Умный автомобиль

В обиходе появилось новое слово – смарт, что означает умный, находчивый, сообразительный. В нашей жизни уже трудно удивить смарт часами, смартфоном, смарт телевизором. И вот теперь появились смарт автомобили. Понятие смарт применительно к техническим устройствам означает их полную начинку электроникой и расширение функций. Так смарт часы не только показывают время, но и позволяют получить массу полезной информации: пройденное расстояние (в шагах и километрах), пульс, сожжённое количество калорий, качество сна и многие другие параметры жизни и здоровья.

Смарт автомобили имеют массу электронных помощников. Они помогут в обеспечении безопасной езды машины, не допустят заноса и пробуксовки колес, помогут при парковке, участвуют в управление двигателем и коробкой перемены передач. Помощники облегчают управление автомобилем, повышают безопасность, экономичность и эффективность движения.

Человек быстро привыкает к хорошему. Водитель с достаточным стажем вождения легко выполняет движение задним ходом даже в стесненных условиях с поворотами и объездом препятствий. Но работа водителя существенно облегчается при наличии камеры заднего вида. При включении задней передачи на камере вырисовывается траектория движения автомобиля. Зелеными линиями выделена безопасное движение, желтыми – рискованные зоны, и красными определяется опасное маневрирование. При выезде из ворот гаража часто мешают небрежно припаркованные автомобили. Есть водители, которые работают по правилам дорожного движения, и никогда не припаркуют машину, представляя неудобство другим участникам движения. И есть «водилы», которые могут бросить машину посередине дороги, или перекроют выезд со стоянки другим участникам движения.

Камера заднего вида вырисовывает препятствия и существенно облегчает жизнь водителя. В один не прекрасный включаю заднюю передачу перед выездом из гаража и вижу совершенно черный экран камеры заднего вида. Автовладельцы называют такую картину – «квадрат Малевича». Начинаю разбираться в проблеме при помощи гаражной службы добровольной помощи, интернета и прочих источников. Проблема в камере заднего вида. Стоит камера 25 тысяч рублей. Ремонту не подлежит, по мнению сервисменов, только замена, а это еще 5-10 тысяч рублей.

 Неоригинальная камера в Автомаге стоит от полутора до пяти тысяч рублей. Но дело в том, что камера работает в паре с головным устройством, которое чужую камеру не увидит. Нашли умельца, который определил, что нужно просто перепаять окисленный участок схемы электронной платы камеры, после тестирования на ноутбуке все будет в порядке. Нужно снять камеру, отвезти мастеру, он все проверит, а потом через три дня поехать и забрать. Позвонил на гарантийный сервис, на камеру гарантия не распространяется, ремонт не делаем, только замена. Решил, что ездил 50 лет без камеры, поезжу еще, сколько жизнь отмерит.

Осенью занимался заменой летней резины на зимнюю. Загрузил в багажник плотненько комплект резины. При выезде из гаража исчез квадрат Малевича, камера заднего вида заработала. Загруженные колеса прижали обшивку багажника в том месте, где изнутри закреплена камера заднего вида, контакт сработал и все в порядке.
Помимо камеры заднего вида водители смарт авто постоянно сталкиваются с различными электронными помощниками. Начнем, пожалуй, с антиблокировочной системы (АБС) торможения. Это далеко не новый, но очень полезный атрибут современного авто. При езде по льду колеса проскальзывают, машину начинает носить по дороге. АБС не допускает проскальзывания колес, тормозит быстрое вращение, даже хрустит колесо и лед, машина идет ровно.

Среди прочих важных умных устройств системы: автоматического торможения, удержания в полосе, распознавания пьяных («алкозамок»), автоматического включения аварийной сигнализации при аварии и резком торможении, контроля усталости водителя, камера заднего вида или датчики парковки и «черный ящик» — телеметрическое устройство, фиксирующее параметры движения.

