Сверхмалые подводные лодки и человекоуправляемые т

Впервые сверхмалые подводные лодки и носители подводных диверсантов широко использовались в боевых действиях в ходе Второй мировой войны, хотя работы над их созданием начались намного раньше.
Вероятнее всего, первой подводной диверсией с использованием сверхмалой подводной лодки можно считать неудачную попытку американского изобретателя Дэвида Бушнелла атаковать на построенной им примитивной субмарине «Черепаха» (”Turtle”) английский 64-пушечный фрегат «Игл» в 1776 году во время войны за независимость США.

Италия

Следующий шаг сделали итальянцы во время Первой мировой войны, создавшие к концу 1918 года человекоуправляемую торпеду «Миньятга».
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 года они проникли в базу австро-венгерского флота Пола и прикрепили подрывной заряд к корпусу линкора «Вирибус Унитис». После взрыва линкор опрокинулся и затонул. Зарядом второй торпеды был серьезно поврежден вспомогательный крейсер «Вин». «Виновники торжества» попали в плен.
Окрыленные успехом итальянцы продолжили разработку более совершенной человекоуправляемой торпеды. В 1935 году молодые офицеры Тезео Тезеи и Элио Тоски предложили свой вариант такой торпеды SLC или “Maiale” («Майяле» - «Поросенок») с экипажем из двух человек, способной транспортировать взрывчатку весом 300 кг на расстояние до 10 миль. Автономность по запасу дыхательной смеси в аппаратах замкнутого цикла боевых пловцов составила шесть часов.
Одновременно для доставки таких торпед и их экипажей к району применения были переоборудованы 6 подводных лодок. В 1936 году была создана получившая широкую известность в годы Второй мировой войны специальная флотилия штурмовых средств - 10-я флотилия МАС, на вооружении которой состояли подводные лодки-носители, человекоуправляемые торпеды, взрывающиеся катера МТМ и боевые пловцы.
Первая успешная боевая операция с применением человекоуправляемых торпед была проведена ночью 20 сентября 1941 года. Три торпеды с шестью членами экипажей подорвали на рейде Гибралтара и его защищенной гавани сухогруз и два танкера общим тоннажом 21 489 т. Экипажи «Майяле» успешно доберутся до испанского берега и вернутся в свою флотилию.
Ночью 18-19 декабря 1941 года три «Майяле»предприняли свою самую успешную операцию, атаковав британский флот в порту Александрия (Египет). Итальянцам удалось проскочить сквозь ворота в боново-сетевом заграждении, следуя за британскими эсминцами, которые в это время входили в гавань. В результате диверсии получили тяжелые повреждения и надолго вышли из строя линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиант», эсминец, потоплен танкер. Экипажи торпед попали в плен.
С сентября 1942 года по август 1943 года итальянские человекоуправляемые торпеды и боевые пловцы «Группы Гамма» потопили или тяжело повредили 11 торговых судов союзников общим водоизмещением 54200 тонны. Так, 10 декабря 1942 года на рейде Алжира три торпеды «майяле» и десять боевых пловцов потопили и повредили четыре судна водоизмещением 22 300 тонн. Повреждения получил также десантный корабль.
Кроме человекоуправляемых торпед итальянцы использовали и сверхмалые ПЛ типа «CA» и «CB». Лодку типа «СА» планировалось использовать для диверсии в порту Нью-Йорка, но операция была отменена. Субмарины типа «СВ» действовали и на Черноморском театре в 1942-44 гг.
Всего в 1941-1943 годах фирмой «Капрони» было построено 12 лодок типа «СВ». Они имели следующие основные характеристики:

Водоизмещение надводное/подводное - 36/45 т
Длина - 15 м
Ширина - 3 м
Осадка - 2,1 м
Скорость надводная/подводная - 7/5 узлов
Дальность плавания надводная при скорости 5 узл. - 1400 миль
Дальность плавания подводная при скорости 3 узл. - 50 миль
Предельная глубина погружения - 55 м
Автономность - 12 суток
Вооружение - 2 торпедных аппарата калибром 450 мм
Экипаж - 4 человека

