Так играть не надо

Рано утром в воскресенье по радио звучала баллада Шопена. Я прибавил звук, как только уловил начало знакомой мелодии. И приготовился насладиться чудеснейшим произведением искусства величайшего Мастера. Но… Увы! Та самая музыка, которая знакома мне до йоты (поскольку я слушал её десятки, а может быть уже и больше раз), и каждый раз она вызывает во мне прилив таких эмоций, что слёзы невольно наворачиваются на глаза. Увы! – В этот раз ничего подобного я не испытал.

Уже по ходу исполнения я стал замечать, что пианист играет вроде бы туже мелодию (точно по нотам, да!) – да не ту… Вместо задумчивости он воспроизводит скованность. Вместо мечтательности у него получается легкомыслие. Вместо экспрессивности и глубины переживаний разбуженной памяти композитора пианист долбит по клавишам, как гвозди заколачивает. А в местах, где нужно показать суету дней и скоротечность времени, он начинает блистать молниеносной техникой и сыплет так, словно горох из дырявого мешка в большой медный таз. Звонко. Быстро. Громко. А где же чувства? Маэстро! Где Проникновенность?

Всё у этого исполнителя чересчур: там где быстро – супер быстро; там где медленно – так, словно у идущего на ногах комья грязи налипли и не дают оторвать ноги от земли; там где экспрессия – там молотком по гвоздям лупим. А в конце, ещё какие-то непонятные рассогласования в двузвучии: нота верхней и нижней октавы нажаты с отставанием одна от другой. Но опять же, это отставание слишком велико! Его надо сделать меньше. Едва заметным.

Есть такое понятие у актёров, когда артист «переигрывает». Он все реплики произносит правильно. И играет точно по сценарию. Но всё, что он делает – он делает вычурно, акцентировано, чтобы показать СЕБЯ. Мол, Я на сцене, ВОТ Я КАКОЙ! А нужно не себя показывать. Нужно роль исполнять! Нужно характер играть, эмоцию выстроить и донести в зрительный зал.

И у этого пианиста, который исполнял балладу Шопена номер «бир», и которого зовут «Гульнара», та же самая проблема. Закорючки с листа ты все вызубрила и исполнила правильно. А вот музыку загубила. И ту эмоцию, которая вложена Автором в неё, до слушателя не донесла. Потеряла по дороге своего тщеславия. Своего самолюбования. Это очень плохо. Так играть не надо.



P.S.

Тем более Фредерика Шопена! Тем более его фортепианную балладу! Тем более за номером «Бир»! Может быть рояль был «деревянный»? А? – Плохой инструмент. И музыкант тут ни причём.  Не знаю. Может быть. Значит надо найти хороший инструмент. И сыграть заново. И перезаписать эту балладу. В таком исполнении она не годится. В таком исполнении слез из глаз она не вызывает. Только скепсис.





8:59:00 13.03.2022          B7CD1460F0


Рецензии