Новохопёрская элегия
Молчалив Хопёр, слова от него не допросишься. Может, и хочется ему что-то поведать людям о былом, да не дал Бог ему такой возможности. Другая у него судьба, другое предназначение – молча будоражить души людей своими красотами, звать их к мыслям величественным и праведным. И вовсе не случайно в Новохопёрске есть поверье, что река у подножия города способна лечить.
В советские годы местные жители с особой силой тянулись к берегам реки-красавицы в летнюю пору. Пешком ходить на Хопёр к правобережным песчаным косам считалось не зазорным, а те из горожан, кто имел мотоцикл или машину, стремились только к левобережной Желтоярной косе. Ставили они там, на кромке леса фанерные домики, и пребывали во благе от весны до осени на золотом песочке у воды, среди рассветов и закатов, загаров, рыбалок и вечерних посиделок у костров. Обитали горожане на этой косе кто в отпусках, кто по выходным, а кто и постоянно, без отрыва от производства, - ведь на колесах до города рукой было подать.
Вместе с тем, москвичи и мурманчане, с некоторых пор облюбовавшие берега Хопра, тоже стремились к ним с искренней охотой. Отпуск на Хопре, проведенный в палатках, считался изысканным лакомством…
А местные рыбаки, густо населявшие перекаты и заводи на утренних и вечерних зорьках, умели рассказать так, что пришлые люди потом увозили с собой, как дивные сувениры, легенды о временах вольного казачества и строительстве морских кораблей в Новохопёрске. Рыбаки также не забывали упомянуть и о том, что самый первый корабль по Хопру и Дону вниз от Новохопёрской верфи сопровождал будущий великий флотоводец Фёдор Ушаков.
Легенды жили сами по себе, а в официальных источниках по этому поводу царило безмолвие.
Завесу интригующей загадочности над Новохопёрском развеяло новое время. Ощущение случилось таким, будто густой туман поутру сначала разорвало и развеяло в клочья, а затем давние события вдруг стали проясняться в хронологическом порядке.
Сначала вскрылись казачьи тайны Прихопёрья. В конце 1980-х в Ленинграде вышла в свет монография Шенникова А.А. «Червленый Яр». Автор провел беспрецедентную работу и объединил разрозненные мнения воронежских, тамбовских и саратовских краеведов в нечто единое. Фундаментальность труду Шенникова А.А. добавили его собственные исследования района Среднего Подонья методами исторической географии.
И заискрилась история правобережья Хопра в свете скорой реабилитации казачества. Известнейший донской историк Сухоруков В.Д. в своих трудах не осмелился отдать кому-либо пальму древности казачества, а Шенников осмелился и назвал правобережье Хопра протоказачьим образованием. И никто, между прочим, сие утверждение с той поры даже не попытался опровергнуть. Одним словом, что ни говори, а Червленый Яр, в границах которого как бы находились земли современного Новохоперского района, считается колыбелью казачества.
Конец Червленого Яра пришелся на последнюю треть ХVI века, а последующие почти сто тридцать лет от середины ХVII века вместили в себя интереснейшую историю хоперского казачества, - и вольного бунтарского, в границах земель Войска Донского, и служилого, в составе казачьей команды Хоперской крепости.
Казачьи юрты (владения) присоединили к Воронежской провинции в 1710 году, а в 1718 году к Воронежской епархии приписали и Хопёрскую крепость
И ничто уж после того не предвещало судьбоносных перемен в Прихоперье, да грянула война с Турцией, в 1769 году. Екатерина II возложила на контр-адмирала Сенявина А.Н венец «второго державного плотника», предписав ему Высочайшим Указом возглавить донскую экспедицию и выстроить флот по методу Петра Великого.
… Ожили в крепких сенявинских руках петровские верфи в Таврове, Икорце , Павловске и Новохопёрске.