14 января 1942 года Италия подписана с Германией соглашение об участии легких сил итальянского ВМФ в действиях против советского флота на о. Ладога и Черном море. В частности, на Черное море направлялись 6 ПЛ типа «СВ» (№ 6-11). В июне 1942 года лодки прибыли в свой порт базирования Ялту. Основной задачей флотилии было участие в блокаде Севастополя.
Первую и единственную потерю итальянские подводники понесли уже 13 июня, когда в порт ворвались два советских торпедных катера и торпедировали «СВ-5», погиб и ее командир.
На Черном море сверхмалые ПЛ совершили 42 боевых выхода в море. 26 августа 1943 года «CB-4» потопила советскую подводную лодку «Щ-203» около Евпатории. Кроме того, итальянцы претендуют на потопление 26 февраля 1942 года подлодки «С-32» лодкой «СВ-3», по другой версии «С-32» была потоплена немецкой авиацией.
В конце сентября 1942 года 4-я флотилия перебазировалась в Мариуполь, откуда ее планировали перебросить в Махачкалу для использования на Каспийском море. Разгром немцев и их союзников под Сталинградом положил конец таким амбициозным планам.
После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года лодки были захвачены немцами, но продолжали действовать до 29 ноября с итальянскими экипажами, а затем переведены в Констанцу, где итальянцев румыны интернировали. В июле 1944 года лодки были переданы под контроль фашистской Итальянской социальной республики.
23 августа 1944 года Констанца подверглась налету советской авиации, в ходе которого были повреждены «СВ-4» и «СВ-6». «СВ-1», «СВ-2» и «СВ-3» стали трофеями Красной армии и включены в состав Черноморского флота, а затем использованы для испытаний и изучения итальянского опыта, после чего их разделали на металл.
После войны три «СВ» вошли в состав ВМФ Югославии, где прослужили до конца 50-х годов.

Япония

Важное значение сверхмалым ПЛ и человекоторпедам придавал и Императорский флот Японии. В 1932 году с идеей создания СМПЛ выступил капитан 1 ранга Канэдзи Кисимото. Носителями подобной техники должны были стать специально оборудованные корабли или подводные лодки.
Первые такие лодки (тип «А») вступили в строй в конце 1933-начале 1934 годов. Всего было построено 58 единиц. Их основные ТТХ были следующими:

Водоизмещение подводное - 46,7 т
Длина - 24 м
Ширина - 1,8 м
Высота - 3 м
Мощность гребного электродвигателя - 600 л.с.
Скорость надводная/подводная - 23/19 узлов
Дальность плавания (при скорости, узл.) - 15 (23), 80 (2) миль
Глубина погружения - 30 м
Экипаж - 2 человека
Лодки были вооружены двумя 457-мм торпедами с 350-килограммовыми боеголовками. При скорости 45 узлов их дальность хода достигала 5500 м.

