Алое и красное

                ДВА ЦВЕТА ДЛЯ ГЕРОЕВ            
                (сопоставление алого и красного цветов в  произведениях
                А. Грина «Алые паруса» и И. Грековой «Хозяйка гостиницы»


-1-

 Таинственная материя - цвет,  по законам   символики, без сомнений,   влияет на нашу жизнь.
Алый и красный цвета выглядят почти  одинаково. Почти. Тем более, что  оба из одной цветовой группы. Но красный  - таинственный, один из древнейших выразительных цветов. И дурак красному рад, и смерть на миру красна.  Это особенный, подчёркивающий цвет, трагедийный.  Алый -  тонкий, более поэтичный, романтический, живой цвет. Это цвет юности,  утренней зари, мечты о  счастье.
 А как проявляется их действие  в художественном произведении? Подходящих текстов  с яркой символикой цвета  долго искать не пришлось.  И что увидели художники?
Сопоставление   привело к   открытиям в художественных  текстах, написанных с разницей в полсотни лет авторами А. Грином ,«Алые паруса», 1923 год,  и И. Грековой «Хозяйка гостиницы», 1976 г.  И  заметим, именно сопоставление и особое внимание к тексту помогли найти  цветовой секрет.               
               
                -2-            
               
Оно, алое и красное, в обоих произведениях  прямо само в глаза лезет.
Общим  в произведениях   будет  море и юные героини,  вокруг них  и разворачивается некая художественная  борьба алого и красного. В «Алых парусах» море магически  влияет до последней страницы на  судьбу Ассоль, как  добрый чародей.  В  повести И. Грековой Верочка начинает новую жизнь, вернувшись к морю.  У моря всегда чего-то ждут. Ассоль верит,  что корабль с алыми парусами   и необыкновенным отважным,   вымоленным ею у моря, капитаном Греем, однажды  ясным утром  придёт за ней. И чудо свершилось.


У Верочки – не Ассоль она, всё иначе:   на лице неопределённое  ожидание чего-то. Чего обычно ждут девушки? Может, замуж?   Уже 18…  пора… да за кого?  За пузатого снабженца?   Принцев нет. Не те времена… На дворе 1938 год.   
 Но однако  юную  красавицу Веру, загорелую и живую, быстро покорил красный командир  с решительным и  внушительным видом и силой слов.   Поцелуй -  важный, проверочный тест:  «Моя!» - говорится им так уверенно,  что мы понимаем, кто кого ищет,   и чьё слово, как  взгляд  удава,  гипнотически подчиняет.


 А у Грина  Ассоль восклицает:  «Совершенно такой!»,  эта фраза – золотой ключ  для понимания, мечтают  ли героини или  живут, пользуясь чужими  схемами  счастья  для своего будущего. Ассоль  фантастически предана  мечте и ею живёт. Верочка будто спит,  ничего не видя и  не желая. И, как в сказке о спящей красавице, но наоборот,  после странного  поцелуя и вовсе  о себе забыла,  как будто недобрый  молодец  к себе приковал на много лет.
  «Я вернусь через два месяца, и  увезу тебя. Ты согласна?». Ну какая бедная девушка откажется от такого завидного жениха, пусть на 20 лет старше? ( В фильме Ст. Говорухина харизматичный А. Балуев -Ларичев и Светлана Ходченкова - Вера, секс-символ  кино начала 21 в.).   Верочка в свои 18 лет прекрасна и  доверчива, как ручная лань.

                - 3 -

 А  так ли уж важно,  алый или красный цвет  над  героями?
Конечно!  Ведь  символика красного в корне отлична от алого.
Со встречи героев начинается повесть  И. Грековой «Хозяйка гостиницы» и фильм С. Говорухина «Благословите женщину»,   красное  невидимо  и  надолго, как туманом, опутывает их,  мы  слышим иную музыку женской   истории с неженским знаком. Мистика? А как всё чудесно  объясняет, -  не только Верочка  в  таком сне живёт.


 А. Грин, напротив,  закрывает последнюю страницу чудесной  сказки -  мы прощаемся с героями.  На корабле под алыми  парусами  они умчались в счастливое будущее. Ветер  наполнял паруса надеждой и алый цвет был её движущей силой. Из символики цвета – алый -  нечто больше ожидания, он  новизна и красота жизненного утра, и,  как шёлк, дорогого стоит.


Да , как ни удивительно, но волшебную сказку  «Алые паруса»  Александра Грина стоит читать и  перечитывать. Эта  небольшая повесть в 75 страниц  настоящий  клад, своеобразное художественное  пособие по практической психологии -  «Как претворить   в жизнь мечты и  желания?», «Как стать счастливым?», или «Как  добиться исполнения задуманного?», и даже  возможно,   такое «Где найти принца».