В России также стала обязательной для новых автомобилей установка системы «Глонасс». Это комплекс, разработанный в РФ и предназначенный для экстренного реагирования в опасных ситуациях — при автомобильных авариях, ДТП. Система работает следующим образом:
• датчики, установленные в транспорте, срабатывают при ударах, нажатии на тревожную кнопку, опрокидывание кузова;
• терминал, установленный в авто, определяет координаты местонахождения автомобиля, количество людей, скорость перед аварией, перегрузки, данные о машине;
• информация передается по сотовой сети в центр обработки;
• оператор связываются с людьми в автомобиле, и передает вызов спасательной службе.

Отдельное место и большое значение имеют компьютерные блоки управления двигателем, коробкой перемены передач и охранной системой автомобиля. Через месяц после покупки смарт авто по приходу в гараж обнаружил, что аккумулятор разрядился в «ноль». К счастью в гараже имелось умное зарядное устройство. Это устройство имеет встроенный микропроцессор и адаптируется к уровню зарядки аккумулятора. Через полчаса автомобиль завелся, на табло надпись «Сбой в системе трансмиссии. В сервис со скоростью не более 60 км».

 Приехал в сервис, инженер по гарантии подключил сканер – семь ошибок в системе. Все ошибки были удалены. Тестирование электрики прошло без замечаний, причина сбоя неизвестна. После этого происшествия еще два раза посещал сервис для адаптации коробки передач, все безрезультатно. При проезде лежачих полицейских и езде в пробках наблюдались толчки в системе привода. Человек ко всему приспосабливается. Через некоторое время удалось минимизировать дерганье коробки, включая режим «спорт» в проблемных местах движения.

После очередного техобслуживания и неудачной попытки адаптации коробки перемены передач проблема усугубилась. Решил поискать частного мастера на сайте Профи ру. Нашел объявление со всеми отличными оценками. Мастер Вася с супер сканером решает любую проблему. Созвонились с мастером, договорились о встрече в гараже. Вышел по звонку Васи. Очень интересный представительный мужчина лет 65, приехал на новеньком крутом джипе. Полный багажник каких-то устройств, запчастей.

Вася прояснил проблему, выражался весьма образно, но большей частью с использованием ненормативной лексики. Подключил сканер к разъему диагностики авто, включил ноутбук, который входил в комплект со сканером. Нашел в меню марку и модель авто, начал адаптацию по специальной программе. Оказалось, что сканер гораздо круче, чем на фирменном сервисе. Вся процедура заняла минут сорок. По меню постоянно шли запросы и указания: нажать на педаль тормоза, довести обороты двигателя до максимума и держать до отсечки, включить коробку на режим «Д» и так далее.

В паузах мастер успел обсудить работу дорогих сервисов. Самое простое предложение без простонародных выражений –«жлобы все, деньги сдирают, а нормальную технику купить не могут, за этот сканер 300 тысяч уплачено».

 После тестирования необходимо было совершить короткий пробег на разных режимах работы трансмиссии. Короткий тест показал улучшение работы, но мастер сказал, что для полной адаптации требуется пробег около сотни километров.

Вася оказался очень интересным собеседником. После получения расчета поговорили еще минут пятнадцать. Осудил современную молодежь – только и могут в телефоне ковыряться, никаких интересов к работе, взял себе ученика, прогнал через две недели. Мастер пояснил недочеты сервисменов – во-первых, сканер у них совсем детский (жлобы), во-вторых, нельзя тестировать коробку без работы двигателя, иначе ошибку можно пропустить.

Спасибо большое мастеру Васе, поставил ему оценку самую высокую, написал благодарность на сайте. Во время тестирования внутри машины все время что-то хрустело, шипело, на дисплеи давались указания по регулировке зазоров и так далее. Смарт автомобиль все делал сам по нажатию на кнопки ноутбука и сканера.

Невольно вспомнились регулировка сцепления у классических Жигулей. Две гайки на штоке толкателя привода сцепления, пять минут и все готово.

 Конечно, смарт авто это комфорт – сел за руль, завел машину, включил подогрев сиденья, подогрев руля, можно сразу включить обогрев салона, пока не прогреется отопительная система от работы двигателя, идет электро подогрев обдува. Далее включаем маршрут движения по навигатору, девушка Оксана услужливо подсказывает повороты, рядность, скорость движения, камеры контроля скорости.