7 декабря 1941 года 5 лодок типа «А» участвовали в атаке на Перл-Харбор. В район операции их доставили специально оборудованные субмарины. Одна из СМПЛ была обнаружена американским эсминцем USS “Ward” на подходах к ВМБ и потоплена. Это фактически можно считать началом войны на Тихом океане. «Ха-19» была обнаружена американцами, которые вынудили ее сдаться. Сейчас эта лодка демонстрируется в Национальном музее войны на Тихом океане в штате Техас. В ходе атаки американской ВМБ погибли все пять СМПЛ, которым не удалось добиться каких-либо успехов.
В ночь на 30 мая 1942 года три минисубмарины предприняли атаку на корабли союзников в бухте Сиднея (Австралия). Результаты рейда оказались весьма скромными.
Одна из СМПЛ запуталась в противолодочной сети и была взорвана экипажем, погибшим вместе с лодкой. Другая лодка была обнаружена противником, но от преследования ей удалось оторваться и выпустить обе торпеды по американскому крейсеру «Чикаго». Торпеды прошли мимо и взорвались от удара в берег. От этих взрывов получил повреждения и затонул австралийский корабль. На обратном переходе к носителю минисубмарина пропала без вести. Третью СМПЛ обнаружили и атаковали корабли противника, она получила повреждения и была взорвана экипажем.
В конце апреля 1942 года японская 8-я флотилия подводных лодок вышла в рейд по Индийскому океану. На борту трех крейсерских субмарин находилось по одной СМПЛ типа «А», остальные две несли гидросамолеты-разведчики. Вечером 29 мая разведывательный самолет обнаружил в порту Диего-Суарес (о. Мадагаскар) британский линкор «Рэмиллис», два эсминца и семь других кораблей и судов.
Вечером 30 мая в 10 милях от Диего-Суареса с крейсерских лодок спустили две минисубмарины (на третьей вышел из строя двигатель). Одной из них удалось проникнуть в порт и торпедировать линкор (вышел из строя на год) и танкер, который затонул. На обратном пути из-за неисправности лодку выбросило на мель. Ее экипаж высадился на берег и погиб в бою с британскими морскими пехотинцами. Вторая лодка пропала без вести.
Подводные лодки типа «А» в 1942-1943 гг. использовались во время боев за тихоокеанские острова как в наступательных действиях, так в обороне. Их результативность была крайне низкой.
В 1942-1944 гг. японцы пытались создать более эффективные СМПЛ типов “B”, “C”, “D”, “Kairyu” и другие. Одним из главных их отличий от «А» была дизель-электрическая силовая установка, что увеличивало дальность плавания и позволяло автономно заряжать аккумуляторные батареи.
Было построено несколько несколько сотен таких субмарин. Таким образом «великая империя» безуспешно пыталась предотвратить свой неминуемый крах. Некоторое число таких минисубмарин участвовали в боевых действиях за острова Тихого океана, неся тяжелые потери без видимого успеха.
В феврале 1944 года на вооружение императорского флота поступили человекоторпеды «Кайтен». Идея торпед, управляемых камикадзе, была выдвинута после поражения японцев у атолла Мидуэй подводниками младшим лейтенантом Сэкио Нисине и лейтенантом Хироси Куроки. Естественно, что такие идеи рождаются только в безвыходном положении под жупелом патриотизма и самопожертвования.
Офицеры действовали в истинно самурайском духе, написав обращение к военно-морскому министру собственной кровью. Согласно японским традициям, письмо, написанное кровью автора, будет непременно прочитано.
«Кайтен» был разработан на базе 610-мм торпеды «Тип-93», управляемой одним пилотом-камикадзе, так как в отличие от итальянских и немецких человекоторпед его спасение не предусматривалось, благо желающих отдать хватало для того, чтобы потопить самый крупный военный корабль. При скорости 30 узлов «Кайтен» мог пройти до 12 миль. Максимальная глубина погружения составляла 60 м. Для наблюдения за окружающей обстановкой имелся перископ.
Тактика применения человеко-торпед была следующей. Лодки-носители с четырьмя-шестью «Кайтенами» на борту выдвигались в район предполагаемой операции. При обнаружении цели водители переходили в торпеды и по телефону получали необходимую для атаки иформацию. Затем «Кайтены» отцеплялись от носителя и следовали к цели на глубине 4-6 метров.
Первая зафиксированная атака состоялась в ноябре 1944 года у берегов атолла Улити (Каролинские острова). Ценой потери 12 «Кайтенов» (11 из них небоевые) был потоплен американский танкер.
Использование японцами человекоторпед не принесло ожидаемого результата. Из 150 использованных «Кайтенов», только около 8 достигли цели.

