В Андерсене усомнилась Из цикла Яблоко на дневнике

В Андерсене усомнилась
Эпиграф
Красотой привлеченный внешней, как другие, увы, я грешный.
Горбачева Кристина – сонет «Исповедь гадкого Утенка» »  [1]

   Еле заметно улыбнувшись мне, мама сказала:
– Я знала, что из всех сказок Андерсена, тебе, больше всего понравится, как раз история  про утенка.
– Почему? — удивилась я.
– Не знаю – как-то растерянно протянула она, просто интуитивно почувствовала.  У тебя доброе сердце, ты жалеешь слабых, да и к красоте ты не равнодушна.
Как же мама все-таки была тогда права.
С того дня прошло уже почти четыре года, а сказка про «Гадкого утенка»
до сих пор остается моей самой любимой историей.
– Вот так впечатление! Наверно, это любовь – на всю жизнь! – подшучивают надо мной родители.
    И вот наконец-то, у меня появился шанс рассказать о своих чувствах, всем тем, кто учится со мной в одном классе, потому что через две недели мы должны написать сочинение по этой сказке.
И мне непременно надо, чтобы моя работа оказалась лучшей, тогда ее обязательно прочитают вслух в нашем классе.
И это вовсе не честолюбие, как полагает мой папа, а желание поделиться важными для меня мыслями.
     Поэтому я заранее, а не как всегда в последний момент, начала готовиться.
Сначала для иллюстрации текста я вырезала несколько подходящих картинок из журналов, а одну даже нарисовала сама.
А сейчас сижу уже больше двух часов и записываю свои мысли по поводу сказки. Но почему-то связный текст у меня пока не выходит, получается отрывисто.
Я уже написала об беззащитности и безобидности главного героя — утенка, об его одиночестве и отверженности, об высокомерии тех кто его окружал, и о том, что внешняя красота не главное в жизни.
     Из задумчивости меня вывел истошный крик сестры, которая пришла из школы и явно была "на взводе".
– Никогда больше, никуда с ними не пойду! – в истерике повторяла она.
– Аня, да что же случилось? – встревоженно спросила я у сестры, разбрасывающей по всюду свою любимую косметику.
– Да это все Снежана из параллельного выпендривается. Она при всех, понимаешь, при всех сказала, что моя косметика – "отстой"! И крашусь я без вкусно!
– Скажи мне Лиза, ведь это же неправда? – С надеждой спросила Аня, хотя было видно, что искала она ответа вовсе не у меня, а у нашего старинного бабушкиного зеркала.
– Конечно, неправда! – поддержала я сестру. Почему ты ей не ответила? Ты же у нас «за словом в карман не полезешь» – удивилась я ее беспомощности.
– Да ничего ты, как всегда, не понимаешь, если отвечу, то в тусовку меня больше не пустят, ведь Снежана самая красивая у нас в классе считается.
И сестра, демонстративно хлопнув дверью, вышла из комнаты.
    Да, у Аньки с логикой явно беда, как-бы сказал мой друг Данька, решила я про себя. Она же только что во всю мощь вопила, о том, что никогда и никуда больше с ними не пойдет.
Ладно, она уже успокоилась, пора мне возвращаться к своей работе. Но тут раздался звонок, и я услышала, как Аня опрометью кинулась открывать дверь.
– Лизка, это к тебе – позвала меня сестра, разочарованным голосом. 
И через несколько секунд в нашу комнату вошел Даня.
– Лиза, закрой за мной дверь: я гулять пойду – раздраженно бросила мне на ходу сестра.
    И вот мы с Данькой остались одни.
– Привет! Чем занимаешься? Я тебе не отвлекаю?  – смутился он, увидев на моем столе исписанные листки.
– Да нет, у меня еще есть время закончить мою работу – успокоила я его. Ты хочешь знать, о чем я пишу? —  быстро спросила я, и не дождавшись ответа, выложила ему все свои мысли и чувства по поводу своей любимой сказки.
А в заключение попросила.
– Дань, поможешь мне красиво написать? Я знаю: для тебя это будет легко. Ты же у нас писатель!  А для меня эта работа очень важна.
После моей просьбы Данька почему-то нахмурился и, отвернувшись к окну целую минуту молчал.
– Да ничего страшного, если не хочешь, я и сама смогу, и мама мне может помочь – обиделась  я на него.
– Не в этом дело, Лиза, наконец-то повернувшись ко мне лицом – серьезно ответил Даня. Меня, не все устраивает в этой сказке, поэтому я не разделяю твоих чувств. Может я и не прав, но я не откажусь от своего мнения –решительно заявил он.
– Ну тогда расскажи мне свое особенное мнение – уже рассердилась я.
– А ты уверенна, что готова к этому? – сочувственно спросил он пристально глядя мне в глаза.
