Как определить возраст агульских поселений?

               

В истории вопрос, связанный с определением возраста поселений представляет большой интерес. Однако, пользуясь тем, что не существует общепринятых стандартных методов решения его, некоторые, увлеченные краеведением, люди  нередко какие-то свои, мягко говоря, не очень компетентные суждения пытаются выдавать за устоявшуюся истину. Так утверждают, что такое-то селение в недалеком прошлом не существовало, а такое-то, наоборот, стоит испокон веков и т.д. Такой подход, как и всякая другая некомпетентность, будоражит общество, вносит сумятицу в его дискурс, что не очень желательно.

Сам по себе процесс образования поселений, хотя внешне не всегда удается сделать его объектом наблюдений, особенно на дальних временных дистанциях, является динамичным явлением. То есть, одни поселения возникают, другие прекращают свое существование за сравнительно короткий срок, а третьи продолжают жить, охватывая возрастом большие временные интервалы. Не является исключением здесь и  агульские поселения. Учитывая то, что  от первых упоминаний народа в исторических хрониках до наших дней прошло около двух тысяч лет, мы вправе ожидать, что в этом плане указанный процесс не раз проявлял себя в полном цикле. И как бы подтверждая эту мысль, на территории расселения агулов, на сегодняшний день, помимо функционирующих сел, выявляется более сорока исторических поселений, в разные периоды и по разным причинам прекративших свое существование. Но как определить, когда и как это происходило, особенно если не существует базу данных, на которую можно опереться - упоминания в источниках, результаты археологических исследований или иные  доказательства?

Как сказано выше, единого алгоритма решения этого вопроса нет. В каждом отдельном случае положительным может оказаться какой-нибудь один конкретный метод. К примеру, для выяснения периода существования поселения Дямх1ял-х1у1р  от которого не осталось и следа, за основу можно взять само название его. При этом следует учитывать, что, представленный в нем топонимический индикатор х1у1р - «село» агулы добавляют исключительно к названиям поселений, прекративших свое существование (З.К.Тарланов. Агулы: их язык и история), тогда как, например, для лезгин эта практика является действующей - Кьасум-хуьр, Магьарам-хуьр и т.д..  Следовательно, основой анализируемого названия служит Дямх1ял.

В его составе  выделяется топоформант -ал со значением «на/над чем-либо», что дает возможность определить этимологическое значение слова как  «расположенное над дямх1-ом». Что касается этой части, то  здесь она  представляет собой перевернутую форму (инверсию) слова «дях1м», который восходит к  средне-персидскому «дахм(а)» - которым исторически назывались башни, в которых по религиозным  соображениям последователи Заратустры (Зороастра) складывали трупы умерших сородичей - «Башни молчания», как их называют в литературе. Отсюда и агульское слово дагъмай - «башня, каланча», которым нередко обзывают и долговязых людей. Поэтому правомерно заключить, что поселение Дамх1ял-х1у1р  существовало в период проповедования агулами зороастризма. Само оно располагалось неподалеку  от современного села Рича.

Тот же самый подход можно применить при определении периода существования, например, и ныне не существующего поселения Сарфун, расположенного между селами Квардал и Бедюк. Как известно, его исконное название Суфиян-шагьар, опять-таки, от зафиксированного в источниках  в качестве названия населенного пункта средне-персидского Спендан-шахр - букв. «Святой город», чем  объясняется и вербальная (устная) религиозная атрибутика, связанная с ним - «сарфундин эреллар» и прочее.

Несколько иной подход требуется при определении возраста таких сел как Бедюк, Гоа, Рича, Фите, Худиг и некоторых других. А дело в том, что показателем возраста здесь могут выступать, обнаруживаемые в этих селах  формы захоронений. В частности это относится к могилам в виде каменных ящиков - «цистов», с расположенными в них покойниками в сидячем положении. Такие захоронения обнаруживаются в районе школы с. Гова, за школьной спортивной площадкой с. Бедюк, в местности «Ач1акк» с. Рича и т.д.

Согласно принятому в литературе мнению, практика использования подобной формы захоронений падает на период 500 лет до н.э. - 500 лет н.э., т.е. охватывает примерно тысяча лет. Отсюда допустимо утверждение о том, что возраст тех населенных пунктов, в которых обнаруживаются эти «ящики» исчисляется как минимум от 2000 до 2500 лет.

Сходный результат показывает, когда возраст их определяется и  по площади кладбищ. Для этого берется промежуток времени, в течении которого возможно вести достоверный учет усопших. Это можно осуществить, например, с шестидесятых  годов до конца прошлого века, когда еще всех ушедших в мир иной помнят поименно и чьи имена зафиксированы на надгробиях и учетных книгах. Подсчитывают общее число их и вычисляют площадь, занимаемая могилами, а затем, полученных результат проецируют на площадь всего кладбища. 

Ориентировочно в таком же временном соотношении находится возраст и других агульских сел. Поэтому глупо утверждать, например, что Бедюк является хутором Рича (этому нет никаких доказательств), а еще глупее заявлять, что 500-600 лет его не было и вовсе. Сказанное равно одинаково относится и ко всем другим  населенным пунктам. Высказывания любые должны быть более содержательными, основанными на конкретике, а не идти от «потолка», как любит выражаться молодежь на современном сленге.

Гаджи Алхасов


Рецензии