На более продвинутых автомобилях водитель вообще может отвлекаться от управления. Машина сама проследит за соблюдением разметки, остановит перед препятствием или пешеходом, круиз контроль не даст превысить скорость. Все это хорошо и прекрасно. Но, если такая машина простоит в гараже или на стоянке чуть больше месяца, то ее нужно будет везти на эвакуаторе на сервис. Собьются все настройки, сядет аккумулятор, возможно, что сигнализация не даст открыть двери в машине.

Вспоминаю свою «трешку» Жигули. В ноябре ставил машину на прикол в гараже. Приходил в конце декабря, аккумулятор почти дохлый. Достаю «кривой стартер» - заводную рукоятку, прокручиваю несколько раз двигатель, чтобы разогнать масло и облегчить пуск. Для того чтобы облегчить вращение коленвала, нажимаю и блокирую педаль сцепления доской. После этих манипуляций, ручным бензонасосом накачиваю бензин в карбюратор. Настраиваю воздушную и топливную заслонки, не включая зажигание, еще делаю несколько оборотов рукояткой до заводки. Жду пару минут, включаю зажигание, ставлю ручку в верхнее положение. Резкий поворот рукоятки, машина заводится с четверти оборота. Прогреваю двигатель до 80-90 градусов.

Хорошо, если есть возможность прокатиться на машине сотню метров. Все в полном порядке, машина стоит до марта, потом торжественный выезд по знакомым маршрутам.

Современная машина сейчас стала одноразовой вещью, точно такой же, как смартфон, зажигалка, но стоит во много раз дороже. Ладно, что многие вещи стали одноразовые, так и некоторые люди тоже одноразовые. Один раз пообщался и больше не хочется.

 К примеру, инженер по гарантии фирменного автосалона. Когда приехал в автосалон с проблемой по рывкам трансмиссии, то инженер недолго думая, объявил: «Все проверим, если проблему обнаружим, то устраним бесплатно. В противном случае придется оплатить работу по адаптации». Возились вдвоем около двух часов. Выдали распечатку с компьютера, где графически изображена заводская настройка и фактическая по тестированию. Вердикт – отклонений нет, платите деньги в кассу.

Вася сделал быстрее, дешевле и гораздо эффективнее. Больше с инженером по гарантии общаться не хочется.

Если бы у меня была возможность, то хотелось бы вернуться к автомобилям конца 90-х. Примерно такой автомобиль мечты у меня был до 2010 года. Это была машина Форд Мондео 1998 года выпуска. Авто купил у профессионального перегонщика из Германии.

Машина была в прекрасной комплектации – кожаный салон, подогрев передних сидений, электро регулировка водительского сидения, легкая заводская тонировка всех стекол, климат контроль раздельный, антиблокировочная система тормозов, прекрасная ауди система с шестью динамиками и боксом на 6 ауди дисков с автоматической загрузкой. Было еще несколько приятных мелочей, таких как: вставки под дерево по салону, подсветка ручек двери и прочее.

Эта машина, как я теперь понимаю, была бы на всю жизнь. Двигатель выдерживал пробег до 500 тысяч километров без капитального ремонта, механическая коробка - до миллиона, оцинкованный кузов при хорошем уходе мог сохраниться лет до 25. По крайней мере, после 12 лет эксплуатации кузов Мондео не имел признаков ржавчины и имел вид музейного экспоната.


Рецензии
Николай! С Новым Годом! С любопытством прочитал про смарт-авто. У меня права с 1967 года, то есть еще и "Жигулей" то не было. Даже, в Питере, гужевой транспорт попадался, и по первости казалось, как на улице тесно. Ныне же в город, тот, что Петербург нет смысла ездить - не припаркуешься, а метро и вовсе прекрасно работает, быстрей доберешься. Недавно менял камеру заднего вида, а что делать привык, хотя десятки лет без оной обходился. Хорошо написано, и про то, и про сё нынешнее. А, "Мандео" лучше. Мне тоже "немцы" нравились, теперь они потеряли превосходство и лоск, из-за сборки где попало. По нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   04.01.2024 10:57     Заявить о нарушении
Добрый день,Сергей!
Спасибо большое за Добрый и подробный отклик!
Вам добра и здоровья!
С уважением!

Николай Игнатущенко   04.01.2024 12:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.