И вдруг я почувствовала, как у меня болезненно сжалось сердце, но я мужественно прошептала: «Говори».
    И Данька, нервно расхаживая по комнате, начал излагать мне свою особенную позицию.
– Сказка, на первый взгляд, действительно учит добру, но ты пойми – внушал он – это произведение прежде всего про особенного человека – художника-лебедя, которого не принимает толпа простых и грубых людей – «птичий двор».
Ведь лебедями называли творческих людей, чаще всего поэтов – Подражая учителям объяснял мне Данька. И продолжил.
    Андерсен тоже верил в свою звезду и верил в то, что избранный, даже если он гоним и презираем толпой обязательно докажет этому миру свою гениальность.
Над Андерсеном тоже ведь издевались, высмеивая его провинциальное происхождение, странную внешность и через чур эмоциональное поведение.
В общем это сказка, как и многие другие его произведения, о нем самом, подытожил он.
    Ты помнишь вывод, которого нет на твоей кассете, зато есть в тексте самой книги.
Сейчас я дословно не помню, но примерно это звучит так: «не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!»
Лебединое яйцо — это и есть зародыш гениальности – пояснил мне Даня.
– Теперь тебе понятно, о чем прежде всего эта сказка.
– А ты все говоришь: травить нельзя, одинокие существа беззащитны в этом мире – плаксиво передразнил он меня.
    Я решила до последнего «держать оборону»!
– Ну и что это меняет? – запальчиво возразила я – Значит мой утенок еще и гениальный!
А "птичий двор" естественно: слеп и глуп.
    В твоем классе тебя ведь тоже не жалуют, а я вот вижу, что ты особенный человек.
Данька даже покраснел, толи от удовольствия, толи от смущения.
Что он там себе подумал?  Я ведь только хотела защитить сказку.
 Но отойдя от шока, мой друг продолжил.
– Да, конечно, это романтизм и в общем это не так уж плохо, но в сказке есть одна фраза которая «режет мой слух». Помнишь финал, тот момент, когда Утенок увидел лебедей и решился подплыть к ним?
Что он тогда подумал?
И Даня, закатывая глаза, начал цитировать самым издевательским тоном.
– «Ах, они наверно заклюют меня, но лучше погибнуть от их ударов, чем терпеть щипки уток и кур, пинки птичницы, холод и голод зимой».
– А это, что за суицидальное поведение? – продолжил он.
– «Убейте меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти».
– Спрашивается, зачем тогда выживал? – вопрошал меня Данька.
– Ну и что здесь такого – недоумевала я – Он радуется чужой красоте, потому что он не завистлив, а потом его тянет к лебедям, ведь он тоже лебедь. Это же — инстинкт! – блеснула и я умным словечком.
    – Все так, – миролюбиво сказал Данька –  но тебе не кажется вкрадчиво начал он – что по этим словам люди могут сделать другой вывод, о том что сильным и прекрасным позволено больше. Они как бы вне морали.
А так не должно быть! Убийство в любом случае зло, кто бы его не сотворил: прекраснейший из царей или самый уродливый из рабов — отчеканил он.
Ведь Утенок сам страдал от жестокости, но оправдывает ее от красивых лебедей.
     Значит он преклоняется перед внешней красотой и грубой силой – окончательно распалился Данька и убийственно добавил.
Это, тот же фашизм, если разобраться, с Белокурой бестией во главе.   Есть раса господ и раса рабов!
     Я была ошарашена и только беспомощно моргала глазами, зная, что сейчас — расплачусь.
Испугавшись моей реакции на его вердикт, Данька бросился меня утешать.
– Ну не плачь Лиза, твои суждения тоже правильны – Может я глупость сейчас сказал, просто я так чувствую.
     Прости меня, зато, что заставил тебя усомниться в великом сказочнике.
Скорее всего он так не думал, но выразился, на мой взгляд неудачно.
     И тут я вспомнила, как сама предложила Ане ответить ее обидчикам, а она отказалась, только потому, что они, видите ли, считаются главными и красивыми.
    И теперь я уже не знаю, что же я буду писать в своем сочинении…
30.03.22



Теги: любимая сказка, проблема написания школьного сочинения, судьба гения, проблема травли, беспомощность, честолюбие, внешняя и внутренняя красота, смирение, философский спор со сказочником, сомнение в кумире, фашизм.


Рецензии
Вот так, другое мнение заводит в тупик. Красивая, не значит хорошая.

Серёга Дмитриев   23.04.2022 17:53     Заявить о нарушении