Особая рота

 
        Рассказывает ветеран войны житель поселка Шимск В, А. АЛЕКСЕЕВ
-Война застала меня в Шимске. Не прошло и месяца как нас, молодежь, направили копать окопы — это в районе деревни большие Угороды, затем нас перебросили в Кириши. Там в Киришах мне вручили повестку в ряды Красной армии. Правда на фронт я не попал, а направили на учебу. В армии не хватало политработников. Через месяц я уже был на фронте. В мои обязанности входило поддерживать боевой дух бойцов и личным примером показывать как надо воевать. Буквально с первой политбеседы я говорил солдатам, что самое важное нужно не только умереть за родину, а надо выжить и победить. Когда подымал роту в атаку, то требовал не выставлять грудь под пули, а стараться использовать любой бугорок, кустик и уж ни в коем случае не бежать назад — это верная смерть. Сперва на мою тактику обратил внимание комбат, а затем и командир полка. Меня пригласили в штаб полка и предложили возглавить роту особого назначения. Я дал согласие и меня снова отправили на учебу, мы учились рукопашному бою, скрытно двигаться по местности и изучали немецкий язык. Снова фронт. Курская дуга. Все понимали, что грядет великое сражение. Мне поставили задачу: скрытно выдвинуться на территорию врага, залечь и ждать команды. Наша задача — уничтожить штаб врага, ударить в тот момент, когда они нас не ждут. На огромной территории разразилась не бывалая схватка. Сотни танков двинулись друг на друга. От дыма не видно было солнца, а мы, сотня бойцов, лежали в овраге, рядом с фашистами и было желание ударить по ним, но приказ есть приказ, мы ждали день, ночь, думали, что полк разбит и о нас забыли, но нет, рано утром по рации командир полка скомандовал — пора ребята, штаб должен быть уничтожен. А утро было тихое, только в поле догорали танки, пахло дымом. Мы молча поползли вперед и когда до врага оставались метры, то в их палатки, траншеи и блиндажи полетели сотни гранат. Фашисты нечего не поняли, выскакивали из палаток и сразу же попадали под наш огонь, а затем тишина — рота пошла в рукопашный бой. Он длился всего несколько минут. Получили новый приказ — срочно отойти в овраг. Едва успели это сделать, как фашисты открыли бешеный огонь по бывшему штабу, пытаясь нас сравнять с землей. Перепахали поле. Нам новый приказ, занять это поле и затаиться. Фашисты двинулись вперед. С нашей стороны не одного выстрела. Они, наверняка, подумали, что порвали нас на кусочки и смело шли и не прикрывались, а когда почти сравнялись я дал сигнал к рукопашному бою. Снова сработал эффект неожиданности. Они не осознали, что произошло, как все было кончено и рота снова исчезла в овраге. Фашисты подумали, что их пехота успешно прошла и двинулись танки, но все они были сожжены нашими « катюшами», а те танкисты, которые успели выскочить из танков, были уничтожены нашей ротой. Именно за бои на Курской дуге я был награжден орденом Красного Знамени. Затем была Белоруссия, Польша и было еще десятки острых боев, когда мы заходили в глубокий тыл и уничтожали важные точки врага. Приятно вспомнить, что большинство бойцов роты дожили до победы.
Окончена война, отгремели залпы салюта, фронтовики вернулись на родину, но далеко не все. Мне пришлось еще три года быть в армии, учить молодежь воевать и передавать опыт побеждать. Только в 1948 году я вернулся в родной Шимск. Восемь лет я пробыл армии. Такое не забывается. Если подробно рассказывать о всем, то получиться книга в несколько томов. 


Рецензии