В 20-х годах после революции принцы  ещё  оставались  типичным элементом девичьей  мечты,   но как алый шёлк,  дорогой и прекрасной. Такими должны быть наши мечты и цели - мечтайте  правильно.  Без мечты, живя бесцельно,  получаем неожиданный жизненный  результат.
Да ладно вам, заметите вы. Неужели такое мог написать А. Грин в СССР в 1923 году?


А вот так и написал.   Ассоль, героиня сказки «Алые паруса», чётко представляла свою мечту, она ею жила, дышала.
И  об этом эпиграф к  сборнику рассказов  А.  Грина:
«Мечта разыскивает путь - закрыты все пути,
 Мечта разыскивает путь - намечены пути,
 Мечта разыскивает путь - открыты все пути».
Волшебство мечты в том, что  если она зародилась, то должна исполниться, и сама ищет возможности для этого. Это закон жизни – проверено – работает!

                - 4 -

Грин, романтик,  был  недоволен окружающим миром, который расходился с  его  пониманием и видением, и он населил свои книги   героями,  желающими справедливости и любви, красоты отношений и строящих новое счастье, мечтающих о свете в самое темное время. Мечта  должна вести за собой.  У неё  алый цвет – это горизонт наступающего утра,   чистые  краски  нового рождающегося дня, долгожданного поющего праздника.  А  большой труд – условие для достижения  цели, какой  бы она ни была, и у кого бы то ни было.
Вот они, несколько правильных шагов, чтобы мечты возникли,  созрели и  исполнились.
Первый шаг – суровое  детство,  часто лишённое  тепла и любви. В страданиях рождаются желания  Ассоль  вырваться из оков бедности,   возникают мечты  о  жизни в радости и любви,  появляются стремления  добиться  своего, не смотря ни на что.


Второй шаг –  взращивание  мечты и страстного  желания любви в краю, где не было любви, и где не знали любви,  и не умели и не хотели любить,  где царствовали  жестокость и зло.  А. Грин придаёт  большое  значение иррациональному,  невероятному, но  поданному в повести    реально. Искру бросил  путешественник и волшебник, предсказавший  сказку, «памятную надолго. «Ты будешь большой,  Ассоль. Однажды утром в морской дали сверкнёт под солнцем алый парус… Ты увидишь храброго красивого принца… он приехал, чтобы увезти тебя навсегда… чтобы твоя душа не знала слёз и печалей».  Любовь  маленькой девочки к  морю,  к отцу и  его  игрушечным  кораблям и,  к миру вокруг вызывали насмешки, ревность и зависть.


Третий шаг -   глубокая вера в  мечту,   внушённая  Сказочником,  что так всё и будет, и маленький кораблик с алыми парусами, игрушка,  сделанная отцом, превратится  в большой корабль и мечта прорастёт из крошечного зерна.  Алые паруса  придумал её отец,  и вытащил из  дикой  жизни капитан Грей.  Кто  больший  мистификатор?  Кто желал больше всех счастья?  Алые паруса – ожидаемое  чудо, мистика  реальности  и реальность мистики.  Надо верить, даже когда тебя считают безумным  и смеются, но ты «с ясным суеверием юности»  трудись над  мечтой высокого – алого - наполнения. Нет мечты – нет развития, нет движения к счастью, нет и счастья.


У Грина  оригинальная концепция  о счастье, он  убеждён, счастливой  женщины  без настоящего мужчины не может быть, как и настоящий  мужчина не состоится   без женщины, ради которой готов жить и совершать  благородные  дела.
И героини произведений   А.  Грина   -  прекрасные, возвышенные женщины, способные повести за собой,  вызывающие чувства и желания  жить для них. Ассоль  из их числа.

Алый – особый, позитивно богатый значениями художественный  знак - от подчёркивания красоты до   обозначения  и прорисовки глубоких чувственных  нюансов.

 Сам писатель, мастер слова и художник,   ярко и убедительно рисует картину  покупки материала для парусов,  он опытный купец, знающий кому и что надо. Волшебство красок покоряет нас.
Его герой, капитан Грей, прекрасно понимал символику и  смысл  цвета и    «искал для парусов настоящий алый шёлк,  выражавший  истинные  чувства,  смысл, знаки.

