Древнейшие надписи России



Некоторое время назад в республиканской печати («Дагестанская правда» от 23 ноября 2000 г. и 24 декабря 2001 г.) нами были опубликованы сообщения об обнаруженных в Агульском районе трех албанских надписях.

Дагестанская научная общественность к этим сообщениям тогда отнеслась достаточно прохладно. Но несмотря на это, за истекшие годы в данной области в целом произошли существенные изменения, среди которых наиболее значимыми можно считать дешифровку обнаруженных на Синайском полуострове албанских палимпсестов и идентификацию языка этих находок.

Как и предполагалось с самого начала албанских штудий, языком албанской письменности оказался удинский, к которому наиболее близко стоят современные агульский и лезгинский языки. Казалось бы, наконец-то в этой долгой албанской эпопее все точки над «и» уже расставлены.

Однако, как это часто бывает в научной практике, решение одних задач порождает интерес к решению и других. В данном случае имеется в виду вопрос об истоках зарождения албанской письменности, по поводу которого в литературе существует два мнения.

Согласно первому из них албанский алфавит в 415 г. н. э. был создан армянским религиозным просветителем Месропом Маштоцем, а согласно второму – Месроп лишь возобновил письменные традиции албанцев, которые существовали задолго до этого.

Точкой расхождения служит сообщение писателя 5 в. Корюна, биографа-просветителя, где говорится, что Месроп лишь «возобновил» албанский алфавит и содействовал возрождению научных знаний» в этой стране, а не о том, что создал его, как это принято считать. Но ввиду того что каких-либо материальных доказательств существования у народов албанского круга домесроповских письменных традиций выявлено не было, само это сообщение большинством исследователей воспринимается лишь как эмпирическое суждение.

Однако сегодня появилась возможность изменить сложившуюся точку зрения. Речь прежде всего идет об обнаруженной нами несколько лет назад в том же Агульском районе на стене дома в с. Тпиг – хорошо просматриваемой четырехбуквенной надписи, графемы, которую идентифицируют частично со знаками пехлевийского, а частично с буквами персидско-арамейского алфавитов.

Так, четвертая буква надписи имеет соответствие по начертанию в персидско-арамейском алфавите, но не имеет его в пехлевийском. А первая графема соответствие имеет в пехлевийском письме, но не имеет его в персидско-арамейском.

Колебания при идентификации знаков палеографической находки объясняются сложным характером самих названных алфавитов. Как известно, персидско-арамейское письмо возникло как разновидность арамейского в результате использования последнего в делопроизводстве дворцовой канцелярии персидских царей и окончательно сформировалось лишь после падения династии Ахеменидов. Прямым наследником этого типа письма считается пехлевийское письмо, возникшее в 3 в. н. э. в царствование Сасанидов. По сравнению со своим предшественником пехлевийское письмо представлено более громоздкой системой: имеет множество искусно сконструированных лигатур; количество букв в нем возросло с 21 до 36, не считая ряда специальных знаков, имеющих идеографическое значение. Младшая форма пехлевийского письма – авестийское (по названию написанных этим алфавитом религиозных книг, которыми пользовались приверженцы Заратустры) – возникла в 7 в. н. э. и отличается курсивным характером начертания букв, тогда как линия знаков первых двух алфавитов, как и графем агульской находки, лапидарны. Поэтому представляется более логичным сопоставление букв обнаруженной надписи со знаками первых двух алфавитов, чем с буквами авестийского алфавита.

Хронологически также новую агульскую надпись целесообразно датировать периодом не позднее чем 4 в. н. э., поскольку, как уже было сказано выше, начиная с 415 года в Албании входит в практику «месроповское» письмо.

Разумеется, все приведенные здесь сведения пока носят предварительный характер. Но о чем сегодня можно говорить совершенно определенно так это о том, что палеографические артефакты из Южного Дагестана как пехлевийского типа, так и албанского на сегодняшний день являются самыми древними памятниками письменности на всей территории постсоветской России.


Рецензии