Агулы в битве при Тарках 1594 года

               

                (версия)

Северный Кавказ  пост монгольского периода вплоть до линии Тамань-Астрахань был ареной столкновений интересов двух групп родственных  народов - северо-западных (черкесских) и восточно-кавказских (дагестанских). Борьба в этом направлении  шла с переменным успехом.  Противоборствующие группировки, желая укрепить свои позиции и стремясь распространить свое влияние на большие территории, совершали друг на друга  военные походы, заключали договора, привлекали на свою сторону большее количество сторонников. Но примерно со второй половины 16 в. ситуация резко изменилась - о своих  геополитических аппетитах  в регионе заявила складывающая в единое государство Россия. Так, после оккупации в 1555 г. Астраханского ханства, она следующий свой захватнический  рывок  направила на  Дагестан, совершив  в 1560 году  в сторону Тарков известный военный поход под командованием Черемисинова. Вторым в череде оккупационных акций Москвы в этом направлении стал поход русских в Дагестан под руководством окольничего воеводы А.И. Хворостинина 1594 года. Целью этих походов было продолжение политики захвата чужих территорий, проповедуемой, набирающей силы, Москвой.

Сам  новый поход был совершен под предлогом  защиты Кахетинского царства и армянского населения Закавказья от притеснений  в ходе Ирано-турецких войн  и  набегов северокавказских горцев. Для этого Москва заключает с кахетинским царем Александром 11 сепаратный договор о поддержке действий Москвы. Разведывательный налет в Дагестан в ходе подготовки этой компании  1589 году поручают совершить  воеводе Г.Засекину. Русские на своем пути, вызывая злобу населения, сжигают  дома, уничтожают посевы, мародерствуют. Сам шамхал в боевом столкновении  на Сулаке получает ранение и вынужденно отступает в горы. Засекин на обратном пути сжигает  Эндирей, захватывает в плен большое количество невоенных людей и возвращается обратно. В отместку шамхал  совершает очередной набег на Грузию.

Подготовка к захвату Дагестана продолжалась в последующие годы. Для утверждения совместных действий к царю Александру в 1593 году  отправляется русское посольство. Годом  ранее аналогичное посольство из Грузии прибыло и в Москву. По плану решено  было  захватить Тарки и посадить там  «государевых людей», в частности  свата Александра Крым-Шамхала кабардино-балкарского. Со своей стороны Александр обязался выслать, для совместных боевых действий, грузинское войско во главе с царевичем Юрием (Георгием). 

Сам поход состоялся в следующем 1594 году. Собранное в Астрахани войско из 1000 волжских и 500 яицких казаков выступило в пункт сбора Терки. Там к ним присоединились 1000 терских казаков. Общая численность походного войска со стрельцами по самым заниженным данным составляла около 5000 человек. Шамхал встретил агрессора на Сулаке, но удержать переправы не сумел и отступил к Таркам.  Хворостинин на месте брода, через реку  приказал заложить опорный пункт (Койсинский острог), и, оставив в нём гарнизон в 1000 стрельцов под руководством князя-воеводы В. Долгорукова, с остальным войском двинулся на Тарки и захватил его и, в ожидании  Крым-Шамхала и грузинского войска,  приступил к сооружению укреплений.

Шамхал отошел в горы  для сбора войска, не шёл на переговоры, избегал прямых столкновений с русскими и, изматывая последних мелкими налётами, держал Тарки в блокаде. По словам В. А. Потто: «Шамхал  был сторонником выжидательного способа ведения войны и следовал дагестанскому правилу — Ловить скорпиона за хвост». Особой целью были тыловые сообщения  захватчика. Как сообщают, ни один транспорт не доходил до Тарков и из них благополучно. Тем временем  из-за усиленных работ в жаркую погоду и нехватки продовольствия в русском войске начала развиваться лихорадка. Число больных и раненных в боях с горцами ростет с каждым днём. Между тем войско шамхала пополнялось свежими силами. Согласно сведениям источников, к шамхалу  прибывают «разные горские народы»  и они (горцы) «не давали русским покоя ни днём, ни ночью». Кольцо блокады постепенно сужалось.

К осени, не дождавшись грузинского войска и Крым-Шамхала, которого следовало посадить в Тарках, Хворостинин видел своё нахождение в них «безнадёжным и бесцельным»  и решает скрытно ретироваться. Дагестанцы преследуют его. Стрельцам с казаками едва удается отражать неистовые атаки горцев. «Устилая путь каждого перехода телами убитых и раненых своих и неприятельских», агрессор  уходит дальше. Им приходиться бросать повозки не только с тяжёлым грузом, но и с больными и ранеными. До опорного пункта на Сулаке русское войско добирается к ночи. В Койсинский острог входит  лишь четвертая часть, от общего числа войска, ранее выступавшего из него на Тарки. Общие потери русского войска в походе составили 3000 человек. Согласно преданиям, из 1000 терских (гребенских) казаков, выступивших в поход, домой вернулось не более 300 человек. Так бесславно завершился очередной бестолковый  завоевательный поход Москвы на Дагестан.