Он «придавал особенное значение ТОЧНОСТИ ВЫБОРА… точности цвета и оттенка.  Он  отклонил  базарные цвета, предназначенные удовлетворять незатейливое тщеславие…  отклонил образцы сложных эффектов… он терпеливо  разбирал,  откладывал, раздвигал, отвёртывал, смотрел на свет множество алых полос, что казалось прилавок вспыхнет…  пурпурная волна…  розовый отсвет…  Он различал цвета:  красный бледный, розовый и розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых и мрачно рыжих тонов, оттенки  всех сил и значений, различные в своём мнимом родстве…  в складках таились намёки, недоступные языку зрения…  И он нашёл шёлк   совершенно чистый как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом…  В нём не было  смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намёков, не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение.  Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».

Алый  цвет  для капитана– символ  благородного веселья,  гордый цвет  духовной царственности без тщеславного сомнения. Вот почему так тщательно описывает  автор, а  капитан Грей  выбирает  цвета шёлка.  Чтобы Ассоль не могла  ошибиться,  «ведь  могут быть не алые, а грязные и хищные паруса, издали нарядные и белые,   в близи рваные и наглые».


Как он мог так угадать, чего хочет женщина?  Без благородных, смелых и сильных мужчин, способных  «делать чудеса своими руками, если можешь»  (в чём и проявляется величие души Грея), мир не узнал бы  про «алый отблеск парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь (улыбка, веселье, прощенье, вовремя сказанное нужное слово). Владеть этим - владеть всем». Это царственность поступков.


Притча  «Алые паруса» превращается в  пособие по популярной психологии.
А. Птушко,  режиссёр, снимавший сказки для детей,  в 1961 году выпустил фильм-иллюстрацию «Алые паруса»,  где  мужественного и прекрасного капитана Грея  и нежную  изумительную Ассоль  сыграли два юных и красивых чуда советского кино  Василий Лановой и Анастасия Вертинская. Пока никто  лучше Птушко не смог экранизировать сказку-притчу «Алые паруса», которая уже 60 лет является   иллюстративным эталоном.

                -5–

В  «Хозяйке гостиницы»   И. Грековой   красного цвета  не много, но какого сакрального и неожиданного.
И в том его странность,  что  «красный» в повести   строго привязан  к   особым   существительным – страна, власть,  армия, командир, звёзды на мундирах, флаги…  И они взаимно  влияют друг на друга и образуют  твёрдые словосочетания с определённым значением,  с  особой цветовой характеристикой,  приобретают иной смысл. Густо-красный, подавляюще тяжёлый, открыто захватывающий,  красный – цвет власти и силы, могущества и господства, службы и услужливости, доминирования старшего над младшим, мужского над женским, где цвет страсти и  неволи   полыхает и обжигает красным. 


Под сенью красного, жёсткого, ограничивающего, живут герои повести И. Грековой, а повествование неторопливо разворачивается и захватывает действием и переплетением  мелодии мужского и  женского отношения к семье, любви и друг к другу в реальной жизни   и  о счастье женщины …   по приказу. 
Незнакомец на пустынном берегу   подтянут, немногословен, он командир Красной Армии. Красный  командир. Краском  Ларичев.  Этого слова у И. Грековой нет. Его гениально  нашёл Говорухин, режиссёр поставил в 2003 году  хороший фильм по повести «Хозяйка гостиницы».


Поступки   героев  зависят  от политики  красного цвета,  его мало,  не видно, иногда  кажется, его нет.   Но красное своими крылами охватывает всё пространство повести,  оно в деталях, в определениях, его чувствуешь. Мелькнул красный купальник Верочки, как  цвет не мечты, а легкомысленного согласия быть чьей-то «Моей», и  красные маки возле дома -  олицетворение сна наяву, эти символы  быстро переходят в сложные  устойчивые  знаки зависимости от неявного, но разлитого во всём: красный  командир… красная  армия, красные флаги… красные звезды на форме…


Да,  красный цвет скажет о красоте живого  активного  мира людей, но в более широком  понимании  характеризует  времена бедствий и  борьбы,   маячит  предупреждением об опасности, в красном  войны и революции, кровь и смерть. Знак мужской,  воинственный, со страстями и страхами,  он с безумием ярости, огнём агрессии,  в таком мире женщине  очень не просто, и появлялись комиссарши. А  как быть таким, как Верочка?
38-й год для  Красной Армии особый, страна большевиков, «красных»,  накануне войны,  символ  с тревожными  тонами.
Но жизнь полна  чудес. В 30-50-е годы двадцатого  века мечтой девушек, кумирами, настоящими   парнями, с которыми  лестно дружить, а выйти замуж   тем более, были  отважные военные:  лётчики и пограничники,  танкисты, полярники, капитаны морей,  разведчики, те, кто на передовых позициях жизни,  по зову  партии  и страны. Но эти ребята,  как видно,   не стали героями и  мечтой юной Верочки, что удивляет. Ни принцев, ни революционеров…  Аморфная и неопределённая жизнь. Как-нибудь да будет.


