Я нашел свой сапог по -Портрету-
«Суди, дружок, не свыше сапога!», – сказал Пушкин, который Александр Сергеевич. Похоже, я разглядел свой сапог.
По обыкновению на сон грядущий (черт знает, когда грядет – грядет ли вообще?) я слушаю что-то типа «Старого радио». Ростислав Плятт со смаком читает про какого-то художника Чарткова, который случайно купил на последний двугривенник* портрет с живыми глазами. И завертелось у него в жизни.
Сначала этот жуткий реалистичный сон с несколькими выходами внутри, которые оказывались переходами в следующий. Пока не подозреваю, что я тоже в нем...
...Просторный двор под виноградными лозами. Двор не наш, нашего соседа – Насыр-ака. Сквозь листья весело пробиваются золотистые солнечные пятаки – а может двугривенники? Нет, я тогда этого слова не знал.
Посередине изящная фигурка моей одноклассницы Гульнары. На ней легкое темное платьице в мелкий золотистый цветочек, такие же штаны с вышивкой по низу.
На голове золотистого же цвета платочек, из-под которого разлетались заплетенные русые, почти медные, косички.
Она изящными же движениями веничком разгоняет солнечные пятаки и время от времени весело оглядывается на меня.
Вдруг откуда-то бесшумно выползает огромная змея – она бесконечно долго тянется ко мне. Но почему-то не страшно. И Гульнара спокойно машет своим веником...
Этот сон, каждую деталь которого помню так ясно, ко мне начал приходить, наверное, лет с шестнадцати. С девочкой из сна (там ей лет 10-12) мы учились до восьмого класса. И за все время перекинулись только парой слов. Что с ней потом сталось – не знаю, наши пути не пересекались. Разве что в моем сне.
...Ростислав Плятт доходит до места, когда художник, то ли во сне, то ли наяву, подходит к портрету восточного вида старика в просторном халате с удивительно живыми глазами и радио с щелчком переключается на какую-то поэзию. Но мне хочется продолжения истории. По ключевым словам быстро нахожу аудиокнигу, как оказалось, по повести Н.В. Гоголя «Портрет». Только читает, и очень живо, другой артист – С.М. Леонтьев, которого я не знаю. Мы с ним доходим до места, когда, достав из тайника в раме портрета столбик золотых монет, Чартков заказывает журналисту из газеты платную статью о том, какой он художник-находка для столицы. Я здесь все вспоминаю (опорный сигнал – слово «газета»): дальше могу пересказывать до последней точки и сам. Когда читал (читал ли вообще?), не помню. Меня занимает другое – почему через пол века вернулся ко мне тот сон с детства? Почему передо мною ярко встал образ брата моего деда – Ибрагима? В последние годы жизни он заведовал хаммамом на Повороте, в Самарканде. Там у него вокруг цветастого чайника с зеленым чаем собирались посвежевшие после горячей баньки старики и рассказывали жуткие истории – я, лет десять-двенадцать мне было, любил приходить к деду и слушать их. До «Портрета», оказывается, я и думать об этом забыл.
Может он, «Портрет», не случайно пришел ко мне? Как и рассказы из цикла «Гостеприимство с того Света», которые просто выстроились в очередь? И Пушкин со своим «Сапожником», из которого я помню только суть?
В общем, пожалуйте в хаммам! Горячий или сухой пар не обещаю, но историй будет много.
Поставил здесь точку и часов в девять утра снова прилег…
…Огромный желтый японский экскаватор. В ковше уселась знаменитая юмористка, звезда российской эстрады, и поет во всю глотку, кося под Толкунову:
«Осень расшалилась не на шутку-у-у!»
Тут ковш поднимают высоко, а оттуда юмористка хохочет:
– Я вся в чай превратилась!
Я про себя думаю: какой тонкий юмор, не сказала «со страху обосс…сь», а «в чай превратилась».
В следующей картинке я эту историю рассказываю ее коллегам, которые прилегли отдохнуть в домике-автофургоне: все до боли знакомые лица. Кто-то из женщин встает и идет ставить чайник:
– Присаживайтесь, мы вас чаем угостим.
– Какой чай? Вы отдыхаете, а я вас гружу своим анекдотом.
– Не говорите ерунды, вот вам стул.
– Ладно, со своим «гружу» я вас еще больше гружу (внутренне восхищаюсь своим остроумием), – и сажусь к столику…
…Открываю глаза. Я лежу в своей кровати, а знакомая ручка ласкает Его. Я напрягаюсь: кругом же люди!
Не обращая внимания ни на кого, коротко стриженная, почти ёжиком, головка, под одеялом целует головку. На ней коротенький шелковый халатик с розовыми цветочками. Между поцелуями и легким посасыванием она говорит:
– Может пойдём к морю, погуляем? На улице такое солнышко!..
Открываю глаза: лежу в своей кровати, квартира вся утопает в солнечных лучах, а время двенадцатый час дня…
Это всё «Портрет».
________________________________
*Двадцать копеек (разговорное название — двугривенный) — русская монета номиналом 20 копеек. Выпускалась в России из серебра с 1764 года. В Советском Союзе в 1921—1931 годах серебряная, с 1931 года монета номиналом 20 копеек выпускалась из никелевого сплава, с 1961 года — из медно-никелевого сплава Происхождение слова двугривенный — производное от древнерусской денежной единицы «гри;вна».
Свидетельство о публикации №222032900427
Светлана Петровская 12.04.2023 20:10 Заявить о нарушении
Фархад Гулямов 14.04.2023 04:09 Заявить о нарушении
Триллеры не люблю.
Они разрушают психику!!!
Светлана Петровская 14.04.2023 07:36 Заявить о нарушении