Ответственность за поражение в походе как всегда была возложена на третьи лица. На этот раз на грузинского царя Александра, не приславшего, согласно договору, своё войско. Александр указывал на непроходимость гор, однако царь Фёдор упрекал его в том, что «если разбойник шамхал находит дорогу в Грузию, то и войско Иверийское могло бы найти путь к Таркам».
Однако нас в этой истории, помимо всего прочего, интересует участие в ней агулов. Прямых  ссылок на это в хрониках нет, впрочем, как нет  таковых об участии  в этой войне и других народов Дагестана. Источники в этом плане  представляют  лишь  общие сведения о том, что к шамхалу  для участия в битве «прибивают разные горские народы», но они не называются по своим именам.
Даже упоминаемые  в  «Новом летописце»  «шевкацкие и кумыцкие люди и черкесы», которые «пришли и государевых людей побили», здесь называются  не  в этническом смысле, а в качестве имен по политическим образованиям, откуда  прибыли - черкесы из Черкессии, кумыцкие люди - из Кумука и собственно шевкацкое, так сказать, регулярное  войско шамхала,  из  внутренних районов Дагестана. Следует оговориться о том, что политоним  Кумук в данном случае  представляет собой не название народа в современном его значении, а является наименованием  одного из средневековых  черкесских княжеств, которое в русских летописях ХУ1 в. фигурирует  как Кумурга и Кумук, известное также под поздним названием  Кемиргой  и Темиргой. (Ж.В. Кагазежев. Позднесредневековое адыгское княжество Кемиргой /Кремук).

На это указывает и глагол «пришли», которое используется в сообщении. В противном случае было бы непонятно, как можно объяснить, используемое летописцем в тексте  фразу  «пришли многие шевкацкие и кумыцкие люди и черкесы». Напомним, что речь идет о Тарках, куда они прибывают. Обращает на себя внимание и тот факт, что  «шевкацкие и кумыцкие люди» в источниках  упоминаются  раздельно, что доказывает обоснованность выдвинутого  толкования.
Не стоит также удивляться  тому, что в указанной битве участвуют и черкесы - давние соперники шамхалов. Черкесские  и дагестанские правители соперничали друг с другом, но не всегда и не все. Расклад  сил зависел от конкретной ситуации. В данном случае русские выступали угрозой, как первым, так и вторым. Вот почему некоторые черкесские кланы, не дружественно настроенные к русским, сочли необходимым оказать помощь  своим дагестанским братьям.

В указанной связи следует заметить и другое. Когда речь идет о шамхалах, то имеется в виду,  прежде всего, казикумухских правителей, в русских источниках по названию их зимней резиденции в Тарках, именуемых «Тарковскими». Не прямо на это указывает и то обстоятельство, что после разведывательного набега Г.Засекина в 1589 году в Дагестан,  шамхалы  в отместку  им совершают очередной набег на грузинские земли. А мы знаем, что набеги на Грузию практиковали  именно горцы, тогда как представители  равнины этим практически  никогда не занимались. Во всяком случае, история не знает ни одного такого факта. Кстати именно этим можно объяснить и то, почему в источниках относительно «шевкацских» людей, как и в отношение «кумыцких и черкесов» используется выделенное выше слово «пришли».

В целом, источники не дают конкретных этнических  имен народов, участвовавших в битве при Тарках. Но некоторые соображения логического порядка относительно места агулов в этом событии позволяют в определенной мере на этот вопрос  ответить  утвердительно.
Так, уже упоминалось о том, что пост монгольский период на Северном Кавказе  - это период, когда разворачивается ожесточенная борьба между  дагестанскими шамхалами и кабардинскими князьями за гегемонию.  Зимой 1552-53 гг. казикумухский шамхал Улхъай совершает очередной военный поход в Черкесию и в этом  предприятии участвуют агулы. Но сам поход  для шамхалов был не совсем  удачным. В Кумухе и Рича исследователи обнаруживают надгробия с эпитафиями в честь павших воинов в этом походе. В  походе также  был убит, привлеченный шамхалом  для  поднятия авторитета своего  предприятия и боевого духа  воинов, ученый шейх Али б. Мулла Абд ар-Рахман  из Рича (Лавров. Эпиграфические надписи СК. №380 и  382).

Немногим позже в той же активной роли мы видим агулов  и в 1615 году в войне  Ирана с Грузией, где в бое столкновении на реке Иори погибает последний представитель  их  великих правителей - михтаров (перс.). Поэтому было бы странно, если шамхал в битве при Тарках, которое произошло между этими двумя  событиями, игнорировал бы столь высоких пассионариев, которые  были постоянными участниками его боевых проектов. Тем более в условиях, когда на помощь ему «прибивали с разных сторон горские народы».

Поэтому мы можем претендовать на признание того, что наряду с другими народами Дагестана агулы в 1594 году также  участвовали в битве  при Тарках  с русскими отрядами под командованием  воеводы  Хворостинина.

Гаджи Алхасов


Рецензии