По этому вопросу, в интернете встретил прекрасную статью “От общего к частному или от частного к общему. Как строить программу по предмету”
    Очень рекомендую прочитать. Я же приведу только вступительный тезис.
“Я не слишком хорошо знаю, как построены программы по другим предметам, но в программе по биологии меня всегда раздражало, что первые три года её изучения это бесконечное множество частностей, которые непонятно к чему относятся, а заучивать надо. Может быть, в других предметах тоже такое есть. Думаю, что начинать надо с того, что в этом предмете действительно важно. Тогда у детей будет мотивация изучать биологию по три часа в неделю в течение шести лет.”
    Полностью согласен с авторшей!  При обучении  “по другим предметам”, да в других науках  применяют и другие методы…
   
                6.   Китайское обучение               
   
   В Китае, с глубокой древности, широко распространено учение об энергетических каналах. О нём в интернете имеется много прекрасного материала, где каждый желающий может узнать о нём всё, что пожелает. А для нашей темы достаточно кратко рассмотреть непосредственно  п р о ц е с с  обучения.

    Во-первых, в самом начале обучения,  обычно приводится   о б щ а я   картина каналов всего человека   ц е л и к о м ,  с изображением  в с е х  каналов (рис.1) .  Она может включать вид спереди, сзади, сбоку, а также  отдельных частей тела в увеличенном виде… 
    Затем даётся   п о л н ы й   перечень каналов,  с  указанием за какие органы или функции в организме они отвечают, а также    п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   их активности в суточном круге. И непременно указывается главный    п р и н ц и п   их взаимодействия (Инь-Янь)...
 Отсюда однозначно, для любого органа,  можно определить:
 откуда, по какому каналу,  болезнь в орган прибыла и проявилась,
в каком канале, органе или функции скрывается  неявная  п р и ч и н а ,  источник,  корень  болезни,
куда она затем направиться…

    Затем, уже в самих каналах, чётко определены роль, задача и функция канала, и направление течения энергии (Ци) от точки к точке. В таком случае, о боли в каждой точке, тоже известно откуда в неё  боль “прибыла”, почему генерирует болезненность, и куда пойдёт дольше…
   И только после этого переходят непосредственно к массажу точек.
   Налицо чёткий,   с и с т е м н ы й   подход познания (обучения, толкования) методом “от общего к частному”…

                6.   Индийское обучение       
 
     Точно таким же путём, от общего к частному, происходит обучение и системам чакр в индийской философии.
    В основу учения  положена   с и с т е м а  чакр, приведённая на рис.2,  из “Чакры и каналы. Индийская философия” (http://www.kuchipudi.narod.ru/chakra_r.htm).    На ней приведена   п о л н а я  картина системы -  все семь чакр; чётко определено и закреплено их расположение по вертикали Иерархии;  а также их  взаимная связь по вертикали: по трём вертикальным каналам (Нади): Ида Нади (левый),  Пингала Нади (правый) и  Сушумна Нади (центральный)…
   Затем уточняется, что сверху вниз, осуществляется   у п р а в л е н и е  системой, а снизу вверх - её   р а з в и т и е …
     И только после этого описываются функции самих чакр и вертикальных каналов…