Вот что, в частности, гласило донесение контр-адмирала Сенявина А.Н. императрице Екатерине II в мае 1770 года: « …И по сим полезностям, дабы и самим делом исполнить, я ордеровал флота капитана I ранга Тишевского, чтобы он по реке Хопру отыскал к тому фрегатов построению места, и по полученному от него, Тишевского, ныне рапорту показано, что таковое для построения фрегатов место есть при Новохопёрской крепости на реке Хопре, расстоянием от того, где на фрегаты леса заготовляются, в 20 и 30 верстах…».
Екатерина II одобрила это донесение, и вскоре в Новохопёрске заложили фрегаты «Первый» и «Второй» по чертежам контр-адмирала Сенявина А.Н.
…Их спустили на воду 12 и 13 апреля 1771 года, чтобы тотчас отправить в путь по половодью Хопром и Доном до Таганрога для дооснастки и вооружения. Командовал проводкой эскадры главный распорядитель Новохопёрской верфи флота капитан первого ранга Тишевский А.Л.
В итоге строительство судов в Новохопёрске продолжалось до 1779 года. И построили здесь судов общим числом около тридцати. Десять фрегатов в этом ряду стояли отдельной особо значимой строкой.
Летопись Новохопёрской верфи тоже прояснилась в новое время, ее составили на основании официального издания А.А. Чернышова «Российский парусный флот, Справочник, т.1, М., - 1997 г.». О подробностях масштабного строительства судов на Хопре свидетельствуют многочисленные документы, опубликованные в «Материалах по истории Русского Флота, часть 6, С-Петербург -1877».
Глубоко символично, что в день основоположения Черноморского флота 2 мая 1783 года в Ахтиарской бухте Черного моря красовались фрегаты «Восьмой», «Девятый» и «Десятый» новохоперской закладки. Фрегаты «Второй», «Пятый», «Шестой» и «Седьмой», строенные на все той же Новохопёрской верфи, вошли в состав флота чуть позже. Вот так и стал Новохоперск частью колыбели Черноморского флота России на воронежской земле.
…В пик информационно-исторического всплеска в Новохопёрске не хватало лишь строгого документального подтверждения о пребывании Ушакова Ф.Ф. на новохопёрской земле.
И в этот момент в город неожиданно приехал уроженец города Лиски Воронежской области капитан третьего ранга Черноморского флота Лисовский Юрий Владимирович. Находясь в отставке, он побывал на всех воронежских верфях, чтобы поклониться тем местам, где создавался Черноморский флот. Пришел черёд Новохопёрска. Личный архив Лисовского, его знание всех тончайших деталей истории вопроса просто поражали. Выяснилось,что в Истории Русского Флота (Адмирал Ушаков, т. 1, Военно-морского изд-во, Военноморск. мин-ства, М., - 1951) на второй странице находился лаконичный ответ на злободневный новохоперский вопрос об Ушакове: «На фрегате «Первый» под командой флота капитан-лейтенанта Кузьмищева в составе эскадры капитана Тишевского участвовал в проводке фрегата от Новохоперской крепости реками Хопер и Дон до Азовского моря».Круг замкнулся с неимоверной точностью.
…4-5 августа 2001 года намечалась канонизация Ушакова Ф.Ф. в Мордовии, в Санаксарском монастыре.
Накануне жительница Новохопёрска Л.С. ехала в Дивеево в группе паломников. Ехала и не ведала, что по ходу поездки ей предстоит попутно поучаствовать в прославлении Ушакова в лике святых.
… Находясь в глубоком восхищении от увиденного и услышанного во время канонизации, Л.С. приобрела иконку праведного воина Ушакова, приложила ее к мощам и потом некоторое время хранила святыню дома.
Однажды, придя по обыкновению в новохопёрский Воскресенский храм, Л.С. ахнула, увидев кадетов во главе с морским офицером. В голове мелькнула мысль: «Вот кому она нужнее всего!» А до дома рукой было подать. Успела обернуться, как раз к тому моменту, когда кадетов благословляли. А забрать святыню обратно даже и мысли не случилось. С той поры иконка Ф. Ушакова так и находится в Воскресенском храме.
Свидетельство о публикации №222033001509