Новохопёрская элегия

Когда вырываешься из повседневной суеты к берегам  Хопра, то поневоле задумываешься, насколько славились  эти места сотни лет тому назад изобилием зверья и птицы, рыбы, дикого меда…

Молчалив Хопёр, слова от него не допросишься. Может, и хочется ему что-то поведать людям о былом, да не дал Бог ему такой возможности. Другая у него судьба, другое предназначение – молча будоражить души людей своими красотами, звать их к мыслям величественным и праведным. И вовсе не случайно в Новохопёрске есть поверье, что река у подножия города способна лечить.

В советские годы местные жители с особой силой тянулись к берегам реки-красавицы в летнюю пору. Пешком ходить на Хопёр к правобережным песчаным косам считалось не зазорным, а те из горожан, кто имел мотоцикл или машину,   стремились только к  левобережной Желтоярной косе. Ставили   они там, на кромке леса   фанерные домики, и  пребывали во благе от весны до осени на золотом песочке у воды,  среди рассветов и закатов, загаров, рыбалок и  вечерних посиделок у костров. Обитали горожане на этой косе кто в отпусках, кто по выходным,  а кто и постоянно, без отрыва от производства,  -   ведь на колесах до города  рукой было подать.
      
Вместе с тем,  москвичи и мурманчане, с некоторых пор облюбовавшие  берега Хопра, тоже стремились к ним  с искренней охотой. Отпуск на Хопре, проведенный в палатках, считался изысканным лакомством…
            
А местные  рыбаки, густо населявшие перекаты и заводи на утренних и вечерних зорьках,   умели рассказать так, что   пришлые люди потом увозили  с собой, как дивные сувениры, легенды о временах вольного казачества  и   строительстве морских кораблей в Новохопёрске.  Рыбаки также не забывали упомянуть и  о том,   что самый  первый корабль по Хопру и Дону вниз от Новохопёрской верфи сопровождал будущий великий флотоводец  Фёдор Ушаков.

Легенды  жили сами по себе, а  в официальных источниках по этому поводу царило  безмолвие.

Завесу интригующей загадочности над Новохопёрском  развеяло новое время. Ощущение случилось таким, будто густой туман поутру  сначала разорвало и развеяло в клочья, а затем  давние события вдруг стали проясняться в хронологическом порядке.

Сначала вскрылись казачьи тайны Прихопёрья. В конце 1980-х в Ленинграде вышла в свет монография Шенникова А.А. «Червленый Яр». Автор провел беспрецедентную работу  и объединил разрозненные мнения воронежских, тамбовских и саратовских краеведов в нечто единое. Фундаментальность труду Шенникова А.А.  добавили его собственные исследования района Среднего Подонья  методами исторической географии.

И заискрилась история правобережья Хопра в свете скорой реабилитации казачества. Известнейший донской историк Сухоруков В.Д. в своих трудах не осмелился  отдать   кому-либо пальму древности казачества, а Шенников осмелился и назвал правобережье Хопра протоказачьим образованием. И никто, между прочим,   сие утверждение с той поры даже не попытался опровергнуть. Одним словом, что ни говори, а Червленый Яр, в границах которого как бы находились земли современного Новохоперского района,  считается колыбелью казачества.

Конец  Червленого Яра пришелся на последнюю треть  ХVI века, а последующие почти сто тридцать лет  от середины ХVII века вместили в себя интереснейшую историю хоперского казачества, - и вольного бунтарского, в границах земель Войска Донского, и служилого, в составе  казачьей команды Хоперской крепости.

Казачьи юрты (владения) присоединили к Воронежской провинции в 1710 году, а в 1718 году к Воронежской епархии приписали  и  Хопёрскую крепость

И ничто уж  после того не предвещало  судьбоносных перемен в Прихоперье, да грянула война с Турцией,  в 1769 году. Екатерина II возложила на контр-адмирала Сенявина А.Н  венец «второго державного плотника», предписав ему Высочайшим Указом возглавить донскую экспедицию и выстроить флот по методу Петра Великого.

… Ожили в крепких сенявинских  руках петровские верфи в Таврове, Икорце , Павловске и Новохопёрске.