                7.       А как всё это выглядит в Физиологии
 
    А теперь, для сравнения, посмотрим на последовательность обучения в области Физиологии. Для этого достаточно заглянуть в оглавление учебников, например, в учебник: Н.А. Агаджанян, В.М.Смирнов, “Нормальная Физиология”, предназначенного для студентов медицинских вузов. (имеется в интернете).
    В нём, во введении, в качестве эпиграфа, приводятся многообещающие слова К.Бернара  “Физиология - это научный стержень, на котором держатся все медицинские науки.”
   Естественно после такого однозначного  вводного намёка, логично ожидать  увидеть,  в первой же  главе,  некую   о б щ у ю   картину, таблицу  или   описание, в которых отображён обещанный “стержень”,  а вокруг него - “все медицинские науки” или хотя бы основные из них.  А также  растолковано каким образом они на нём “держатся”, в смысле как с ним связаны и взаимодействуют…
   Однако  в реальности ничего обещанного там  нет!  Первая глава называется “Физиология   к л е т к и”! А затем  процесс изучения направляется   в н у т р ь  клетки, в химические процессы внутри её, механизмы транспорта, раздражители, нервные механизмы регуляции и т.д. 
   А где же система-стержень ? Где науки, которые за него держатся?
На них нет даже намёка!
   В реальности Физиология представляет собой набор   н е з а в и с и м ы х ,   никаким “стержнем” не связанных, а порой и вообще оторванных  друг от друга систем!  (Хотя, по отдельности, и неплохо изученных) …
    Ситуация напоминает состояние химии до появления в ней  Д.И.Менделеева. Отдельные химические элементы  были хорошо известны и изучены, но представляли собой некий набор  н е з а в и с и м ы х    компонентов (будущей таблицы Менделеева).
    Когда Дмитрий Иванович сумел объединить их в систему, выяснились не только принципы их  с в я з и ,  но и целый ряд других закономерностей…
     Теоретически здесь просматривается очень привлекательная идея - отдельные медицинские “науки”  объединить в общую “Систему Человека”!
    Очень вероятно, что тогда реализуется возможность обучать физиологии методом “от общего к частному, и на общей картине вскроются ряд проблем и упущений Физиологии и Медицины.

                8.       По логике вещей

    В первом приближении, это можно представить в виде набора рисунков 3-9.
Рисунки самих систем взяты из открытых источников интернета, а крупные стрелки между системами символизируют функции связи и направление движения питательных веществ…   
    Из представленных рисунков нетрудно,  в общих чертах  и образно, понять как система “Человек” функционирует...
    Система Питания (рис.3), это своего рода “кухня” организма. Хотя она называется системой “питания”, но сама  лично никого не питает, а только  п о д г о т а в л и в а е т  пищу, и направляет питательные вещества  в Кровеносную систему (рис.5). Туда же  система Дыхания (рис.4)  поставляет кислород…
    Насыщенная питательными веществами и кислородом кровь переносит их в межтканевую жидкость органов (рис, 5-6), в которой осуществляется питание    к л е т о к    органов…
   Здесь важно подчеркнуть  (что явно следует из общей картины) что кровь, строго говоря, ни в какие органы,  ни в клетки органов, ни в кости, ни в хрящи… и вообще никуда   с а м а  лично  не поступает, и никого  с а м а  “лично” тоже не питает и не очищает, как об этом принято “сжато”писать!  Она  только  п е р е н о с и т   питательные вещества и кислород в  межтканевую жидкость органов, и всё! А дальше   клетки органов,  питаются уже совершенно самостоятельно, извлекая питательные вещества из межклеточной жидкости…
 А  очисткой межклеточной жидкости занимается лимфатическая система (а не кровь)!   
     Образно говоря, жизнь клеток в межклеточной жидкости подобна жизни рыбок в  аквариуме. Туда, в воду, им бросают корм (питание),  а они питаются самостоятельно. С другой стороны, они туда же (в воду) “писают” и “какают”, чем её постоянно загрязняют! Поэтому воду аквариума (среду их обитания)   нужно постоянно  очищать! Иначе может накопиться столько грязи (экскрементов и прочих продуктов их жизнедеятельности) что рыбки в “грязи” даже свой корм не найдут, и… перемрут от голода…

    Точно также обстоит дело и с клетками (рис.5-6)...
    Из межтканевой жидкости они получают питательные вещества, туда же  “писают” и “какают”.  Поэтому межтканевую жидкость требуется постоянно   о ч и щ а т ь . Для этого, часть (грязной) тканевой жидкости, через стенки лимфатических сосудов поступает в лимфатическую систему и отводится.  Образно говоря, лимфатическая система - это “система канализации” организма…
     К тому же, на перекрёстках лимфатических каналов образуются узлы, которые  представляют собой центры по борьбе с вирусами, бактериями, грибками и прочими возбудителями болезней.  Поэтому, по некоторым данным,  в лимфатической системе сосредоточено до (70-80)%  от всех  средств иммунной защиты…
    ( Справедливости ради стоит отметить, что борьба с болезнетворной “фауной” ведётся и в кровеносной системе и в кишечнике, но там немного другое…)

