Его огненные версты

 
     Чем дальше в прошлое уходят события 1941 — 1945 годов, тем ценней воспоминания ветеранов. Одно дело документы, старые пожелтевшие газетные вырезки, другое дело рассказы людей, которые волею судьбы познали что такое война, что такое отступление и что такое Победа.
   На станции Уторгош, на улице Базарная есть небольшой домик и живет в нем замечательный человек — Иван Федорович Королев. Правда , в довоенные годы он жил в деревне Турская горка.
   -Меня призвали на действительную службу 19 июня 1941 года, - вспоминает Иван Федорович, - Мы, новобранцы, едем в воинские части. Было весело, интересно. И не знали мы, что едем практически на фронт, для большинства из нас другой поездки не будет. Доехали до Полоцка, а нам навстречу движутся фашистские полчища. Так уж получилось, что мне сельскому парню, сразу пришлось вступить в бой, тяжелый бой. Уже не радовали краски лета, на душе была горечь отступления, горечь от первых потерь. Мы уговаривали сами себя, что наши войска соберутся и так вдарят по фашистам, мало не покажется. Затем я оказался на Волховском фронте, на новгородчине, если говорить более конкретно, то под Мясным Бором, в самом центре мясорубки. Немцы окружили нас, но и в окружении мы продолжали сражаться. Почти всю зиму мы держали оборону, голодные, холодные. 22 апреля 1942 года в тяжелейшем бою я тяжело был ранен. Сотни, тысячи таких же солдат, как и я лежали под березами, хоронить их не было сил. Я думал, что и мне придется рядом с ними лежать, но ребята из моего взвода решили пробиваться и , сделав из палок носилки, они взяли меня с собой и пробились. Я оказался в госпитале. Долго лечили. Молодой организм взял свое. Встал я на ноги и сразу попросился на фронт, хотя мог поехать на отдых в тыл. Шел 1943 год. Наша часть оказалась  под Ленинградом. Синявские болота. Фашисты любой ценой пытались удержать кольцо блокады, мы же  старались прорвать его. Бои шли очень тяжелые. Одна часть после боя отходила «отдыхать», другие шли в бой. Отдыхали прямо на болоте в снежных окопах, или просто на кочках, ибо в теплую погоду окопы были полны воды. И все же мы пробили брешь в немецкой обороне. Ширина составляла 30 километров. Фашисты простреливали ее, но по ночам да и в пасмурную погоду по этому коридору в осажденный город поступало продовольствие, а обратно везли больных и раненых. А потом было наступление. Наша часть брала Новгород. 20 января мы вошли в наш любимый город. Он был разбит до основания. Пройдя по его улицам, мы двинулись по дороге на Шимск. Дошли до Грязной Харчевни ( Лесная). Остановились, дальше начинался Шимский район, фашисты сильно укрепились и взять его оборону с ходу не получилось. За эти годы мы тоже уже научились воевать  и просто так не лезли в атаки. Стали строить дорогу на Менюшу, в обход укрепрайона. Часть войск повернула на Медведь, Шимск, а наш батальон лесами дошел до деревни Закибье, затем Большие и Малые Угороды. Там был сильный укрепрайон и фашисты не хотели покидать его, но пришлось. Моя деревенька Турская горка была совсем рядом, рукой подать, там были мои родители, сестры и я не знал, живы они или нет, а покинуть часть я не мог. Мы двинулись в сторону Уторгоши. В тяжелые военные годы я прошагал почти по всему Шимскому району и не просто шагал, а прополз на животе под разрывы снарядов и свист пуль. А дальше наш путь пролегал по Псковской земле, затем по Прибалтике. Победу я встретил в городе Елгава.
   Я часто вспоминаю то что было и порой не вериться что это было со мной. Ведь я пробыл на передовой с первого дня войны и до последнего, причем участвовал в самых горячих боях и остался жив. А сколько я похоронил друзей и товарищей? Меня часто спрашивают, а как же ты — то уцелел. Да вот жив. В атаки ходил, но и на пули не лез и рукопашные схватки были. Все было.
   Таков вот Иван Федорович Королев. После войны он живет на станции Уторгош. С цветами к нему приходят школьники, он их напоит чайком и затем вместе с ребятами идет возлагать  цветы на братскую могилу, где покоятся его соратники и боевые друзья.
                2010 год.


Рецензии