Я нашел свой сапог по -Портрету-

Я нашел свой сапог по «Портрету»

«Суди, дружок, не свыше сапога!», – сказал Пушкин, который Александр Сергеевич. Похоже, я разглядел свой сапог.

По обыкновению на сон грядущий (черт знает, когда грядет – грядет ли вообще?) я слушаю что-то типа «Старого радио». Ростислав Плятт со смаком читает про какого-то художника Чарткова, который случайно купил на последний двугривенник* портрет с живыми глазами. И завертелось у него в жизни.

Сначала этот жуткий реалистичный сон с несколькими выходами внутри, которые оказывались переходами в следующий. Пока не подозреваю, что я тоже в нем...

...Просторный двор под виноградными лозами. Двор не наш, нашего соседа – Насыр-ака. Сквозь листья весело пробиваются золотистые солнечные пятаки – а может двугривенники? Нет, я тогда этого слова не знал.

Посередине изящная фигурка моей одноклассницы Гульнары. На ней легкое темное платьице в мелкий золотистый цветочек, такие же штаны с вышивкой по низу.

На голове золотистого же цвета платочек, из-под которого разлетались заплетенные русые, почти медные, косички.

Она изящными же движениями веничком разгоняет солнечные пятаки и время от времени весело оглядывается на меня.

Вдруг откуда-то бесшумно выползает огромная змея – она бесконечно долго тянется ко мне. Но почему-то не страшно. И Гульнара спокойно машет своим веником...

Этот сон, каждую деталь которого помню так ясно, ко мне начал приходить, наверное, лет с шестнадцати. С девочкой из сна (там ей лет 10-12) мы учились до восьмого класса. И за все время перекинулись только парой слов. Что с ней потом сталось – не знаю, наши пути не пересекались. Разве что в моем сне.

...Ростислав Плятт доходит до места, когда художник, то ли во сне, то ли наяву, подходит к портрету восточного вида старика в просторном халате с удивительно живыми глазами и радио с щелчком переключается на какую-то поэзию. Но мне хочется продолжения истории. По ключевым словам быстро нахожу аудиокнигу, как оказалось, по повести Н.В. Гоголя «Портрет». Только читает, и очень живо, другой артист – С.М. Леонтьев, которого я не знаю. Мы с ним доходим до места, когда, достав из тайника в раме портрета столбик золотых монет, Чартков заказывает журналисту из газеты платную статью о том, какой он художник-находка для столицы. Я здесь все вспоминаю (опорный сигнал – слово «газета»): дальше могу пересказывать до последней точки и сам. Когда читал (читал ли вообще?), не помню. Меня занимает другое – почему через пол века вернулся ко мне тот сон с детства? Почему передо мною ярко встал образ брата моего деда – Ибрагима? В последние годы жизни он заведовал хаммамом на Повороте, в Самарканде. Там у него вокруг цветастого чайника с зеленым чаем собирались посвежевшие после горячей баньки старики и рассказывали жуткие истории – я, лет десять-двенадцать мне было, любил приходить к деду и слушать их. До «Портрета», оказывается, я и думать об этом забыл.

Может он, «Портрет», не случайно пришел ко мне? Как и рассказы из цикла «Гостеприимство с того Света», которые просто выстроились в очередь? И Пушкин со своим «Сапожником», из которого я помню только суть?

В общем, пожалуйте в хаммам! Горячий или сухой пар не обещаю, но историй будет много.

Поставил здесь точку и часов в девять утра снова прилег…

…Огромный желтый японский экскаватор. В ковше уселась знаменитая юмористка, звезда российской эстрады, и поет во всю глотку, кося под Толкунову:

«Осень расшалилась не на шутку-у-у!»

Тут ковш поднимают высоко, а оттуда юмористка хохочет:

– Я вся в чай превратилась!

Я про себя думаю: какой тонкий юмор, не сказала «со страху обосс…сь», а «в чай превратилась».

В следующей картинке я эту историю рассказываю ее коллегам, которые прилегли отдохнуть в домике-автофургоне: все до боли знакомые лица. Кто-то из женщин встает и идет ставить чайник:

– Присаживайтесь, мы вас чаем угостим.

– Какой чай? Вы отдыхаете, а я вас гружу своим анекдотом.

– Не говорите ерунды, вот вам стул.

– Ладно, со своим «гружу» я вас еще больше гружу (внутренне восхищаюсь своим остроумием), – и сажусь к столику…

…Открываю глаза. Я лежу в своей кровати, а знакомая ручка ласкает Его. Я напрягаюсь: кругом же люди!

Не обращая внимания ни на кого, коротко стриженная, почти ёжиком, головка, под одеялом целует головку. На ней коротенький шелковый халатик с розовыми цветочками. Между поцелуями и легким посасыванием она говорит:

– Может пойдём к морю, погуляем? На улице такое солнышко!..

Открываю глаза: лежу в своей кровати, квартира вся утопает в солнечных лучах, а время двенадцатый час дня…

Это всё «Портрет».

________________________________

*Двадцать копеек (разговорное название — двугривенный) — русская монета номиналом 20 копеек. Выпускалась в России из серебра с 1764 года. В Советском Союзе в 1921—1931 годах серебряная, с 1931 года монета номиналом 20 копеек выпускалась из никелевого сплава, с 1961 года — из медно-никелевого сплава Происхождение слова двугривенный — производное от древнерусской денежной единицы «гри;вна».


Рецензии
Ну, Фархад, у тебя и сны! Я уже ближе к финалу читала медленно и осторожно,вдруг ещё погорячее будет)))

Светлана Петровская   12.04.2023 20:10     Заявить о нарушении
А ты загляни в сборник «Гостеприимство с того Света».

Фархад Гулямов   14.04.2023 04:09   Заявить о нарушении
Не буду!!!!
Триллеры не люблю.
Они разрушают психику!!!

Светлана Петровская   14.04.2023 07:36   Заявить о нарушении
Я триллеров не пишу.

Фархад Гулямов   05.05.2023 18:56   Заявить о нарушении