Вот что, в частности,  гласило донесение контр-адмирала Сенявина А.Н. императрице Екатерине II в мае 1770 года: « …И по сим полезностям, дабы и самим делом исполнить, я ордеровал флота капитана I ранга Тишевского, чтобы он по реке Хопру отыскал к тому фрегатов построению места, и по полученному от него, Тишевского, ныне рапорту показано, что таковое для построения фрегатов место есть при Новохопёрской крепости на реке Хопре, расстоянием от того, где на фрегаты леса заготовляются, в 20 и 30 верстах…».

Екатерина II одобрила это донесение,  и вскоре  в Новохопёрске заложили  фрегаты «Первый» и «Второй» по чертежам контр-адмирала Сенявина А.Н.

…Их  спустили на воду 12 и 13 апреля 1771 года, чтобы тотчас отправить  в путь по половодью Хопром и Доном до Таганрога для дооснастки и вооружения. Командовал проводкой  эскадры  главный распорядитель Новохопёрской верфи флота капитан первого ранга Тишевский А.Л.

В итоге  строительство судов в Новохопёрске продолжалось до 1779 года. И построили  здесь судов общим числом около тридцати. Десять фрегатов в этом  ряду стояли отдельной особо значимой строкой.
 
Летопись Новохопёрской верфи тоже прояснилась в новое время, ее  составили на основании официального  издания А.А. Чернышова «Российский парусный флот, Справочник, т.1, М., - 1997 г.». О подробностях  масштабного строительства судов на Хопре свидетельствуют многочисленные документы, опубликованные  в «Материалах по истории Русского Флота, часть 6, С-Петербург -1877».

Глубоко символично, что в день основоположения Черноморского флота 2 мая   1783 года  в  Ахтиарской бухте Черного моря красовались фрегаты «Восьмой», «Девятый» и «Десятый» новохоперской закладки. Фрегаты  «Второй», «Пятый», «Шестой» и «Седьмой», строенные на все той же Новохопёрской верфи, вошли в состав флота чуть позже.   Вот так  и стал Новохоперск  частью колыбели   Черноморского флота России на воронежской земле.
…В пик информационно-исторического всплеска в Новохопёрске  не хватало лишь строгого документального подтверждения о пребывании  Ушакова Ф.Ф. на  новохопёрской земле.
         
И в этот  момент в город  неожиданно приехал уроженец города Лиски Воронежской области капитан третьего ранга Черноморского флота Лисовский Юрий Владимирович. Находясь в отставке, он побывал на всех воронежских верфях, чтобы поклониться тем местам, где создавался Черноморский флот. Пришел черёд Новохопёрска. Личный архив Лисовского, его знание всех  тончайших деталей  истории вопроса просто поражали. Выяснилось,что   в Истории Русского Флота (Адмирал Ушаков, т. 1, Военно-морского изд-во, Военноморск. мин-ства, М., - 1951) на второй странице находился лаконичный ответ на злободневный новохоперский  вопрос об Ушакове: «На фрегате «Первый» под командой флота капитан-лейтенанта Кузьмищева в составе эскадры капитана Тишевского  участвовал в проводке фрегата  от Новохоперской крепости реками Хопер и Дон до Азовского моря».Круг замкнулся с неимоверной точностью.
      
…4-5 августа  2001 года  намечалась канонизация    Ушакова Ф.Ф. в  Мордовии, в Санаксарском монастыре.
         
Накануне жительница Новохопёрска Л.С. ехала в Дивеево  в группе паломников. Ехала и не ведала, что по ходу поездки ей предстоит попутно   поучаствовать в прославлении Ушакова в лике святых.

… Находясь в глубоком восхищении от увиденного и услышанного во время канонизации,  Л.С. приобрела иконку праведного воина Ушакова,  приложила ее к мощам и потом некоторое время хранила святыню дома.

Однажды, придя по обыкновению в новохопёрский Воскресенский  храм,  Л.С. ахнула, увидев  кадетов во главе с морским офицером. В голове мелькнула мысль: «Вот кому она нужнее всего!» А до дома рукой было подать. Успела обернуться, как раз к тому моменту, когда кадетов благословляли.  А забрать святыню обратно даже и мысли не случилось. С той поры иконка Ф. Ушакова так и находится в Воскресенском храме.


Рецензии