    Самое главное, - в этом месте повествования видно, что  к о н е ч н о й   ц е л ь ю  жизнеобеспечения является  -  обеспечение питанием  к л е т о к  организма через насыщение межклеточной жидкости питательными веществами, а также очищение  и обеззараживание лимфы и лимфатической системы в целом (!), а все остальные системы, по отношению к ним, являются   в с п о м о г а т е л ь н ы м и ! 
   NB!
   Однако, если заглянем в, упомянутый выше,  учебник Нормальной Физиологии  то обнаружим, что Лимфатической системе уделено непростительно мало внимания, из 521 всего 4 неполные страницы (311-314).  Причём Лимфатическая система рассматривается как второстепенная, вспомогательная.  Получается, что в реальности “Стержень медицины”  оказался перевёрнут с ног на голову, а конечный  ориентир для многих систем, как  конечная  ц е л ь   вообще утерян! Это на мой взгляд, - самый главный провал Физиологии и медицины в целом..
     И я в этом совсем не одинок!
     За  время своих  любознательских изысков, я всё же встретил  о д н у  статью  серьёзного медика (кажется академика) о лимфатической системе, и о её плачевном  положении. По его словам во всей России можно насчитать не  более 10-20 приличных лимфологов. Надо срочно что-то предпринимать…
    Но один в поле не воин, поэтому, насколько мне известно,  “воз и ныне там”. Скорее всего этого одиночку коллеги дружно затюкали…
    Ну, а мы продолжим изыски …

                9.      Функциональная ячейка организма

Следующая по списку, необходимая для нашей темы,  является
Система фасций.  По Википедии - это “ соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции…”.
       Вообще-то это очень сложная система. Но нам достаточно знать, только то, что она,  своими “футлярами”, делит  весь организм человека на некие функциональные “коробочки” (ячейки). Эти ячейки,  в  организме,  могут выполнять (и выполняют) самые разные функции, но при этом все работают по единым правилам и принципам (рис.10).
 к ним  должно подходит (достаточно) питания,
за счёт питания должна совершаться некая восстановительная деятельность или работа.
затем должно осуществляться очищение от продуктов распада и жизнедеятельности.
   За соблюдением правил следит (в основном) нервная система…
Как работает вся система в целом, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. 
     Представим, что клеткам ячейки не хватает глюкозы. Нервная система сразу об этом сигналит в головной мозг, и человека тянет на сладкое… Человек ест сладости, они попадают в желудок, затем в  кишечник, в кровь, в межтканевую жидкость… Клетки получают свою затребованную дозу глюкозы и вся система успокаивается, приходит в равновесие.
    Так система функционирует в норме.

     Теперь представим, что лимфатическая часть ячейки зашлакована. настолько, что питательные вещества туда поступить (в нужном количестве) уже не могут. А клеткам опять понадобилась  глюкоза.
Нервная система, как и в предыдущей ситуации, подала сигнал в мозг, человек ест сладости и… глюкоза поступила в кровь.  А дальше?
    А дальше ей путь закрыт…
   Нервная система продолжает сигналить “Дайте глюкозы!”, Человек продолжает есть сладости, процент сахара в крови повышается, но клетки продолжают   г о л о д а т ь   и требовать сахара…  Система в равновесие не приходит…
    В конце-концов врачи прописывают (теперь уже  п а ц и е н т у)  лекарства снижающие сахар в крови. Но совершенно очевидно, что этим проблему голодания клеток не решить…
    Клетки продолжают голодать…
    Пациент продолжает принимать лекарства…
    И так на всю оставшуюся жизнь…
 Это типичный пример “неизлечимой” болезни…

    Понятно, что если почистить лимфатическую систему, она (теоретически) вернется к норме!
Очевидно неизлечимые болезни возникают тогда, когда неизвестна  п р и ч и н а  болезни, её лечат не в том месте. Вернее её не лечат, поэтому она и неизлечима.