Великобритания

Первые испытания своей человекоуправляемой торпеды Mk-1 “Chariot” («Чариот») британцы начали летом 1942 года. Она была практически копией итальянской «Майяле». Для их транспортировки были переоборудованы три подводные лодки. Всего в годы Второй Мировой войны в Великобритании построили 80 управляемых торпед типов Mk-1, Mk-2 и Mk-3.
Уже в октябре 1942 года англичане предприняли неудачную попытку атаковать человекоуправляемыми торпедами немецкий линкор «Тирпиц», базировавшегося в Тронхейм-фьорде (операция «Тайтл»).
В ночь с 2-го на 3-е января 1943 г. британцы решили взять реванш, атаковав порт Салерно (о. Сицилия). Итальянский легкий крейсер «Ульпио Трайано» и транспорт (8700 т) были выведены из строя.
В конце 1943 года было создано итало-английское спецподразделение боевых пловцов под командованием капитана 2 ранга Э. Форда. В него вошли некоторые бойцы 10-й флотилии МАС, перешедшие на сторону королевского правительства Италии после свержения фашистского режима.
В ночь с 21-е на 22-е июня 1944 года итальянские «Майяле» и английские «Чериоты» провели свою первую совместную операцию, потопив в гавани Специи тяжелый крейсер «Больцано», еще через несколько дней серьезно повредили крейсер «Гориция».
Кроме того, были проведены ряд удачных операций на Средиземном море и Андаманских островах в Индийском океане.
Параллельно велось проектирование сверхмалых подводных лодок типа “X” («миджетов»). Дизельный двигатель позволял «миджету» водоизмещением 30/34 тонн развивать надводную скорость 6,5 узлов (дальность плавания достигала 1860 миль), а электромотор под водой - 6 узлов (дальность плавания 80 миль при 2-х узлах). Лодка несла два контейнера, содержавших по две тонны взрывчатки и оснащенных часовыми взрывателями. Экипаж состоял из трех человек: командира, его заместителя, исполнявшего также обязанности штурмана и водолаза, механика.
Серийный выпуск лодок “X” начался в конце 1942 года, всего было построено 23 единицы. Строились также учебные «миджеты» типа “ХТ” (6 ед.), а во второй половине 1944 года начался выпуск модернизированных лодок “ХЕ” (12 ед.). Создавались и другие типа диверсионных минисубмарин.
СМПЛ буксировалась большой подводной лодкой в район намеченной операции. Последний отрезок пути «миджет» проделывал самостоятельно. Водолаз покидал лодку и прикреплял подрывные заряды к корпусу цели или устанавливал на дне под ней. Затем «миджет» снова встречался с «маткой» и покидал район операции.
В сентябре 1943 года англичане провели операцию “Source” с использованием шести «Эксов». Ее целью была атака немецких кораблей «Тирпиц», «Шарнхорст» и «Лютцов» в норвежских фьордах.
Успеха удалось достичь только “Х6” и “Х7”. Их водолазы заложили 8 тонн взрывчатки под днищем «Тирпица», линкор получил тяжелые повреждения. Эта победа досталась британцам дорогой ценой - их флот потерял все шесть подлодок типа “X”. Погибли девять подводников, еще шестеро попали в плен.
В 1944 году в двух рейдах подлодке “X24” в норвежских фиордах удалось потопить плавучий док и транспорт (7500 т).
Действовали британские минисубмарины и на азиатском театре военных действий. 31 июля 1945 года им удалось потопить в Сингапуре тяжелый японский крейсер «Такао».