У краскома Ларичева  тоже  нет никаких,  даже лёгких,  признаков мечтаний.  Он солдат для исполнения чужих команд и приказов, он   на службе в  Красной Армии, которая в эти годы  подвергалась чисткам. Всё накладывает на героев   особый отпечаток, формирует  их  души.
 Капитан Ларичев, военная машина,  сглупив  с первой женой,  сделал безошибочный ход  -  женился на девчонке вдвое моложе себя  и  чистой - лепи из неё  жену, какую  хочешь. И вылепил!   30 лет  совместной жизни по окраинам,  заставам,  на военных точках без удобств, нарядов и блеска,  30 лет тупого подчинения и зависимости. От   незнания шло счастливое умение приспосабливаться, а может, затаённая  вера  - надо ждать?

У офицерских  жён  идёт, вероятно,  ещё от декабристок,  роль терпеливого друга, с которым легче  переживать тяготы военно-походной жизни, приносить себя в жертву, возведя себя на пьедестал лишений.   Благородные  жертвенницы, они  гордились  мужьями,  защитниками родины. Прекрасно, если это мечта
 Девочка без желаний заполучила тарелочку с красивой  каёмочкой, голубую мечту многих женщин, идти  за мужем  капитаном в сказку о чудесной  будущей жизни с военным.
 Но все оказалось  не так и не то.  Даже свадьбу не праздновали,  «Ларичев этих мещанских обычаев не признавал».  Верочке он казался «недосягаемым,   взрослым и великим». Он, великий, лишал её любви и тепла семьи. На её слова, что у неё будет...ребёночек, он категорически:
              «- У тебя его не будет.
              - Как не будет?
              - Очень просто не будет,   не можем себе этого позволить, в любую минуту может начаться война.
             - А как же другие? -  Позволила она себе вопрос.
             - Другие мне не указ. Если другие глупые, это не значит, что я тоже должен быть глуп. Один раз я себе позволил такую глупость, довольно».


  Мы видим потрясающие картины жёсткости, мести женщине,   нескрываемой неприязни к малышу-сыну, к его матери и к Верочке, как ни крути . Здесь никакой роли не играет тревожная обстановка в мире и предвоенное время. 
Всё  красный цвет, который подавляет, это цвет его мести и ненависти, цвет,   олицетворяющий упрямую силу  эгоизма.
 В  повести краском Ларичев   определил Вере дозу счастья,  которое ей необходимо, по его убеждению. Она не имела права на свободу выбора.   Вот твой бог, женщина - Муж! Молись на него. Не имея своих желаний, Вера обречена исполнять чужие. Такова символика красного.


В фильме   Говорухина  краском  Ларичев, в исполнении Балуева, иногда  даже страшен  жёсткостью  и совершено глухой душой  к чьим бы то ни было просьбам и  страданиям.  Подавление своих желаний, а также у близких,  подчинение их  к своим  потребностям сузили,  ограничили его,  иссушили и   измельчили и не сделали человеком или  хотя бы счастливым. Он остался военной машиной, когда она сломалась, его жизнь кончилась.

 В огне нельзя жить. Красный  пожирает, уничтожает героя, это  вечная война с  самим собой с известным трагическим финалом.

 Верочка  радовалась, когда освободилась от «шунечки», то есть, любимого, слёзы прятала. Но мужа боялась  даже  мёртвого,  не дай Бог,  он  её слёзы радости  увидит.


Да,  странная картина получается,   о женщине, которую ломали да не сумели сломить, но которая   якобы счастлива была 30 лет с тем, при котором  не жила, а служила  ему денщиком.
   Не замечая ничего, можно ли быть счастливым?  Или счастье –   умение притворяться,   приспосабливаться, сливаться с обстоятельствами?  Она,  спящая красавица,  проснулась не утром, а к ночи ближе  - и где счастье, во сне или наяву?  К счастью придёт, выйдя из плена замужества, похоронив эгоиста мужа? И к какому?


Рассказ про Веру , благодаря игре двух цветов, красного и  алого,  не стал ли   предупреждением всем тем, кто не хочет мечтать и не верит в исполнение задуманного, предпочитая по незнанию жить под красным цветом.
А если хочешь  слушать музыку своего счастья, трудись над своей  мечтой, даже если всё против тебя. Разве не  важно  - какого фффцвета  будет  твоё утро в  определяющий момент жизни?


2019 -2022


Рецензии
В жизни всегда должна быть цель и мечта!

Валентина Гишаева   11.03.2024 06:20     Заявить о нарушении
Наташа, написала длинную рецензию, а она исчезла... Жаль.

Валентина Гишаева   11.03.2024 06:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.