Услышь меня

Услышь меня (рецензия на фильм "CODA: ребенок глухих родителей")

На прошедшей в позапрошлую ночь церемонии вручения премии «Оскар» были названы лучшие из лучших за 2021 год. Самый главный приз – статуэтка за «лучший фильм» достался «CODA: ребенок глухих родителей».

Сразу отмечу, что это не оригинальный сценарий, а ремейк французского фильма «Семейство Белье», выпущенного аж в далеком 2014-ом. Режиссер фильма Шан Хейдер адаптировала уже имеющийся сценарий для американского кинематографа, что лично для меня – уже повод критиковать выбор «лучшего». Но будем разбираться дальше.
CODA в англоязычных странах означает «child of deaf adult», что означает «ребенок глухих взрослых». Такой аббревиатурой «награждают» детей, которые становятся единственными слышащими людьми в своих семьях. В фильме этим ребенком становится Руби (Эмилия Джонс) – дочь семейства рыбаков. Ее родители и брат – глухие, поэтому могут общаться только языком жестов. Руби учится в школе, а в свободное время помогает семье, планируя после обучения стать полноценным работником в родительском деле. Однако все меняется с появлением нового учителя хорового пения: Руби понимает, что мечта ее жизни – петь.

Если смотреть поверхностно, картина – типичный сюжет кинематографа США об американской мечте. Девочка из семьи рыболовов, родители которой громко пускают газы и не стесняясь громко занимаются сексом при посторонних, хочет стать звездой сцены. Немного «утяжеляет» сюжет линия глухоты – людям с «изъянами» сложно полноценно взаимодействовать с внешним миром. Они ограничены в работе, в социальных связях. И Руби становится своего рода проводником своей родни в мир слышащих. Кроме того, из-за своей особенности родные Руби не могут оценить ни ее таланта, ни даже того, что она делает – для них она всего лишь широко открывает рот на сцене.

Основной конфликт фильма строится как раз на борьбе ответственности, которую взрослые люди возложили на подростка, и стремлении девушки жить своей жизнью, не испытывая чувства вины. В фильме затронуты не только темы положения инвалидов в обществе, но и инфантильность взрослых людей, и трудности взаимопонимания в семье. Очевидным достоинством становится то, что все эти проблемы поданы в комично-драматичном ключе: герои умиляют, вызывают сочувствие и понимание. Как и любая американская комедийная драма, «CODA», конечно же, закончится хеппи-эндом, но за экранное время зритель успеет почувствовать и радость, и грусть, и сопереживание.

В фильме нет именитых актеров, фантастических декораций или спецэффектов. Это обычная бытовая картина, затрагивающая социальную тему. Никаких выдающихся сторон работы режиссера или оператора мне заметить не удалось. Единственное, что может заслуживать внимания – моменты уже в самом конце фильма, где нас погружают в мир глухих: картинка продолжается, а все звуки смолкают. Мы видим открывающий рот хор, хлопающих в ладоши людей, но не слышим ровным счетом ничего. Это, пожалуй, сильный ход, который позволяет задуматься над тем, как непросто бывает глухим в мире слышащих.

И все же, для того чтобы назвать фильм действительно достойным «Оскара» мне чего-то не хватило. Не хватило оригинальности, драматичности, социальности. Для меня «CODA» – крепкий проходной фильм, который приятно посмотреть вечером в кругу семьи. Но это не картина, которая заслуживает главную награду года.


Рецензии
Интересное ревю, Лада. Одно замечание: "child of deaf adults", не "child of death adults".
С уважением.

Семен Сухолуцкий   31.03.2022 19:10     Заявить о нарушении
Семен, спасибо большое за мнение и за замечание!
Поправила) Отвлеклась и получился такой смешной ляп)
С уважением, Лада.

Лада Баснина   01.04.2022 15:25   Заявить о нарушении