Рецензии
Александр, вы очень увлекательно и познавательно описали функции лимфатической системы человека! Очень полезная информация!
Заинтересовалась, этимологией слова ЛИМФА. Ведь в истории слова порой может скрыта сама суть этого слова. В переводе с латинского LYMPHA это ЧИСТАЯ ВОДА. В принципе, само название уже дает нам понять, что в норме ЖИДКОСТЬ в лимфе должна быть именно ЧИСТОЙ.

Переводы слова ЛИМФА на другой язык (лимфа, limfa, linfa, lenf) в принципе отправляют нас опять-таки к латинскому слову LYMPHA. Но вот что интересно, по-китайски ЛИМФА звучит, как LINBA, что говорит нам скорее всего о том, что это слово китайцы также заимствовали с латинского. Но не тут то было! В китайском есть слово LIN (увлажнять, поливать, орошать) и есть слово BA (огромный змей). Получается ОРОШАЮЩИЙ ОГРОМНЫЙ ЗМЕЙ, что весьма похоже на огромную лимфатическую сеть в нашем организме, которая в целом по количеству капилляров даже гораздо больше кровеносной системы. Есть там и еще другой перевод слова BA с таким же иероглифом (НАХОДИТЬСЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ). Тоже весьма подходящий перевод, учитывая функции ЛИМФЫ! Но есть в китайском и другой перевод слова BA, только с другим иероглифом и переводится то слово, как ОХРАНЯТЬ, ЗАЩИЩАТЬ, а также ДЕРЖАТЬ (ребенка для испражнения), учитывая ваши "примеры" тоже весьма интересно!

Маришка 22   01.04.2022 13:47     Заявить о нарушении
Маришка, благодарю за столь интересные и полезные дополнения!
Действительно все нюансы этого термина на других языках расширяют-обогащают его смысл, показывают его образ с разных точек зрения.

Очень полезная информация!

С уважением


Александр Скороходов   01.04.2022 19:58   Заявить о нарушении
Друзья, BA - протослог "вода" из древнерусского, причём - "вода не питьевая".

Любовь Царькова   02.04.2022 12:45   Заявить о нарушении
Согласна! ВА это протослог, имеющий значение ВОДА. В коми-пермяцком языке до сих пор слово ВА переводится, как ВОДА. На Урале, кстати, очень много рек, заканчивающиеся на ВА (Лысьва, Язьва, Сылва, Усьва и т.д.) в других регионах также есть подобные реки (Москва, Нева, Нарва). Но вот что интересно, если вернуться опять к китайскому слову БА, где один из переводов этого слова имеет значение ОГРОМНЫЙ ЗМЕЙ, то можно вспомнить китайского дракона, который имел змееподобное, чешуйчатое тело, т,е. По сути поход на змею. Согласно китайским мифам дракон являлся повелителем ВОДНОЙ стихии. Он дарил людям воду, контролировал дожди и наводнения, орошал поля крестьян. Но иногда насылал на людей разрушительные наводнения и другие катаклизмы. А это ли не действие разливающихся в половодье рек, т.е. воды! Я думаю таким метафоричным образом древние китайцы могли изображать в виде змееподобных драконов именно реки, ведь если посмотреть на них сверху, то можно увидеть их извивающиеся русла, похожие в принципе на змею-дракона!
Кстати, само слово ДРАКОН по-китайски звучит, как LONG (звучит, как LUN), которое похоже опять таки на китайское слово LIN (увлажнять, поливать, орошать). И конечно же, стоит вспомнить наши русские и другие славянские слова, имеющие значение ЛИТЬ, ЛИВЕНЬ, которые явно связаны с китайским LIN.

Маришка 22   03.04.2022 12:20   Заявить о нарушении
Всё, в конечном счёте ("ва", "лин") от древнерусского. В древней Аримии кто рулил?

Любовь Царькова   03.04.2022 13:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.