Германия

30 января 1943 года Карл Дёниц заявил о создании нового специального подразделения - Kleinkampfverb;nde der Kriegsmarine (K-Verb;nde, Подразделение малых боевых сил ВМФ) под командованием вице-адмирала  Вейхольда (с 20 апреля 1944 г. - вице-адмирала Гельмута Хейе). В состав соединения вошли подразделения взрывающихся и малых торпедных катеров, СМПЛ, человекоуправляемых торпед и боевых пловцов. ВМФ Германии и ранее интересовался этими вопросами, занимаясь как собственными разработками, так и используя опыт японцев и итальянцев. Немалую роль сыграла успешная атака британских «миджетов» на линкор «Тирпиц».
Территориально в структуре K-Verband были созданы штаб «Запад» (Вильгельмсхафен), штаб «Север» (Осло), штаб «Скагеррак», штаб «Голландия» и штаб «Юг» (Италия). Личный состав K-Verband набирался исключительно из добровольцев разных родов войск.
Немецкие конструкторы разработали несколько проектов минисубмарин, таких, как:
1. «Хехт» (нем. Hecht - щука)
2. «Бибер» (Biber - бобр)
3. «Мольх» (Molch - тритон)
4. «Зеехунд» (Seehund - тюлень)
5. «Дельфин» (Delphin - Дельфин)

Наиболее удачным из их был «Зеехунд». Экипаж лодки состоял из двух человек, вооружение - из двух 533-мм торпед. Дизельный двигатель и электродвигатель позволяли лодке развивать 7,7 узлов на поверхности и 6 узлов под водой. Надводная дальность плавания составляла 300 миль, подводная - 63 мили; глубина погружения - до 50 метров. Было построено 285 единиц.
Кроме того, разрабатывались и их весьма оригинальные их вариации, такие, как «Зеетойфель» (Seeteufel  - морской чёрт), снабженной как винтом, так и гусеницами. Лодка на гусеницах под дизелем могла достигать берега, где спускалась на воду и двигалась к цели под электродвигателем. Предполагалось вооружить ее двумя торпедами, а также пулеметом или огнеметом. Капитуляция Германии не позволила завершить работы над «Зеетойфелем».
Всего в 1944-1945 гг. в Германии было построено 1025 СМПЛ.
На вооружении K-Verb;nde состояли и человекоуправляемые торпеды «Негер», «Мардер», «Хай», «SLC» (итальянская). Первые три из них конструктивно представляла собой соединённые две электрические торпеды G7е, в одной из которых, верхней, вместо заряда взрывчатого вещества, располагалась кабина пилота. Приблизившись к цели на требуемую дистанцию, пилот запускал боевую торпеду, а сам возвращался на ведущей торпеде.
Сверхмалые ПЛ приступили к боевым действиям у побережья Бельгии и Голландии с 29 августа 1944 года вскоре после высадки союзников в Нормандии. «Сырые», недоработанные конструктивно минисубмарины, несмотря на героизм и самопожерствование их экипажей, несли огромные потери, в основном по небоевым причинам, с минимальными успехами. Так, до конца 1944 года «Биберы» потопили одно судно тоннажом 4700 т ценой потери 31 лодки.
В январе 1945 года германский ВМФ пытался применить «Биберы» против советских и союзных кораблей в Кольском заливе, особенно их интересовал линкор «Архангельск». 5 января три подводные лодки типа VIIC с шестью «Биберами» на борту вышли из Тромсё (Норвегия). Однако, еще на переходе четыре СМПЛ вышли из строя из-за течи в бензопроводах (были оснащены автомобильными движками) и опасности взрыва. Операцию отменили.
Боевое крещение человекоуправляемых торпед и K-Verband состоялось в ночь на 21 апреля 1944 года близ Анцио (Италия) в районе высадки десанта союзников. Так как в момент атаки крупные корабли там отсутствовали, то семнадцати «Негерам» удалось потопить только два небольших военных корабля и одно судно. Подразделение потеряло три человека.
Ночью 6 и 8 июля 1944 года «Негеры» атаковали у побережья Нормандии суда союзников, участвовавших в операции «Оверлорд». Потери последних составили 6 кораблей, включая крейсер «Драгон». Из 30 человекоуправляемых торпед, участвовавших в операциях, уцелели единицы.
До начала сентября немцы использовали «Негеры» и «Мардеры» против союзников в Нормандии и Южной Франции, потеряв большинство из них без достижения видимого успеха.


Рецензии